Перейти к содержимому

«Скрипки» в разные эпохи в разных странах

Скрипичная азбука

Родственники скрипки

и «скрипки» в разные эпохи в разных странах

«Гомер» (картина приписывается итальянскому художнику Пьеру Франческо Мола, 1612-1666). Обратите внимание: здесь на «скрипке» играет поэт! К теме связи предшественников скрипки с поэзией мы в этом разделе будем возвращаться постоянно.

Кроме брата и сестры по скрипичному семейству — альта и виолончели — есть у царицы инструментов множество других, менее очевидных родственников.

Но тема эта сложная. Дело в том, что в давние времена фантазия музыкальных мастеров, а также всяческих народных умельцев была поистине безгранична. Предки и родственники скрипки, бродившие по разным странам, были всевозможных видов, форм, размеров. Существовали всяческие вариации и гибриды. Под разными именами в разных местах появлялись одни и те же инструменты. А под одним и тем же именем — разные!

Путаница получилась ого-го какая. Во всей этой терминологии и вообще в истории происхождения скрипки и ее предшественников до сих пор полной ясности нет. Кто-то из исследователей отмечает особую роль славян, кто-то — персов или арабов; указывают на европейские бродячие пра-«скрипки», на кельтских бардов; на поляков и на итальянцев…

…Пусть бьются ученые, а для нас всё это —  тема с вариациями.

Мы же знаем, как близки сюжеты сказок у разных народов! Так и здесь.

Не забудем, что имеем дело с бродячим искусством: смычковые путешествовали в разные эпохи по разным странам Востока и Запада и влияли на музыкальные традиции в них. Некоторые линии проследить можно. Но чтобы сразу все?… Это пока вряд ли. Пожалуй, нет смысла искать одну какую-то точку на карте. Да и какую карту надо брать, какого года, с какими странами?

Где сейчас Персидская, Монгольская, Византийская, Оттоманская империи, Речь Посполитая, Австро-Венгрия (и наши — Российская Империя, СССР), где многие гордые государства Востока и Запада? Образующие их элементы сейчас, как в калейдоскопе, сложились в несколько иную картинку, но до того они успели вобрать в себя другие краски, обрасти дополнительными «обертонами». Многие народы, сохранив собственную культуру, получили и что-то общее.  Во всех взаимосвязях, образовавшихся за многие века, теперь уже не так-то просто разобраться, но некоторые ниточки увидеть можно, по крайней мере стоит пофантазировать и получить от этого удовольствие.

Так что мы возьмем в наше плавание всех: и персов, и арабов, и индийцев, и славян, и западных европейцев; и менестрелей, и бардов, и ашугов. И пусть ругает нас тот, кому неведом вкус поэтического воображения и кто не знает, что все в мире взаимосвязано.

N.B. Раздел в процессе становления — тексты на страничках после построения целой картины, возможно, изменятся.

..

ребаб                                                     кеманча                       кротта

ребек                                                    виела (фидель)

 . 

Колёсная лира                             нюккельхарпа    морская труба

..

гудок                     Понтийская лира                Гусле                     Гадулка

..

Лира да браччо                        виоль д’амур                       баритон

.

хардингфеле                 эрху                      саранги

Nota bene По поводу фиделя/виелы, колёсной лиры, лиры да браччо, виолы д’аморе, баритона, хардингфеле, саранги, нюккельхарпы см.:

Струны, на которых не играют

См. тж.: Фидель-виола

скрипка-виола и виола-скрипка

виолино пикколо

Необычная карманная скрипка из одного замка с привидениями

Индийская камайча (Раджастан)

Список будет пополняться

См. тж.: Скрипки необычных форм

P.S. Скрипичная предыстория в каждой стране, возможно, повлияла на то, как там играют на скрипке. Статья «Особенности национальной игры на скрипке» появится здесь позже.

А пока смотрите:
Индийская скрипка
Запад встречается с Востоком (классическая европейская скрипка плюс индийский ситар)

статья про ирландскую скрипку

=

См. тж.: Имена скрипок

синтез

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *