Перейти к содержимому

Постановка рук

Скрипка | Скрипичная азбука

Постановка рук

Одна из самых больших тонкостей в игре на скрипке (и источник большинства заблуждений) — постановка рук.

Руки «ставят» будущему скрипачу, когда он еще совсем маленький ребенок и играет на совсем еще игрушечной маленькой скрипочке.  Считается, что от того, как поставили руки — «правильно» или «неправильно» — зависит почти все будущее скрипача: сможет ли он потом вообще играть на профессиональном уровне, сможет ли одолевать технические трудности, не будет ли он часто «переигрывать» руки, и т.д. (В действительности вся эта вакханалия с «постановкой»- ошибка, о чем читайте ниже, в тексте под картинками, а также из статьи Гольденвейзера и в книге Л.Ауэра).

pravilno1w

Delacroix_Paganini_1832

На картинках: 1) Правильная постановка рук — из методических рекомендаций для педагогов ДМШ;
2) А так держал скрипку легендарный Никколо Паганини

Что же такое «правильно»? Есть некоторые педагоги и целые скрипичные школы, которые учат единственной, по их мнению, правильной постановке рук. Они пытаются заставить учеников поднимать правую  или выворачивать левую руку под тем или иным углом, делать упор строго на тот или иной палец, — то есть повторять то, к чему привыкли они сами.

Однако от таких попыток подогнать всех людей под одну гребенку ничего хорошего получиться не может. Ведь мы все разные: у нас разные фигуры, длина рук и шеи, разная ширина плеч. Не говоря уже о том, что у нас у всех разные привычки, характеры, разные способы решать задачи! Каждый человек неповторим. Поэтому единственная «правильная» постановка рук — это та, которая удобна конкретному человеку, с учетом уникального строения его тела, его рук, его характера, его собственной манеры двигаться. По-настоящему мудрый педагог знает это и никогда не будет стараться вогнать живого человека в подготовленный кем-то заранее шаблон.

Когда начинают обучение игре на каком-нибудь инструменте или пению, то обычно возникает вопрос о так называемой «постановке» рук или голоса. Я считаю этот подход, который в самом термине своем содержит грубое противоречие, в значительной степени ошибочным. Весь процесс музыкального исполнения есть процесс постоянного движения, а понятие «постановки» заключает в себе элемент неподвижности. Между тем можно говорить только о движениях и ощущениях во время игры, сам процесс игры есть скорее борьба, преодоление всякой постановки: мы во время игры должны быть все время в движении, а не устраивать «постановку», из-за которой в педагогическом процессе так много места приходится отводить борьбе с тенденцией учащихся напрягать руки. Надо исходить из естественного положения человеческой руки, помня, что руку надо не «ставить», а двигать. (…)

Девизом исполнителя должно стать: «Не учить тело движениям, а учиться у него»
Проф. А.Б. Гольденвейзер

Все великие скрипачи держали скрипку и смычок по-разному. Вот, например, Никколо Паганини — он изгибался всем телом невероятно причудливо, чтобы дать возможность своим длинным костлявым пальцам наилучшим образом приспособиться к инструменту. Если бы такую «постановку» вздумал повторить похожий на Винни-Пуха, маленький и пухленький Давид Ойстрах, он бы, скорее всего, скоро «переиграл руки» (то есть повредил суставы и связки) и  стал бы профнепригодным.

Кроме того, что каждый человек имеет собственную, уникальную постановку рук, присущую ему лично и отличающую его от остальных, элементы этой «постановки» могут меняться в зависимости от конкретной задачи, конкретного произведения, настроения, возраста скрипача и т.д. Если на какой-нибудь микрон выше или ниже окажется локоть правой руки или пальцы левой — моментально рождается совершенно другое звучание. Именно так в скрипичном звуке и появляются новые краски, и все скрипачи таким образом экспериментируют с тембром, с характером звука; другое дело, что делают они это чаще всего интуитивно.

…Хотя, конечно, все-таки некоторые общие моменты в той самой знаменитой «постановке рук» все-таки есть.

Читайте также, но с большой осторожностью и без фанатизма: Типичные недостатки постановки рук и приемов игры начинающих скрипачей

См. также: Перестановка

Продолжение следует

6 комментариев для “Постановка рук”

  1. николай мих.

    я скажу отвлеченно. боксерам тоже ставят руки. … но потом уже ПОТОМ… .например Лагутин он на ринге держал руки опущенными и те кто пытался этим пользоваться горько ошибались.поэтому в начале …В НАЧАЛЕ… Надо все по науке. а потом после овладения мастерством можно играть как хочь. ПОТОМУ ЧТО ТЫ МАСТЕР. А пока ученик будь добр и учись. вот как то так.

  2. Уважаемый Николай Мих., речь не идет о том, чтобы держать скрипку и смычок как попало. Нужно очень много учиться, но необходим мудрый, опытный педагог, тот, кто знает, что к «постановке» нельзя относиться топорно, и что руки должны не «стоять», а двигаться, причем двигаться — естественно (см. цитату из проф. Гольденвейзера).

  3. Екатерина

    Может кому-то из читающих будет интересно мнение с точки зрения медицины и анатомии. Всё мы разные. Но большинство имеет 2 руки и 2 ноги… и одну голову. (Исключения есть, но сейчас не об инвалидах). Если же рассматривать механику тела, то и тут окажется, что она едина. Отклонения же — результаты травм ( которые могут быть и родовыми). Школа игры на скрипке предполагает правильную постановку рук исходя из механики тела. Да, при этом не учитываются особенности, кои являются результатами травм. Школа рассчитана на здорового человека. И для человека с нарушениями может стать разрушительной. Но и неправильная постановка рук будет разрушительной, при чем и для изначально здорового человека.

  4. Согласна с тем, что всё очень индивидуально и нет никакой панацеи. Музыка превыше всего. А не «постановка»))

  5. Постановка- это относительное понятие, которое нужно пережить…Все основано на правильных ощущениях, слияния твоего тела с инструментом, научиться слушать свое тело..

  6. Я удивляюсь, что сейчас вообще нет речи о таком элементе постановки правой руки как прононс и супранонс (ох, это было в моём детстве таааак давно, что, возможно, даже подзабыла правильные темины, но не забыла что это такое и всегда удивлялась коллегам, у которого нет этого в постановке, мне они казались калеками…). Почему же теперь при постановке не учитывается корректирующее движение кисти от мизинца к указательному и обратно?!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *