Перейти к содержимому

О смычке в Музыкальной энциклопедии

Скрипка | Скрипичная азбука | Смычок

Статья о смычке из Музыкальной энциклопедии

СМЫЧОК — приспособление для извлечения звука на струн. смычковых инструментах. Осн. части С. — слегка изогнутая трость, сделанная из эластичного дерева, и натянутые на ней конские волосы (перед игрой волосы натирают канифолью). Проведение С. по струне вызывает её колебание. Впервые стал применяться в вост. инструментарии; в простейшем виде (без механич. регулировки натяжения) сохранился у ряда народов Сов. Союза, а также разл. народов вост. и юго-вост. Азии и Африки. Наиболее совершенный тип такого С. используется при игре на кеманче и гиджаке. Во время игры пальцами правой руки исполнитель регулирует степень натяжения пучка волос, а также производит его лентообразное распластывание. При помощи С. на всех вост. инструментах исполняется только мелодия, применяются лишь плавные штрихи. В Европе С. появился ок. 8 в. Долго существовали разл. рода лунообразные С.; один и тот же тип С. применялся при игре на фиделях, ребеках, а также лирах и разл. виолах. Для звукоизвлечения использовалась верх. часть лукообразного смычка (? его длины). Уже в 12 в. возникли разл. приспособления для изменения степени натяжения волоса, в т. ч. палочка или кусок дерева, помещавшийся между тростью и волосом для его оттяжки. Колодка простейшего типа вырезалась вместе с тростью из одного куска дерева. С течением времени у европ. С. форма трости преобразовывалась (из лунообразной превратилась в почти прямую). С 14 в. возникли разные типы оформления конца С.; сначала его делали в виде пуговицы, к которой прикреплялся волос, иногда конец был изогнутым, позднее он приобрёл форму «утиного носа». С развитием инстр. музыки и техники игры на смычковых инструментах в 16 в. продолжала совершенствоваться и конструкция С. Для удобства игры использовались разные способы прикрепления С. к кисти руки (разл. виды перевязей). Лишь в сер. 17 в. колодка стала отдельной от трости деталью смычка, был создан механизм для изменения натяжения волоса — т. н. кремальер (расположенная сверху трости зубчатая пластинка, на зубцы которой с помощью петли нацеплялась колодка); кремальер вскоре был заменён винтом, регулирующим степень натяжения волоса. Во 2-й пол. 17 в., по-видимому, по инициативе А. Корелли, в связи с развитием техники штрихов появился С. с параллельным расположением волоса и трости. Потребность в применении лёгких, прыгающих штрихов вызвала появление С. с более гибкой тростью. Эту реформу осуществил в 1730 Дж. Тартини. Длина скрипич. С. была увеличена, трость стала прямой с канелировкой (продолговатые продольные углубления) для удобства держания С. В дальнейшем канелировка была заменена обвивкой (нитяная, посеребрённая нить, серебряная проволока, китовый ус). Дальнейшее совершенствование С. было произведено во 2-й пол. 18 в. скрипачом В. Крамером; в его конструкции трость прямая, головка расположена под прямым углом к трости, колодка, по форме напоминающая головку, обычно делалась из кости, пучок волоса был очень узким. С этого времени произошла дифференциация С. у отд. представителей семейства смычковых инструментов. В последней трети 18 в. выдающийся франц. мастер Ф. Турт Младший создал тот совершенный тип С., который сохранился в работах всех последующих мастеров; такой С. применяется и в совр. муз. практике. В С. конструкции Турта волос распластывался в виде ленты спец. пластинкой, задвигающейся в колодочку; им был введён и металлич. винт, в качестве наиболее пригодного материала для трости была использована древесина фернамбука, трость приобрела вогнутые очертания, впервые были определены длина и вес скрипичного, альтового, виолончельного и контрабасового С. и определён центр их тяжести, окончательно установлена форма головки (т. н. эсика). При реконструкции С. Турту оказывал помощь своими советами Г. Пуньяни (по др. данным, Дж. Б. Виотти). Позднее доминирующее положение в изготовлении С. в течение всего 19 в. занимали франц. мастера, в т. ч. Ф. Люпо и Д. Пеккат. Широко известны С., изготавливавшиеся Ж. В. Вильомом (некоторые его С. сделаны из пустых стальных трубок, окрашенных под цвет фернамбука). Совершенны работы его помощника и последователя Ф. Н. Вуарена. Позднее во Франции выдвинулись мастера А. Ж. Лами, И. А. Виньерон, Э. Сартори, в Великобритании — Дж. Додд, Дж. Табс и семейство Хилл, в Германии — Л. Бауш, К. Гримм, X. и А. Нюрнбергеры и др., в Нидерландах — Ван дер Меер, в США — Ч. Алберт и Д. Флехтер, в России — H. P. Киттель, завоевавший своими С. всемирную известность. До 1914 теорией конструкции С. занимался рус. мастер М. А. Нетыкса, который сам создал ряд С. Из сов. мастеров известны П. Н. Летунов, А. М. Токарев и особенно Л. А. Горшков, изготавливающий прекрасные смычки, часто с колодкой из слоновой кости.

— —

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Виолончельная классика, т. 1, М., 1950; его же, Джузеппе Тартини, М., 1969; Кузнецов К., Ямпольский И., Арканджело Корелли (1653-1953), М., 1953; Струве В. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Saint-George H., The bow, L., 1896; Balfour H., The natural history of the musical bow, Oxf., 1899, Portland, 1976; Drдger H., Die Entwicklung des Streichbogens, Kassel, 1937; Roda J., Bows for musical instruments of the violin family, Chi., 1959; Exhibition loan stringed instruments and bows, N. Y., 1966; Millant R., J. B. Vuillaume. Sa vie et son oeuvre, L., 1972.

Б. В. Доброхотов.

(Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982)

Вернуться в Скрипичную азбуку к статье «Смычок»

2 комментария для “О смычке в Музыкальной энциклопедии”

  1. georgios iliadis

    ДОБРЫЙ ДЕНЬ! ЕСЛИ МОЖНО НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ?
    1.ВЫ ПИШИТЕ ЧТО В ЕВРОПЕ СМЫЧОК ПОЯВИЛСЯ В 8 ВЕКЕ. В КАКОЙ СТРАНЕ ЕВРОПЫ? И ОТКУДА?
    2.КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА МОЖНО ВЗЯТЬ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ВАШЕГО УТВЕРЖДЕНИЯ ОБ ЭТОМ?
    3.РАССМАТРИВАЕТЕ ЛИ ВЫ ВИЗАНТИЮ КАК ОДНУ ИЗ СТРАН В КОТОРОЙ МОГ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИТЬСЯ СМЫЧОК?
    С УВАЖЕНИЕМ
    ИЛИАДИ Ю.Х.

  2. Здравствуйте!
    В начале этой страницы я писала, что здесь цитируется статья о смычке из Музыкальной энциклопедии.
    Речь о 6-томной Музыкальной энциклопедии, которая издавалась на протяжении 9 лет в издательстве «Советская энциклопедия» (Москва) с 1973 по 1982 год.
    Ваши вопросы, должно быть, обращены не ко мне, а к автору статьи (Б. В. Доброхотову), но я не знакома с ним и не знаю, где его найти.
    P.S. Даю список литературы, которым заканчивается статья: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Виолончельная классика, т. 1, М., 1950; его же, Джузеппе Тартини, М., 1969; Кузнецов К., Ямпольский И., Арканджело Корелли (1653-1953), М., 1953; Струве В. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Saint-George H., The bow, L., 1896; Balfour H., The natural history of the musical bow, Oxf., 1899, Portland, 1976; Drдger H., Die Entwicklung des Streichbogens, Kassel, 1937; Roda J., Bows for musical instruments of the violin family, Chi., 1959; Exhibition loan stringed instruments and bows, N. Y., 1966; Millant R., J. B. Vuillaume. Sa vie et son oeuvre, L., 1972.
    Б. В. Доброхотов.

    Вот та же статья на сайте «Словари и энциклопедии на Академике»: Смычок. — Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.

    С уважением,
    Анна

Добавить комментарий для annablagaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *