—
Родственники скрипки
и «скрипки» в разные эпохи в разных странах
Кроме брата и сестры по скрипичному семейству — альта и виолончели — есть у царицы инструментов множество других, менее очевидных родственников.
Но тема эта сложная. Дело в том, что в давние времена фантазия музыкальных мастеров, а также всяческих народных умельцев была поистине безгранична. Предки и родственники скрипки, бродившие по разным странам, были всевозможных видов, форм, размеров. Существовали всяческие вариации и гибриды. Под разными именами в разных местах появлялись одни и те же инструменты. А под одним и тем же именем — разные!
Путаница получилась ого-го какая. Во всей этой терминологии и вообще в истории происхождения скрипки и ее предшественников до сих пор полной ясности нет. Кто-то из исследователей отмечает особую роль славян, кто-то — персов или арабов; указывают на европейские бродячие пра-«скрипки», на кельтских бардов; на поляков и на итальянцев…
…Пусть бьются ученые, а для нас всё это — тема с вариациями.
Мы же знаем, как близки сюжеты сказок у разных народов! Так и здесь.
Не забудем, что имеем дело с бродячим искусством: смычковые путешествовали в разные эпохи по разным странам Востока и Запада и влияли на музыкальные традиции в них. Некоторые линии проследить можно. Но чтобы сразу все?… Это пока вряд ли. Пожалуй, нет смысла искать одну какую-то точку на карте. Да и какую карту надо брать, какого года, с какими странами?
Где сейчас Персидская, Монгольская, Византийская, Оттоманская империи, Речь Посполитая, Австро-Венгрия (и наши — Российская Империя, СССР), где многие гордые государства Востока и Запада? Образующие их элементы сейчас, как в калейдоскопе, сложились в несколько иную картинку, но до того они успели вобрать в себя другие краски, обрасти дополнительными «обертонами». Многие народы, сохранив собственную культуру, получили и что-то общее. Во всех взаимосвязях, образовавшихся за многие века, теперь уже не так-то просто разобраться, но некоторые ниточки увидеть можно, по крайней мере стоит пофантазировать и получить от этого удовольствие.
Так что мы возьмем в наше плавание всех: и персов, и арабов, и индийцев, и славян, и западных европейцев; и менестрелей, и бардов, и ашугов. И пусть ругает нас тот, кому неведом вкус поэтического воображения и кто не знает, что все в мире взаимосвязано.
N.B. Раздел в процессе становления — тексты на страничках после построения целой картины, возможно, изменятся.
..
.
. .
Колёсная лира нюккельхарпа морская труба
. ..
гудок Понтийская лира Гусле Гадулка
..
Лира да браччо виоль д’амур баритон
. .
—
Nota bene По поводу фиделя/виелы, колёсной лиры, лиры да браччо, виолы д’аморе, баритона, хардингфеле, саранги, нюккельхарпы см.:
—
См. тж.: Фидель-виола
Необычная карманная скрипка из одного замка с привидениями
Список будет пополняться
—
См. тж.: Скрипки необычных форм
—
P.S. Скрипичная предыстория в каждой стране, возможно, повлияла на то, как там играют на скрипке. Статья «Особенности национальной игры на скрипке» появится здесь позже.
А пока смотрите:
Индийская скрипка
Запад встречается с Востоком (классическая европейская скрипка плюс индийский ситар)
=
См. тж.: Имена скрипок