Анна Благая -

Скрипка в энциклопедиях

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Статьи о скрипке в энциклопедиях

 

Большая Советская Энциклопедия:

Скрипка
(от скрипеть; итал. violino, уменьшительное от viola, франц. violon, англ. violin, нем. Geige)

        струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру инструмент скрипичного семейства (С., альт, виолончель, контрабас). 4 струны С. настроены по квинтам. При игре держится на плече (а браччо). Диапазон: от соль малой октавы до до3. Общая длина 600 мм (в педагогической практике применяются С. и меньшего размера). Основной приём извлечения звука — ведение смычком по струнам, используется способ игры Флажолетами, иногда звук извлекается щипком — Пиццикато. Наряду с фортепьяно С. наиболее распространённый сольный концертный инструмент. Существуют различные теории происхождения С.: от смычковых инструментов, занесённых арабами в 8 в. в западно-европейские страны, от средневековых кроты, виелы (эти инструменты, в отличие от С., не держались на плече). Многочисленные факты, однако, устанавливают связь С. с народным музыкальным инструментом славян. В польских землях ещё в 15 в. (когда в странах Западной Европы господствовали виолы с терцово-квартовой настройкой) бытовал 3-струнный смычковый инструмент типа С., с настройкой струн по квинтам. Эта народная С. не имела ещё строго установленных пропорций, не была покрыта лаком, обладала острым, резким звуком (отсюда и название С. — польское skzypce), высоким регистром (о польской С. писал немецкий музыковед М. Агрикола в 1528). Классический тип С. вырабатывался на протяжении 15—16 вв. одновременно в Польше, Италии, Франции. На основе усовершенствования народный С. и использования опыта, накопленного мастерами в построении музыкальных смычковых инструментов, был создан классический тип С., сочетавший высокую тесситуру с певучестью и технической подвижностью. В 16—18 вв. в Северной Италии сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров — в Бреше (Г. да Сало, Дж. Маджини), Кремоне (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Л. Страдивари) и др. Мастерами кремонской школы была окончательно установлена конструкция С., выработан специфически скрипичный тембр. Итальянская С. применяются в современной исполнительской практике, многие из них считаются непревзойденными. Утверждение С. как ведущего сольного концертного инструмента сыграло большую роль в истории музыкального искусства. Новые жанры инструментальной музыки 17—18 вв. — сольная соната и концерт — возникли первоначально как жанры скрипичной музыки. Инструменты скрипичного семейства во главе со С. составили основу определившихся к середине 18 в. классического состава симфонического оркестра и струнного квартета.
         В 17—18 вв. интенсивно развивается искусство сольной игры на С, создаётся скрипичная музыка (А. Вивальди, Дж. Тартини — Италия; Ф. Бенда, Я. Стамиц —Чехия; Ж. М. Леклер, П. Гавинье — Франция, и др.). В 19 в. большую роль в развитии скрипичного искусства сыграл итальянский скрипач и композитор Н. Паганини. Среди скрипачей — исполнителей и композиторов 19—20 вв.: Дж. Б. Виотти, П. Роде, Р. Крейцер (Франция), А. Вьётан, Э. Изаи (Бельгия), К. Липиньский, Г. Венявский (Польша), Я. Кубелик (Чехия), И. Иоахим, Е. Хубаи (Венгрия), Ф. Крейслер (Австрия), Дж. Энеску (Румыния). Крупных скрипачей выдвинула русская скрипичная школа: И. Е. Хандошкин (2-я половина 18 в.), А. Ф. Львов, Н. Я. Афанасьев (19 в.) и др. В начале 20 в. скрипичный класс Петербургской консерватории, возглавлявшийся Л. С. Ауэром, приобрёл значение мирового центра скрипичного искусства (ученики Луэра: Я. Хейфец, Е. Цимбалист, М. Эльман, М. Полякин). Выдающиеся скрипачи современности — Д. Ф. Ойстрах и Л. Б. Коган (СССР), И. Менухин и И. Стерн (США), Г. Шеринг (Мексика) и др. См. илл.
         Лит.: Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, 2 изд., М., 1964; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, т. 1, М. — Л., 1951, гл. 1—2.
         И. М. Ямпольский.

 

Музыкальная энциклопедия:

 

СКРИПКА (итал. — violino, уменьшит. от viola; франц. — violon; англ. — violin; нем. — Violine, Geige) — струнный смычковый муз. инструмент. С. — наиболее высокий по тесситуре из инструментов скрипич. семейства, к которому относятся также альт и виолончель (контрабас происходит от контрабасовой виолы, хотя в процессе своего формирования он испытал сильное воздействие скрипичных инструментов). 4 струны С. настроены по квинтам (строй: g, d, a1, e2), диапазон свыше 4 октав. В отд. случаях строй меняется (см. Скорда-тура). При игре С. держится на левом плече (a braccio). Партия нотируется в скрипичном ключе. Общая длина С. ок. 600 мм. В педагогич. процессе применяются С. и меньших размеров: 3/4, 1/2, 1/4, 1/8. Ранее изготовлялись т.н. карманные скрипки — пошетты. С. имеет овальный корпус с характерными вырезами по бокам («талия») для ведения смычка; состоит из 2 слегка выпуклых дерев. пластин — дек, соединённых обечайками. Для укрепления дек по их краю проложены дерев. 3-слойные полоски — ус (в некоторых итал. и польских инструментах — двойной ус). Верхняя дека имеет дерев. пружину, приклеенную изнутри, и 2 резонаторных отверстия — эфы. Между эфами и под струнами расположена слегка закруглённая подставка. Струны закреплены на подгрифке (струнодержателе), зацепленном петлёй из толстой жильной струны за пуговку, вклеенную в обечайку. С противоположной от подставки стороны струны проходят над слегка закруглённой пластиной — грифом и натягиваются до его приподнятого края — порожка. Гриф укреплён на вклеенной в корпус шейке, представляющей собой закруглённую планку, переходящую в коробку, в к-рую вставлены колки, и заканчивающуюся специфич. завитком — «улиткой». На колки навиваются концы струн. Внутри корпуса между деками около правой стороны подставки вставляется цилиндрич. дерев. штифт («душка»), передающий колебания с верхней деки на нижнюю. К С. прикрепляется также подбородник (слева от подгрифка), обеспечивающий более устойчивое положение при держании инструмента. Верхняя дека, душка и пружина изготавливаются из т.н. резонансной ели; гриф, подгрифок, колки, подбородник, пуговка — из чёрного дерева (ныне также из пластмассы), остальные части — из явора (волнистого клёна). Корпус и шейка С., включая завиток, покрываются цветным лаком. Старинные инструменты имели более короткую шейку, к-рая вклеивалась под другим углом, меньший по размеру гриф, более слабую пружину, более низкую и толстую подставку; подбородник отсутствовал, струны были толстые, жильные. Скрипачи держали С. справа от подгрифка. Во 2-й пол. 18 в. шейки у С. были удлинены, пружины стали делать более сильными, подставки — более высокими и тонкими, что изменило диапазон и звучание С., тембр стал более ярким, насыщенным и сильным — в соответствии с новыми эстетич. требованиями. Большую роль в этом сыграла также реформа скрипичного смычка. Осн. способ звукоизвлечения на С. — ведение смычком по струне. Применяется и способ игры щипком — pizziccato. Изменение высоты звука осуществляется постановкой пальцев левой руки на струны и прижатием их к грифу. Возможна и игра флажолетами, извлечение двойных нот и аккордов. Изменением характера движения смычка можно добиться разнообразного звучания (см. Штрих). С. как проф. инструмент возникла в кон. 15 в. Существуют многочисл. теории происхождения С., в т.ч. от смычковых арабских, среднеазиатских, закавказских инструментов, занесённых в Европу, от смычковых инструментов сканд. и прибалтийских стран, от ср.-век. кроты, жиги, смычковой лиры, семейства виол и др. Наибольшее распространение получила теория синтеза — происхождения С. от ср.-век. инструментов типа фиделя (гл. обр. южнослав.) и ребека. Исследования 1970-х гг., произведённые на основе археологич. раскопок и иконографич. находок, свидетельствуют о безусловной связи С. с нар. инструментарием славян. На территории Польши, а также Зап. Украины и Белоруссии ещё в 14 в. широкое распространение получили 3-струн. смычковые инструменты под назв. «скрипица», «скрипель», настроенные по квинтам, без ладов на грифе, обладающие многими признаками С., в то время как в Зап. Европе господствовали много-струн. инструменты терцо-квартового строя с ладами на грифе. Представляют интерес и более древние слав. инструменты (в т.ч. польские мазанки и др.), которые обладали ярким, острым тембром, высокой тесситурой, «скрипящим» звучанием (отсюда и польское назв. С. — skrzypce). О т.н. польских С. писали немецкий музыковеды М. Агрикола (нач. 16 в.), позднее М. Преториус. К кон. 15 в. в Польше закончился процесс формирования типа С., получившего затем назв. «предклассического». Используя накопленный в народе опыт изготовления инструментов и совершенствуя нар. тип С., мастера Польши, Италии и Франции на протяжении 15-16 вв. одноврем. выработали тип С., ставший классическим. Установились точная конструкция, особенности звучания, тембра С. В результате возник инструмент, сочетавший специфически скрипичное звучание с высокой тесситурой, ярким и насыщенным тембром и обладающий большими технич. возможностями. Наиболее ранние изображения С., близкой к инструментам классич. формы, — скульптурные: на фронтоне одного из домов центр. части Гданьска (1505) и на надгробии Ф. Ягеллона в Кракове (1510). Одно из первых изображений С. в итал. живописи — 3-струн. инструмент (далёкий ещё от классич. формы) на картине Г. Феррари «La Madonna degli aranci» (1529). В отличие от слав. стран, в др. европ. странах С. к нач. 16 в. не имела собств. названия. В Италии она называлась «виола с 3 струнами без ладов» (N. Vicentino, «L’antica musica», Roma, 1555). Во Франции для обозначения С. использовали провансальское назв. инструмента 15 в. — violon. В Германии словом Geige обозначались «польские скрипки» (в работах Агриколы). В 16-18 вв. в разных странах Европы сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров: в Польше — М. Добруцкий, семьи Гроблич и Данкварт; в Италии — Г. да Сало, Дж. Маджини (Бреша), А. и Н. Амати, Дж. Гварнери дель Джезу, А. Страдивари (Кремона), Д. Монтаньяна, Санто Серафино (Венеция), П. Гранчино, К. Тесторе, Дж. Гваданини (Милан), А. Гальяно (Неаполь) и др.; в Германии — Я. Штейнер, семья Клоц. В творчестве итал. мастеров, в первую очередь кремонской школы, окончательно сформировалась конструкция С. В Кремоне созданы во многом непревзойдённые образцы классич. С., до сих пор применяющиеся в исполнит. практике. К кон. 18 в. развернулось массовое ремесленное производство С. (особенно в Тироле), а затем и фабричное изготовление инструментов. Индивидуальное искусство мастеров постепенно пришло в упадок; среди немногих позднейших мастеров — Н. Люпо, Ж. Б. Вильом, Э. Ватло (Франция), В. Панормо и бр. Хилл (Англия), Я. Кулик, Ф. Шпидлен (Чехословакия), И. А. Батов, H. P. Киттель и А. И. Леман (Россия), создавшие образцы конц. инструментов. Завоевали известность сов. мастера — E. P. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. А. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, В. И. Зедник, Л. А. и Б. Л. Горшковы, А. С. Кочергин и др. В СССР в 1919 создана Гос. коллекция муз. инструментов, к-рая непрерывно пополняется лучшими образцами С. В процессе эволюции С., связанном с расширением форм музицирования при демократизации культуры в эпоху Возрождения, с развитием гомофонного мелодич. стиля, обогатились выразит. возможности инструмента. Благодаря близости звучания к человеческому голосу, способности воспроизводить мелодии большого дыхания, сильному эмоциональному воздействию на слушателей С. стала ведущим инструментом в Европе, несмотря на конкуренцию семейства виол, применявшихся в дворянском быту; особенно острой борьбой процесс утверждения господства С. сопровождался во Франции. Ещё в 1740 был напечатан трактат Ю. Ле-Блана «В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и притязаний виолончели». Применение С. в проф. искусстве вызвало к жизни новые инстр. жанры — сольную сонату и концерт, возникшие в 17-18 вв. именно как скрипичные жанры. С. уже с нач. 17 в. применялась в оркестре (впервые введена К. Мон-теверди в опере «Орфей» под назв. «violino piccolo alla francese», 1607). К сер. 18 в. наряду с др. инструментами скрипичного семейства она стала основой классич. состава симф. оркестра и струн. квартета. Самые ранние сольные произв. для С. появились в Италии в нач. 17 в. — сонаты с basso continuo Б. Марини, М. Уччелини, Дж. Легренци, Дж. Б. Витали. Первые произв. концертирующего стиля создали А. Яжембский (1627), позднее — Дж. Торелли. Первые произв., основанные на принципах concerto grosso, написал А. Страделла (Sinfonia, 1676), первые совершенные образцы принадлежат А. Корелли (ок. 1680). Расцвет сольного скрипичного исполнительства приводит в 17-18 вв. к формированию ярких нац. скрипичных школ — итальянской (А. Вивальди, Ф. Джеминиани, П. Локателли, Дж. Тартини, Г. Пуньяни), французской (Ж. Б. Люлли, Ж. М. Леклер, П. Гавинье, Дж. Б. Виотти), польской (А. Яжембский, Ф. Дурановский, Ф. Яневич), чешской (Ф. Бенда, Я. Стамиц и его сыновья, П. и А. Враницкие), немецкой (И. Вальтер, И. Вестхоф), австрийской (Г. И. Ф. Бибер, К. Диттерсдорф). Форма смычка и слабо натянутый волос давали возможность скрипачам 17-18 вв. исполнять на С. многогол. аккорды (в т.ч. в соч. И. С. Баха). В 19 в. огромную роль в развитии скрипичного исполнительства сыграло искусство Н. Паганини. Он расширил образную сферу скрипичных произв., ввёл новые приёмы игры, заложил основы совр. скрипичной техники. Выдающиеся скрипачи 19 в. — П. Роде, Р. Крейцер, П. Марсик, П. Байо (Франция), К. Липиньский, Ап. Контский, Г. Венявский, И. Лотто, С. Барцевич (Польша), Й. Славик, Ф. Лауб, Ф. Ондржичек (Чехия), Г. Эрнст (Моравия), Л. Шпор, Ф. Давид, Й. Иоахим, А. Вильгельми (Германия), Ш. Берио, А. Вьетан, Э. Изаи (Бельгия), П. Сарасате (Испания), У. Булль (Норвегия), Й. Майзедер, Г. Хельмесбергер, Я. Донт (Австрия). Главой рус. скрипичной школы в 18 в. был крупнейший исполнитель и композитор И. Е. Хандошкин; в 19 в. выдвинулись Г. А. Рачинский, А. Ф. Львов, Н. Д. Дмитриев-Свечин, Н. Я. Афанасьев, А. Д. Бродский, В. В. Безекирский, И. И. Котек. В России развернулась педагогич. деятельность поляка Г. Венявского, чехов Ф. Лауба и И. Гржимали. Из скрипичного класса Петерб. консерватории, возглавляемого Л. Ауэром, в нач. 20 в. вышла плеяда выдающихся исполнителей — Я. Хейфец, Е. А. Цимбалист, М. Эльман, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин. На основе плодотворного развития и продолжения прогрессивных рус. и заруб. традиций сложилась сов. скрипичная школа. Победы сов. скрипачей на междунар. конкурсах выдвинули скрипичную школу СССР на одно из первых мест в мире. Крупнейшие сов. скрипачи — М. Г. Эрденко, Полякин, Цейтлин, Б. О. Сибор, Д. Ф. Ойстрах, М. И. Фихтенгольц, Л. Б. Коган, И. С. Безродный, М. И. Вайман, В. А. Климов, И. Д. Ойстрах, Б. Л. Гут-ников, В. В. Третьяков, О. В. Крыса, С. И. Снитковский, В. А. Пикайзен, В. Т. Спиваков. Выдающиеся заруб. исполнители 20 в. — Л. Капе, Ж. Тибо, Ж. Невё, З. Франческатти (Франция), Ф. Крейслер (Австрия), Я. Кубелик, Я. Коциан, В. Пшигода, Й. Сук (Чехословакия), Дж. Энеску (Румыния), Б. Губерман, П. Коханьский, Г. Бацевич, В. Вилкомирская, А. Кулька (Польша), Хейфец, Цимбалист, Эльман, H. Мильштейн, И. Менухин, Р. Риччи, И. Стерн (США), Г. Шеринг (Мексика), Ё. Хубаи, Ф. Вечей, Й. Сигети (Венгрия), К. Флеш, А. Буш, В. Бурместер, Г. Куленкампф (Германия), А. Грюмьо (Бельгия), Ф. Гулли (Италия) и др. В течение более трёх столетий для С. создавались многочисл. сольные и камерные произв. В совр. репертуаре и педагогич. практике из произв. 18 в. сохранялись сонаты и партиты для С. соло и концерты И. С. Баха, концерты А. Вивальди, Дж. Тартини, сонаты Г. Генделя, сонаты и концерты И. Гайдна и В. А. Моцарта; лучшие скрипичные произв. 19 в. — сонаты и концерты Л. Бетховена, И. Брамса, концерты Ф. Мендельсона, А. Дворжака, К. Сен-Санса, Э. Лало, М. Бруха, сонаты Э. Грига, виртуозные произв. Н. Паганини, А. Вьётана, Г. Венявского, П. Сарасате и др.; среди сочинений для С. композиторов 20 в. — концерты Я. Сибелиуса, К. Шимановского, Э. Элгара, У. Уолтона, Б. Бриттена, Д. Мийо, А. Онеггера, П. Хиндемита, А. Шёнберга, А. Берга, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, С. Барбера, А. Копленда и др.; сонаты М. Равеля, К. Дебюсси, Онеггера, Э. Блоха, Э. Изаи, Б. Бартока и др. Рус. скрипичная литература в репертуаре совр. скрипачей представлена концертами П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. С. Аренского, Г. Э. Конюса, С. М. Ляпунова, конц. сюитой С. И. Танеева, «Фантазией на русские темы» Н. А. Римского-Корсакова, сонатами Н. К. Метнера, А. Ф. Гедике, Г. Л. Катуара, пьесами Чайковского, Глазунова, С. В. Рахманинова; мировой популярностью пользуются концерты сов. комп. С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, часто исполняются также концерты Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, сонаты Прокофьева, Шостаковича, М. С. Вайнберга, А. А. Бабаджаняна, А. И. Хачатуряна, К. С. Хачатуряна, А. Я. Эшпая и др. Образцы нац. скрипичных концертов создали Б. Д. Дварионас, А. Д. Мачавариани, К. А. Караев, А. А. Бабаджанян, А. Г. Рзаев и др.

 

 

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>