Анна Благая -

Скрипичная азбука. Солист, артист ансамбля, оркестра…

Скрипка | Скрипичная азбука

Солист, артист ансамбля, оркестра…

Черновик статьи для Азбуки

Делать музыку можно одному или в компании с кем-то. Количество музыкантов зависит от задачи, от содержания музыки, ее масштаба и характера.

Когда нужно высветить одинокую, но мощную и величественную человеческую личность — на сцену выходит солист.

Скрипачи-солисты играют виртуозные скрипичные пьесы, блестящие концерты и концертные фантазии, кантиленные пьесы, философскую музыку Баха для скрипки соло и др.

Солист — это главный герой. То же самое, что примадонна в опере. Даже больше: часто он один воплощает собой едва ли не все действие на сцене (хотя с ним могут взаимодействовать другие музыканты — пианист-концертмейстер или даже целый оркестр). Если провести аналогию с театральным миром,  это тот, кто произносит на сцене монологи. Поэтому это должна быть яркая индивидуальность, настоящая личность, которую должно быть интересно слушать. Вливаться в коллектив не является его прямой  обязанностью, и в жизни такой человек тоже чаще всего глубокий индивидуалист.

Ансамбль — это когда музыку делают несколько человек,  их вклад одинаково ценен.

Два играющих музыканта — это дуэт. Часто это скрипач и пианист. Именно для них написаны камерные сонаты Моцарта, Бетховена и т.д. Это беседа двух индивидуумов, в которой они размышляют на какую-либо тему, причем развивает тему то один, то другой инструмент. (Кстати, В. Григорьев говорил, что существующий предрассудок — одну и ту же тему два исполнителя должны исполнять одними и теми же штрихами — вреден: ведь это разговор двух личностей, а не двух близнецов!)

Трое музыкантов (чаще всего скрипач, виолончелист и пианист) - это трио.  Принцип тот же: тема чаще  звучит в исполнении то одного, то другого музыканта,  хотя в кульминациях они объединяются и действуют единым фронтом.

Когда на сцене четыре человека — это квартет. Здесь у нас уже две скрипки — первая и вторая — а также виолончель и альт. Звучание квартета специфично. Мне лично оно довольно часто напоминает этакие семейные посиделки, неторопливый разговор на кухне под чашку чая и бой часов с кукушкой. (Что, кстати, частично объяснимо тем, что тут действительно собраны  все представители скрипичного семейства, разве что без контрабаса. И тем, что множество квартетов когда-то, в 19 веке,  было написано как раз для того, чтобы быть исполненным в тесном семейном или дружеском кругу в часы досуга. Правда, в 20 веке характер квартетов стал непредсказуем).

Существуют еще квинтеты (5 музыкантов), секстеты (6), даже септеты (7) и октеты (8), но все это скрипачей сегодня практически не касается.

Зато ансамбли скрипачей, играющих в унисон, встречаются часто. Тут на сцене стоит множество музыкантов, и все они как один должны шпарить какую-нибудь трудную вещь,  нота в ноту, абсолютно синхронно, с одинаковой интонацией. Для усиления эффекта желательно, чтобы участники коллектива находились к тому же в самом нежном возрасте.

Такое блюдо предпочитают подавать на всяких городских смотрах и прослушиваниях ДМШ,  потому что это идеальный способ отчитаться перед начальством: все знают, как сложно сделать, чтобы все играли с одной интонацией и слаженно (нужна отличная подготовка и сыгранность), и если это достигнуто, значит, музыкальный чиновник может с легким сердцем тут же выписать премию или поощрительную грамоту, не напрягаясь  с  обсуждением всяких тонких музыкальных и художественных материй.

Впрочем, в случае с унисоном мы уже оказываемся на грани ансамбля и оркестра — такого собрания людей, где самые важные качества — умение подстраиваться (в прямом смысле) и чувство локтя (тоже часто в прямом…)

Оркестры бывают камерными (меньше людей, меньше масштаб звучания) и симфоническими. Именно симфонические оркестры футуролог Тоффлер, описывая эпоху индустриализации, в которую они появились, описывал как модель гигантского завода, где действует разделение труда и механический, а не гуманитарный подход к человеческой личности. Тут важнее всего дисциплина, аккуратность и умение стать частью единой огромной машины. Часто это выглядит так: одна группа музыкантов играет одну последовательность нот (или даже просто одну ноту, причем в течение долгого времени), другая — другую, а все они вместе  - грандиозный инструмент, на котором играет дирижер.  Мы, русские, индивидуалисты и не очень-то любим играть в оркестрах (нас и учат всех как солистов), в отличие от пунктуальных немцев, у которых любовь к механике в крови и которые образуют отличные симфонические коллективы — настоящие  машины, по мощи сравнимые разве что с дивизией танков.

-

См. тж.: Скрипач
Дирижер

  1. Очень интересная статья. На мой взгляд (я — «зритель средней продвинутости») наиболее интересны небольшие ансамбли (в пределах 7-8 человек), где каждый индивидуален (не только разные партии, но и разные инструменты), и где каждый имеет возможность «побыть» солистом, чтобы его инструмент прозвучал. :)

    Comment by Sofia — 12/01/2011 @ 19:29
  2. Исходя из демократических принципов и уважения к каждой личности — определенно вы правы :) Кстати, мне самой до такого подхода еще расти и расти)

    Comment by annablagaya — 13/03/2011 @ 15:28
  3. Уважаемая Анна!
    Случайно открыл для себя Ваш сайт — такой удивительный,разносторонний, такой смелый, правдивый и живой! С превеликим интересом и удовольствием листал страницу за страницей, восхищался Вашим литературным дарованием, знанием музыкальной «кухни » и жизни, Вашим тёплым юмором, пока не наткнулся на эту… Скажу честно — сильно разочаровался…
    Музыканты, заполняющие оркестры мира, были когда-то маленькими талантливыми девочками и мальчиками, которые в своё время блестяще окончили ЦМШ, консерватории или Джульярдсие школы, победившие нелёгкие конкурсы и получившие в итоге это самое место в оркестре. Не всем суждено стать солистом, но оставаться замечательными музыкантами и личностями это не мешает. Жаль, что относитесь вы к ним как-то «механически, а не гуманитарно»…
    Дескать, все мы равны, но некоторые равнее…
    То же касается и «вас, русских-индивидуалистов, не любящих играть в оркестрах» — кстати, в каждом оркестре мира играют по нескольку русских музыкантов. Как будто грузины или башкиры, испанцы или австрийцы существа стадные. А немцы — о них и говорить-то стыдно…
    И шовинизм этот зиждется не на гордости за некие особые черты или качества своего народа, а на принижении других. Поэтому, наверное, богат так русский язык милыми и ласковыми прозвищами своих соседей: чучмеки, лабухи, калбиты, чурки…
    Где-то Вами упомянутый психолог Виктор Франкль как-то сказал: «Я знаю только две рассы людей — людей порядочных и непорядочных…»
    Надеюсь, что и Вы принадлежите к числу порядочных и исправите эту главу.
    С уважением,
    Леонид Биндер, Зальцбург

    Comment by Леонид Биндер — 26/05/2017 @ 22:51
  4. Здравствуйте, Леонид!
    Прочитала Ваш коммент и начала думать, что такое я написала на своей страничке в том 2010-м, что ли, году.
    Померещилось, что Вы меня подозреваете в расизме.

    Увы, у меня не будет времени в ближайшие дни делать из этого черновика окончательный текст странички.
    Но по существу могу сказать вот что.
    Во-первых, я вовсе не считаю, что люди, работающие в оркестрах, меньше по таланту, чем солисты.
    Кстати, есть совершенно гениальная книжка «Путеводитель по оркестру и его задворкам», написанная как раз артистом оркестра. Гениальная! Вы читали? Если нет, очень рекомендую, получите огромное удовольствие. (Автор — Владимир Зисман).

    Что касается немцев и «мы, русские». Не могу сказать точно, что вас так задело. Вы немец? Примите мои комплименты — отлично знаете русский.
    Что касается меня, я, да, русская, училась в русской школе, и я действительно полагаю, что так выстроена наша профессиональная система, что готовит прежде всего солистов (кстати, во мне есть и немецкая кровь. Да, пожалуй, тут парадокс)) Как бы то ни было, моя немецкая часть не возмущается этим моим наблюдением).
    Кстати, от меня не укрылось про «поэтому, наверное, богат так русский язык милыми и ласковыми прозвищами своих соседей: чучмеки, лабухи, калбиты, чурки…»
    Про лабухов и калбитов впервые слышу, а в целом, думаю, вы в курсе того, что прозвища соседям дают и другие народы.
    Также могу вам сказать, что лично я и мои друзья так не выражаемся никогда. И более того: в той самой школе при Московской консерватории, где я училась, а далее в самой консерватории, учились множество талантливейших представителей соседних народов. А моя консерваторская профессор (роскошный музыкант!) была грузинкой. Никогда бы в жизни никто не подумал назвать их так, как вы тут написали.

    А Тоффлер действительно писал о симфонических оркестрах, его замечание очень и очень интересно!

    А к теме оркестров я еще пробовала возвращаться в Азбуке, насколько помню. Кажется, в итоге не опубликовала. Так что, скорее всего, продолжение следует.

    Comment by annablagaya — 27/05/2017 @ 00:16
  5. Дорогая Анна!
    Спасибо за скорый ответ! О книжке не слышал, но обязательно прочитаю.
    Что касается русских и немцов, посудите сами: Вы пишете — «Мы, русские, индивидуалисты и не очень-то любим играть в оркестрах…» Русские не любят? Индивидуалисты не любят? Или только русские индивидуалисты? Или инвивидуализм чисто русская черта характера?
    И далее: «в отличие от пунктуальных немцев…» Лишены немцы склонности к индивидуализму?
    Преобладает ли у них стадное, хоть и пунктуальное чувство?
    Дальше: «…по мощи сравнимые разве что с дивизией танков». Симфонии Моцарта или Шуберта с Берлинской Филармонией? И почему, если немцы, так и танки рядом?
    Согласитесь, какое-то совершенно несъедобное предложение.
    Удачи Вам,
    С уважением,
    Леонид

    Comment by Леонид Биндер — 27/05/2017 @ 01:17
  6. Леонид, получила и письмо по почте (постараюсь ответить — у меня очень большая проблема сейчас со свободными минутами даже), и комментарий.
    Да, обязательно почитайте книгу!
    А насчет сравнений…
    Ну что поделаешь, ну не нравятся Вам такие сравнения, «несъедобны» они для вас, но ведь никто же не заставляет вас их кушать! Есть множество других текстов, и других сравнений, и других точек зрения. Пусть сосуществуют все!

    Comment by annablagaya — 01/06/2017 @ 12:31
  7. ps Вот русским, в отличие от немцев, не дается футбол. Не обижайтесь за немцев)

    Comment by annablagaya — 01/06/2017 @ 12:37
  8. Прочитала письмо и написала ответ. Да, по письму я вас лучше поняла.
    Давайте вернемся к этой теме позже, достану ту вторую страницу про оркестры, когда физически смогу — когда будет оставаться время.

    Пока же правлю азбуку только если находятся грубые ошибки.

    Comment by annablagaya — 01/06/2017 @ 14:11

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>