«Сделано»
Конечно, здорово, когда произведение сделано — выучено технически — прежде чем его выносят его на эстраду. Кому хочется слушать, как музыкант спотыкается в недоученных пассажах?
Но есть и другая крайность. Произведение может быть сделано/вызубрено до такой степени, что исполнитель уже теряет всякое человекоподобие.
Это бывает, когда педагог методично «делает» вместе со своим учеником (и за него) не только технику, но и музыку — придумывает какой-нибудь якобы единственно возможный вариант фразировки и заставляет его затвердить, не давая ученику самому вникнуть в суть исполняемого. Этот вызубренный вариант ученик потом и будет повторять на сцене, как заведенный, и даже землетрясение не сможет отклонить его от заданного курса.
Для музыкальных конкурсов, где нужен предсказуемый и стабильный результат, это, может быть, и хорошо, а вот для творчества и собственно для концертов перед публикой — нет. Ведь музыка, как уже неоднократно говорилось, штука живая, она требует непрерывного движения, изменения, и всё в ней — и мысли и чувства — должно быть настоящим и рождающимся прямо здесь и сейчас.
А тут, вместо того чтобы отдаться свободе музыкальной мысли, вдохновению и энергии, исходящей от исполнителя, слушатель вдруг с горечью ловит себя на мысли: «Да это же — просто сделано!«. И всё, магия пропадает. Публика начинает шуршать программками, кашлять и ронять номерки. Скучно, товарищи! Сделать, а точнее подделать можно любые человеческие чувства, но ведь и выглядят они деланными — и никто в них не верит…
—
См. тж.: «Кто убил классическую музыку?»
—
Ср.: Дыхание
До слёз просмеялся над — «…и даже землетрясение не свернёт с заданного курса…» — юмор конечно — но, наскО-олько-ж однако Вы правы и в том числе предупредительны, к излишне доминирующим, или чересчур увлекающимся педагогам! ))
«Для музыкальных конкурсов, где нужен предсказуемый и стабильный результат, это, может быть, и хорошо, а вот для творчества и собственно для концертов перед публикой — нет. »
Абсолютно согласна!
И на конкурсе слушаешь (я зритель — мама конкурента 🙂 ) правильное техничное исполнение, сложное произведение — и тоска берет, где же здесь ЖИВАЯ музыка?