Анна Благая -

Скрипка и волки

Скрипичная азбука

Черновик статьи для Азбуки

Скрипка и волки

Взаимоотношения скрипачей с волками вовсе не ограничиваются сюжетами из волшебных сказок. Чтобы встретиться с волком, скрипачу даже не нужно идти в лес — иногда волк поджидает его прямо на скрипичном грифе.

Речь, правда, не о каждом грифе и не о каждом волке. Существуют скрипки с так называемыми «волчками» (про них еще говорят, что в них есть «волчья нота» или «волчий тон»; по-английски это будет wolf note и wolf tone). «Волчки» — это недостатки конструкции конкретного инструмента; говорят, в виолончелях они встречаются чаще, чем в скрипках. Из-за них на какой-нибудь определенной ноте скрипка неожиданно и неуправляемо начинает подвывать.

Мне не приходилось встречаться на скрипке с волками (спасибо мастерам, создавшим инструменты, на которых я играла). Поэтому не знаю, как воспринимается такой «вой», когда он звучит у тебя прямо под ухом. Может быть, и правда по-волчьи?

Но по-моему, со стороны эта штука звучит не очень-то похоже на соло под луной. Тут что-то помельче… Да, звук возрастает-затухает (повышается-понижается), но происходит это очень быстро. Нота словно двоится, происходит какое-то мелькание… То есть будто бы «волчок», но совсем в другом смысле (не как «маленький волк», а как игрушка, которая вертится).

Можно убедиться в этом, послушав «волчьи ноты» вот тут (или — на примере виолончелей — тут и тут). Согласитесь — на вой похоже скорее глиссандо, которое делает девушка со второго видео в поисках «нехорошей ноты». А когда эта нота уже найдена, происходит скорее какая-то… странная звуковая пульсация. Которая, к слову, здорово давит на уши.

И если верить Википедии (не знаю, не мистификация ли это, поскольку в моем распоряжении нет источника, на который ссылается свободная энциклопедия: Shoemaker, Henry W. Wolf Days in Pennsylvania. Altoona: Altoona Tribune Publishing Company, 1914, 1917), сами же волки в ужасе бегут из лесов, заслышав этот звук.

-

/ Сравните с настоящим волчьим воем: звуковые примеры можно найти вот тут и тут /

-

Если убрать волка из скрипки нельзя, остается научиться с ним жить. Те, кто имел соответствующий опыт, перечисляют способы борьбы: эксперименты с подгрифником, эксперименты со струнами  и их комбинацией (надо пробовать более мягкие версии), эксперименты с канифолью, эксперименты со смычками (надо пробовать разные); меньше натягивать волос, вообще обращаться нежнее с «волчьей» нотой, нежнее извлекать ее из инструмента (правда, кто-то пишет как раз наоборот: увеличить нажим…). Еще существуют специальные приспособления — «волкодавы». Они продаются в муз. магазинах, но кое-кто говорит, что они давят не только «волков», но и звук.

Ясно, что «эксперименты» могут затянуться. Поэтому тем, кто хочет решить проблему проще и быстрее, лучше сразу обратиться к опытному скрипичному мастеру. Тем же, кто желает пойти самым длинным и сложным путем, придется для начала изучить основы физики и акустики, а заодно ознакомиться с тонкостями скрипкостроения. Здесь я буду вынуждена таких читателей оставить. Могу дать для начала лишь несколько ссылок — в конце страницы.

P.S. Кстати, интересно, что раньше в истории музыки волки уже фигурировали — в контексте так называемых «волчьих квинт». Так назывались очень фальшивые квинты, которые возникали при старом нетемперированном строе. См. об этом в статье из Музыкальной энциклопедии про темперацию, а также здесь и здесь.

-

«Волчьи ноты»:

http://corpuscul.net/teoriya-zvuka-2/akusticheskie-xarakteristiki-orkestra/smychkovye-akustika/volchij-ton/

http://www.allthingsstrings.com/Instruments/CARE-MAINTENANCE/How-to-Tame-Annoying-Howling-Wolf-Tones

http://en.wikipedia.org/wiki/Wolf_tone

http://www.violinviolacello.com/wolf.htm

http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-85824.html

  1. Спасибо, Анна. Я поняла кто ищет тот всегда найдет. Вот и вопрос с мастером у меня решился как-то очень удачно. Даже не ожидала.
    Уже яснее, что такое волчок. Теперь буду отслеживать волчий тон на своей. Мастер сказал есть там, но бывает и хуже. Врагов надо знать в лицо, по аналогии.:)

    Comment by Елена — 31/03/2013 @ 16:09
  2. Елена, поздравляю (с мастером)!
    Насчет волчка — если вам еще есть что добавить (после общения с мастером на эту тему), пишите здесь, любая информация будет полезна.
    Кстати, как волчок проявлялся на вашей скрипке? Я так поняла, он был не настолько очевиден, как в тех видео- и аудиопримерах?

    > Врагов надо знать в лицо, по аналогии.:)
    Это точно! Я бы даже сказала — врагов в данном случае надо знать в морду…)

    Comment by annablagaya — 31/03/2013 @ 18:55
  3. На моей выносило смычок на обочину ( на гриф). Просто неконтролируемо. :(
    Действительно нужно искать баланс, но приспосабливаешься,что ж делать-то…

    Comment by Елена — 05/04/2013 @ 14:09
  4. > На моей выносило смычок на обочину ( на гриф)

    Вот это да — прямо полтергейст! :(

    Comment by annablagaya — 08/04/2013 @ 09:27
  5. А может еще просто струны разыгрывались???

    Comment by Елена — 15/04/2013 @ 15:52
  6. дело в палочке соединяющей верхнюю и нижнюю дэку прямо под кобылкой.

    Волк — это когда резонансная система(корпус скрипки) идет «в разнос».

    Если палочку удлинить хотя бы на долю миллиметра, то при установке жесткость системы повысится и волк «уйдет» на «верх»(выше по тону) вплоть вон из диапазона инструмента.

    Comment by Дмитрий — 16/10/2014 @ 02:25

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>