черновик
Родители будущих музыкантов
(чаще мамы) —
— это героические личности с невозможным терпением.
Они сидят на уроках «по специальности», записывая указания педагога в специальную тетрадочку, они с неослабевающим вниманием слушают корявые, скрипучие гаммы* и склизкие арпеджио, они достают дома свою тетрадочку и сверяют с ней те движения, которые делает их чадо при игре, они помогают педагогу вести генеральную линию в этом многотрудном и многолетнем деле — формировании будущего артиста…
В общем, это катастрофа.
Среди родителей есть самоотверженные люди, гармонично внутри устроенные (к счастью, я видела только таких), но бывают и тираны, или просто товарищи с комплексами, или те, кто за счет детей собирается получше устроиться в жизни. Тогда — катастрофа вдвойне.
А профессии у родителей могут быть разные.
Если они сами скрипачи (или хотя бы играют на других инструментах), то им проще. Конечно, всё равно очень много черной работы, и всех проблем это всё равно не решает, но помогают знания, а если этот родитель — мама, то пригождается и всё то, о чем мы говорили на прошлой странице: зеркальные нейроны и т.д. (но, конечно, жалко, если все эти дары используются только для воспитания следующих поколений).
А вот если родители — не музыканты, то им не позавидуешь.
Как контролировать и оценивать то, в чем ты пока сам не разбираешься? Чьим оценкам стоит доверять? Какую школу и «школу» выбрать? Что делать, если некто отозвал вас в уголок и заговорил про какой-нибудь коварный изъян, который непременно обнаружится в аппарате будущего скрипача лишь десять лет спустя, когда будет уже поздно? (Спору нет, двигаться-то руки должны «правильно», но… ведь тут провал прямо в одну из черных дыр!!!)
И т.д.
И совсем уже философский вопрос. Вот прошло время, ты отдал столько времени и сил не просто воспитанию (само по себе уже большое дело), но воспитанию будущего профессионального музыканта (тут, как и с профессиональными спортсменами, всё совсем серьезно). Как сохранить границы и не требовать возврата вложенного с процентами?
Я как-то общалась с очень расстроенным родителем, который рассказал, что его сын окончил консерваторию, завоевал какую-то награду на одном из суперпрестижных конкурсов, после чего вдруг опять пошел учиться и стал… зубным врачом.
Такой подлости родитель совсем не ожидал. Кульминация была испорчена.
Его взрослого сына я не видела. Почему-то мне кажется, что он свински счастлив, хотя, возможно, это всего лишь проекция.
.
«Растить одаренного ребенка — примерно то же, как я понимаю, что растить идиота. Во-первых, на это требуются огромные затраты, без которых не обойтись и которые нельзя урезать до уровня нормальных. Приходится уделять этому особое внимание, отчего переворачивается вся градация ценностей. Бесспорно, я управлял жизнью родителей, как они управляли моей, принуждал их проходить обратно дорогой, которую они проделали раньше, впрягаться в мою карьеру и, в конце концов, оставил их без работы, когда, взрослый, покинул родной дом. Но при всем том я уверен, что моим сестрам и мне уделялось бы столько же внимания и заботы, даже если бы мы не могли — и не пытались — сыграть ни одной ноты». (Иегуди Менухин)
P.S.
Но почему Корелли, Тартини, Паганини и другие великие люди прошлого обходились без таких невероятных усилий родителей и как-то сами всё схватывали из общения со своим мастером или даже, скорее, учились сами у себя?
Есть и в новое время примеры. Мне за ними даже не надо далеко ходить. Мою маму никто не «высиживал», она училась сама: бабушка была врачом по призванию, влюбленным в свою работу, и несмотря на всё свое преклонение перед Музыкой и музыкантами, она вряд ли взялась бы за кошмарное дело, описанное выше. Бабушка-папина мама была бесконечно погружена в науку и так же бесконечно далека от мысли о том, чтобы посвятить себя взращиванию музыканта, так что папа тоже прекрасно обошелся сам. Фортепиано, конечно, в этом чуть проще, чем скрипка. Но есть такие примеры и у скрипачей.
Почему?.. Вот интереснейший вопрос!
У меня почти готов на него еретический ответ. Но его я оставлю при себе.
—
* Прим. про гаммы
Некоторые выдающиеся исполнители — уже упомянутый Иегуди Менухин или, например, Рихтер — гаммами в детстве не занимались. Но никто не знает, что будет, если это повторить.
Цитата из Менухина и сведения о гаммах — из замечательной хрестоматии Гиппенрейтер «Родителям: Как быть ребенком».
—
См. тж.:
Учитель, мастер. Он же профессор, он же «шеф». И немного о скрипичных «дедушках»
Скрипичные школы (дальнейшее развитие темы про скрипичных дедушек)
Анна, очень интересный вопрос Вы подняли))) Хотелось бы поскорее прочесть Ваш «еретический» ответ.Читаю Ваш блог. Очень интересно. Пишите почаще.