Анна Благая -

Струны, на которых не играют

Скрипичная азбука

черновик странички для Азбуки

-

Струны, на которых не играют

Три игровые струны и множество «симпатических» струн под ними на индийском музыкальном инструменте саранги.
Источник: Wikipedia (фото загружено участником Hekerui)

Каких только видов струн мы не перечислили на посвященной им страничке — на всякий вкус и цвет!

Не коснулись только тех, на которых (в привычном нам понимании) не играют.

Найти их можно на некоторых старинных и народных инструментах. (См.: «Скрипки» в разные эпохи в разных странах).

Вот струны-бурдон.

Их функция — важно басить, пока на их фоне где-то высоко выписывает орнаменты и лопочет что-то на своем языке прихотливая мелодия (помните волынку? примерно так).

А вот — cтруны резонансовые (или симпатические), которых вообще обычно не касаются ни правой, ни левой рукой. На инструменте они даже и расположены часто там, где их не достанешь (обычно под грифом). Откликаясь на извлеченные смычком из игровых струн ноты, они тоже начинают неслышно «петь»  - резонируют, чем добавляют звуку свечение, полноту и объём.

(Кстати, делают их обычно из металла — к слову о якобы бедности «красок» металлических струн).

По сравнению с игрой на обычных (особенно «жильных») струнах это как ярко горящий на солнце витраж против полотен старых мастеров.

Впрочем, и те, и другие струны (и бурдон, и резонанс) — придают игре объём и дополнительные краски.

Кстати про объём. Если на классической скрипке, в отличие от ее древних собратьев, совсем не осталось бурдона или симпатических струн, а есть только игровые, то это еще не значит, что нам нельзя тоже поиграть с объёмом звука. Но об этом — как-нибудь в другой раз.

-

P.S. Инструменты со струнами-бурдонами: фидель/виела, колёсная лира, лира да браччо

Инструменты с резонансовыми струнами: виола д’аморе, баритон, хардингфеле, саранги

А вот где струны и такие, и такие (плюс еще и клавиши!): нюккельхарпа

=

Про резонансовые струны в Музыкальной энциклопедии:

дополнит. струны, не используемые непосредственно исполнителем, а самовозбуждающиеся от колебания игровых струн. Служат для обогащения тембра и усиления звучания последних. Делаются обычно из тонкой проволоки и размещаются под грифом. Существуют след. способы применения Р. с.:

1) каждой ступени звукоряда отвечает созвучие только осн. тона специальной P. c., при этом количеств во Р. с. значительно превосходит число игровых;

2) используется созвучание как основного, так и частичных тонов; количество Р. с. в этом случае значительно меньше, часто равно числу игровых струн. Р. с. встречаются у мн. инд. инструментов: сурбахарвина имеет 13 Р. с. и 5 игровых, шикара — 13 и 3 игровые, эсрар — 15 и 4 игровые; у норв. нар. скрипки хардингфеле — 4 Р. с. и 4 игровые. Р. с. применяются в нек-рых виолах (у виоль дамура количество Р. с. нередко равно числу игровых струн. значит. числом Р. с. снабжён баритон; шейка, под к-рой они размещены, укорочена, что позволяет извлекать на них отд. звуки пиццикато). На фп. при нажатии правой педали резонирующими становятся все неударяемые струны (см. Педаль). Рояли фирмы Блютнер снабжены спец. неударяемыми «аликвотными» струнами, натягиваемыми рядом с игровыми (немного выше их).

Г. И. Благодатов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.

=

Про бурдон в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

Бурдон (франц. bourdon) — органные трубы больших размеров (преимущественно четырехгранные, деревянные), от 8 до 32 футов длины, закрытые с одного конца, с боковым отверстием для звука. Звук их басовый. Бурдоном также называются низкие трубки волынки; это название давали еще в старину низким выдерживаемым тонам на струнных инструментах. Выдержанный тон в басу называется также гуммель-басом.

=

Про бурдон в Музыкальной энциклопедии:

БУРДОН, бордун (франц. bourdon, букв. — густой бас; позднелат. bordunus, нем. Bordun, итал. bordonе, англ. bourdon, burden). 1) Непрерывный и не изменяющийся по высоте звук открытых (не укорачиваемых при игре) струн щипкового и смычкового инструментов, басовых струн колёсной лиры и басовых трубок волынки, гулоса исполнителя, сопровождающего игру на открытых продольных флейтах типа флуера, курая и др. Б. обычно бывает нижним голосом муз. произведения (род органного пункта); иногда (напр., при игре на волынке) Б. образуют целые созвучия (двух- и трёхголосные). 2) Расположенные вне грифа открытые (не укорачиваемые при игре) струны щипковых и смычковых инструментов, служащие для извлечения бурдонных звуков. Применялись в некоторых старинных смычковых (фидель, баритон) и в нар. инструментах (крыловидные гусли). 3) Орг. регистр лабиальной группы семейства флейтовых (см. Орган). Трубы металлические, цилиндрич. формы, закрытые с верхнего конца. В диспозиции мануалов — 16′, 8′, 4′, 2′, 1′; как регистр педальной клавиатуры — 16′ (SubbaЯ) и 32′ (Untersatz). Звучность Б. мягкая, глуховатая. См. Gedackt. К. А. Вертков и Л. И. Ройзман.

(Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

-

См. тж.: Струны

«Скрипки» в разные эпохи в разных странах

Неслышимые ноты

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>