—
Скрипичный аппарат
Под этим таинственным словосочетанием имеется в виду вовсе не какой-нибудь загадочный ржавый, страшный и таинственный агрегат вроде Гравицапы из фильма «Кин-дза-дза», купленный на черном рынке за страшные деньги и хранящийся дома у каждого приличного скрипача. Не научная фантастика какая-нибудь, не машина времени или вечный двигатель.
Аппарат этот и есть сам скрипач, а точнее его части, «настроенные» или «перенастроенные» таким образом, чтобы было ловко играть на скрипке.
Что за части такие? Собственно говоря, те же, что и у каждого человека. Смотрите в словарях:
—
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
(…) Анатомо-физиологическая система. (…) За счет ее работы осуществляется построение и осуществление движения. Состоит из скелета, мышц, сухожилий, нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей.
/ Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 /
—
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
(англ. motor system) — система мышц, сухожилий, связанных с ними нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей (активная часть), а также подвижные звенья скелета (пассивная часть). У человека и животных пассивная часть Д. а. состоит из большого числа сочлененных звеньев, образующих кинематические цепи со многими степенями свободы. Активная часть Д. а. представляет собой сложную систему нервно-мышечных образований, в которой все элементы многократно связаны друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали и образуют гетерогенную морфологическую структуру. Изменение состояния Д. а. достигается путем соответствующей иннервации мышц (активное движение) или под влиянием внешних воздействий (пассивное движение). (А. И. Назаров.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
—
Вот что-то из этой серии — и есть наш «аппарат». Только наш еще посложней, и его надо еще заполучить.
А достается он и правда дорого, но платят за него не деньгами, а большим количеством времени, терпения, потраченными физическими и моральными силами. (См. Где и как учатся игре на скрипке).
В процессе игры — за много, много «человеко-часов», и конечно же не без прямого участия педагога — само тело исполнителя* приспосабливается к задаче и формируется исполнительский аппарат: сложная и тонкая система.
Происходит это не только у скрипачей. Пианисты, духовики, ударники — каждый из них тоже вырабатывает, формирует** собственный исполнительский аппарат. Есть свой — вокальный (голосовой) аппарат — у певцов.
—
Хотя про «аппарат» и пишут словари, что это анатомо-физиологическая система, одной физиологией дело не ограничивается. Мышцы, связки и кости — это хорошо, но все-таки приводит их в движение, конечно, ум.
Тут надо сказать, что у ученых — филологов, философов, математиков — тоже есть свой (научный) аппарат. Считается, что им тоже еще нужно овладеть, проводя в научных занятиях долгие часы.
Но если ученые могут это сделать практически в любой период жизни, то музыканты ограничены во времени: надо успеть «поймать» верные ощущения уже в самом раннем детстве, пока подвижны и восприимчивы, как пластилин, мышцы, связки, суставы и мысли.
—
См. тж.: Где и как учатся скрипке
—
Прим.:
* Не люблю слово «исполнитель», но в данном случае оно уместно.
**Часто говорят про «становление» или «постановку» аппарата. Наверное, последний вариант («постановка») менее удачен, ведь имеется в виду не нечто статичное, а подвижная система. «Аппарат» не стоит, а работает. См.: постановка рук.
Анна, скажите, а есть какие-нибудь исследования о связи возраста, в котором начинают заниматься музыкой, и результатом? Особенно интересует, есть ли данные о верхнем пороге возраста.
Игорь, насчет исследований прямо так сразу сказать не могу, но обычно (если про исполнителей-скрипачей) чем раньше, тем лучше.
Дело в том, что «обычно» ученым начинать тоже лучше раньше. Но я не уверен, что это связано напрямую с возрастом. Может, просто у детей больше времени?
Не думаю, что дело лишь во времени. Дело в пластичности (спортом тоже начинают заниматься профессионально — если речь о «спорте высоких достижений» — очень рано, еще до школы).
Кстати, сегодня все больше людей начинают заниматься музыкой не в детстве. Обычные рекомендации в таких случаях — никогда не поздно, если для себя. Но если профессионально — то надо начинать еще в нежном возрасте.
Вот, кстати, мне всегда было интересно заглянуть в балет (в том числе и с этой точки зрения). Оставлю сейчас здесь ссылку, надо будет мне потом прочесть. http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?t=516&postdays=0&postorder=asc&start=0
Кстати, про ученых (про «лучше тоже раньше»)- может, дело в том, что нужна пластичность мышления?) некоторые люди закосневают, после этого действительно вряд ли начнешь чем-то заниматься..
Да, если разговор о спорте высоких достижений, то тогда я понимаю, о чем речь.
Про ученых не уверен, в чем дело, но думаю, что одна из сложностей — освоение языка. Например, в математике и физике язык формул очень абстрактен, и чтобы его чувствовать, нужно много лет его применять. Ну как и любой другой язык, чтобы не только читать со словарем, а плавать в нем как рыба в воде. (Кстати знаменитый японист Вадим Смоленский называл эту степень владения языком и физикой Моцартианской :))
Кстати язык в музыке, нотная грамота, тоже жуткое дело! В этом смысле я понимаю, какие огромные преимущества у тех, кто ноты освоил раньше, чем мог понять, насколько это тяжело 🙂 Смотреть на лист бумаги, исписанный подозрительными закорючками, и слышать при этом музыку — ничуть не менее удивительно, чем смотреть на формулы и видеть при этом бегущую электромагнитную волну.
Про язык согласна (спасибо за упоминание «моцартианства», очень интересно)
Поймала себя на мысли, что «вошла» обратно в музыку за последний месяц до такой степени, что идея о муз. языке как чем-то сложном для меня теперь свежа и необычна! Вот одна из сложностей балансирования между (условно говоря) музыкой и журналистикой/литературой: нет-нет да и теряется взгляд «снаружи», полностью замещается взглядом «изнутри». А нужно сохранять оба)
Я вот тут недавно сфотографировала скрипку, какой ее ежедневно вижу во время занятий. Так не все смогли инструмент с такого ракурса узнать, что меня, в свою очередь, поставило в тупик!)
Все-таки интересно это, с учеными, с балетными людьми… Согласна, нужно очень много времени, чтобы овладеть языком. И все-таки — ученые не обязаны заниматься математикой с ясельного возраста. Они вполне могут выбрать дальнейший путь в старших классах школы. А музыканты-исполнители, если не был положен фундамент в самом раннем возрасте — уже нет. А что с балетными? Кажется, они должны успеть начать до того, как сформируется тело. Но кажется, начинают позже музыкантов и спортсменов. Все-таки интересно это, надо будет тот балетный форум прочитать.
А вообще… Ну, есть же книжка, кстати японская (автор — Масару Ибука), про то, что «после трех уже поздно». Я так понимаю, там речь о том, что вообще способности к познанию, то, как человек дальше будет мыслить и пр., формируются очень, очень рано. Может, тут речь о просто мыслительном «аппарате» — потом его «работу» можно применить к чему угодно. В этом смысле ученые тоже формируются в ясельном возрасте.
А! Вот сейчас перелистала эту книжку (она у меня под рукой — ее издала «Альпина»), наткнулась на благополучно забытую главу «Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания». Автор ратует за раннее начало игры на скрипке — просто для формирования мышления. Чтобы потом применить это к чему угодно. Тоже «аппарат»…
А вот еще — «Игра на скрипке развивает черты лидера»… Хм. Надо бы перечитать это всё.
Ну насчет «х развивает y», был же знаменитый эксперимент Ямпольского, когда он решил учить учеников только тому, что у них получается лучше всего, а не «закрывать дыры», и сразу дело пошло. Гюрджиев тоже говорил, что «если человек что-то умеет делать хорошо, все равно что: сделать сапоги или сварить кофе, то с ним уже можно иметь дело». Туда же Ломоносов насчет того, что математику изучать стоит уже только за то, что она ум в порядок приводит. Я так понимаю, что если человек хорошо умеет что-то одно, у него уже появляется свой критерий по поводу того, что значит «хорошо», что значит «умею», «понимаю», и дальше он может применить это к чему угодно дальше.
Да-да! Согласна полностью! Думаю, отсюда же знаменитое «талантливый человек талантлив во всем».
Кстати, а что именно за эксперимент? я, оказывается, его не знаю… (или забыла — у меня в посл время такое случается))
Хотя принцип мне хорошо знаком (и не только в скрипке: в менеджменте тоже есть такое направление — развивать сильные качества, а не слабые. Мой муж тут вспоминает книгу «Сначала надо нарушить все правила» проф. Бакингема из Института Гэллапа).
У нас скрипичные педагоги некоторые действительно занимаются тем, что исступленно закрывают дыры, это бывает печально, где-то я уже писала об этом…
Эксперимент, возможно, описан в одной из книг Григорьева, а может я это от него слышал вживую: у Ямпольского сначала несколько лет не получалось выпустить ни одного действительно выдающегося ученика, и он тогда решил вот такой эксперимент провести. У кого лучше идет техника, с теми занимался техникой, у кого образная интерпретация, с теми интерпретацией, итд.
Может, эксеримент и не знаменитый, я просто решил, что раз я сам не скрипач, но о нем слышал, то уж среди скрипачей должен быть известен.
Игорь, это очень интересно!!
А я и вправду многое сейчас забываю и что-то открываю заново! Да и вообще не знаю всего, что есть. У Григорьева этого не помню. Спасибо большое за то, что рассказали!