Анна Благая -

Родители (чаще мамы)

Скрипка | Скрипичная Азбука

черновик

Родители будущих музыкантов
(чаще мамы) -

- это героические личности с невозможным терпением.

Они сидят на уроках «по специальности», записывая указания педагога в специальную тетрадочку, они с неослабевающим вниманием слушают корявые, скрипучие гаммы* и склизкие арпеджио, они достают дома свою тетрадочку и сверяют с ней те движения, которые делает их чадо при игре, они помогают педагогу вести генеральную линию в этом многотрудном и многолетнем деле — формировании будущего артиста

В общем, это катастрофа.

Среди родителей есть самоотверженные люди, гармонично внутри устроенные (к счастью, я видела только таких), но бывают и тираны, или просто товарищи с комплексами, или те, кто за счет детей собирается получше устроиться в жизни. Тогда — катастрофа вдвойне.

А профессии у родителей могут быть разные.

Если они сами скрипачи (или хотя бы играют на других инструментах), то им проще. Конечно, всё равно очень много черной работы, и всех проблем это всё равно не решает, но помогают знания, а если этот родитель — мама, то пригождается и всё то, о чем мы говорили на прошлой странице: зеркальные нейроны и т.д. (но, конечно, жалко, если все эти дары используются только для воспитания следующих поколений).

А вот если родители — не музыканты, то им не позавидуешь.

Как контролировать и оценивать то, в чем ты пока сам не разбираешься? Чьим оценкам стоит доверять? Какую школу и «школу» выбрать? Что делать, если некто отозвал вас в уголок и заговорил про какой-нибудь коварный изъян, который непременно обнаружится в аппарате будущего скрипача лишь десять лет спустя, когда будет уже поздно? (Спору нет, двигаться-то руки должны «правильно», но… ведь тут провал прямо в одну из черных дыр!!!)

И т.д.

И совсем уже философский вопрос. Вот прошло время, ты отдал столько времени и сил не просто воспитанию (само по себе уже большое дело), но воспитанию будущего профессионального музыканта (тут, как и с профессиональными спортсменами, всё совсем серьезно). Как сохранить границы и не требовать возврата вложенного с процентами?

Я как-то общалась с очень расстроенным родителем, который рассказал, что его сын окончил консерваторию, завоевал какую-то награду на одном из суперпрестижных конкурсов, после чего вдруг опять пошел учиться и стал… зубным врачом.

Такой подлости родитель совсем не ожидал. Кульминация была испорчена.

Его взрослого сына я не видела. Почему-то мне кажется, что он свински счастлив, хотя, возможно, это всего лишь проекция.

.

«Растить одаренного ребенка — примерно то же, как я понимаю, что растить идиота. Во-первых, на это требуются огромные затраты, без которых не обойтись и которые нельзя урезать до уровня нормальных. Приходится уделять этому особое внимание, отчего переворачивается вся градация ценностей. Бесспорно, я управлял жизнью родителей, как они управляли моей, принуждал их проходить обратно дорогой, которую они проделали раньше, впрягаться в мою карьеру и, в конце концов, оставил их без работы, когда, взрослый, покинул родной дом. Но при всем том я уверен, что моим сестрам и мне уделялось бы столько же внимания и заботы, даже если бы мы не могли — и не пытались — сыграть ни одной ноты». (Иегуди Менухин)

P.S. 

Но почему Корелли, Тартини, Паганини и другие великие люди прошлого обходились без таких невероятных усилий родителей и как-то сами всё схватывали из общения со своим мастером или даже, скорее, учились сами у себя?

Есть и в новое время примеры. Мне за ними даже не надо далеко ходить. Мою маму никто не «высиживал», она училась сама: бабушка была врачом по призванию, влюбленным в свою работу, и несмотря на всё свое преклонение перед Музыкой и музыкантами, она вряд ли взялась бы за кошмарное дело, описанное выше. Бабушка-папина мама была бесконечно погружена в науку и так же бесконечно далека от мысли о том, чтобы посвятить себя взращиванию музыканта, так что папа тоже прекрасно обошелся сам. Фортепиано, конечно, в этом чуть проще, чем скрипка. Но есть такие примеры и у скрипачей.

Почему?.. Вот интереснейший вопрос!

У меня почти готов на него еретический ответ. Но его я оставлю при себе.

-

* Прим. про гаммы

Некоторые выдающиеся исполнители — уже упомянутый Иегуди Менухин или, например, Рихтер — гаммами в детстве не занимались. Но никто не знает, что будет, если это повторить.

Цитата из Менухина и сведения о гаммах — из замечательной хрестоматии Гиппенрейтер «Родителям: Как быть ребенком».

-

См. тж.:

Учитель, мастер. Он же профессор, он же «шеф». И немного о скрипичных «дедушках»

Скрипичные школы (дальнейшее развитие темы про скрипичных дедушек)

Не надо жертв!

  1. Анна, очень интересный вопрос Вы подняли))) Хотелось бы поскорее прочесть Ваш «еретический» ответ.Читаю Ваш блог. Очень интересно. Пишите почаще.

    Comment by Аноним — 15/07/2016 @ 13:48

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>