Анна Благая -

Загадка чешского Паганини

Скрипка | Скрипичная Азбука

черновик

Загадка «чешского Паганини»

На фото — маг и волшебник скрипки, «чешский Паганини» Ян Кубелик, с которым якобы произошел странный случай: этот блестящий виртуоз, который первым смог играть произведения, считавшиеся после смерти Паганини неисполнимыми, однажды вдруг потерял свой дар.

Говорят, он дошел до такого отчаяния, что даже попросил одного из своих коллег/конкурентов о помощи (хотя был достаточно гордым человеком, чтобы отвергнуть предложение дворянского герба и титула от императора Австро-Венгрии со словами «я чех и простой человек»…) Надеясь на человеческие качества коллеги, блистательный скрипач якобы сказал: «Не можете ли вы помочь мне? Сегодня вечером у меня концерт, а все мои пальцы кровоточат. Я занимался двенадцать часов». Тот помочь советом не смог или не захотел, но рассказал об этом случае потомкам, добавив, что когда потом Кубелик вечером играл, «технически это было совершенное исполнение, но все же — пустота!»

…Было или не было? — не знаю. Работа с архивными документами (хотя и по другой теме) учит осторожности с источниками. Можно сказать лишь, что Кубелика разлюбила и пресса. Считается, что он потерял и прежнюю точность техники, и прежний огонь *.

Но во всяком случае надо быть совершенно нелюбознательным человеком, чтобы не задать себе вопрос: если что-то было, то почему?

Насколько мне известно, существует пока одно объяснение**: «сказался недостаток музыкальной культуры», односторонне был развит виртуоз.

Но оно не кажется убедительным. Во-первых, так считал Флеш (большинство знает его по сборнику гамм), который и в музыке самого Паганини видел одну акробатику, даже не чуя в ней тех философских и поэтических глубин, которые услышали в ней Шуман и Гейне. Флеш писал в связи с Кубеликом, что паганиниевское искусство «не обладает особой художественной ценностью».

Не в обиду Флешу, компетенция Шумана и Гейне в области художественных ценностей кажется мне много выше.

Кроме того, упреки в односторонности не соответствуют истине: Кубелик уже в поздние годы упоенно занимался камерной музыкой, прекрасно владел фортепиано, читал в поездках книги по искусству и философии, вообще страстно любил искусство, и несмотря на график гастролей, выкраивал время для похода по музеям.

И даже если бы не всё это: вот бабушки в деревнях гениально поют до глубокой старости и смерти, и им не мешает то, что они не обучались в консерваториях.

В общем, сложно  в такую версию поверить. Тут зарыта какая-то собака.

.

…Некоторое время назад я пыталась «собаку» найти. Сначала я искала причины психологические. И размышляла так:

Наверное, что-то должно было все-таки предшествовать столь странному событию? Мне вспомнилась… Масяня, мульт «Околобаха», где скрипач попал в армию, потерял себя и разучился играть.  

«Имя персонажа «Околобаха» — игра слов между «Колобаха» и «Около Баха». — пишет создатель Масяни Олег Куваев в описании мульта на youtube. — Причем первое — реальное имя (то есть не имя, а ник, конечно) реального чувака с реальной историей, по которой сделан мульт. Разумеется, детали в реальности были другими, но суть истории почти не выдумана.

Я категорически против «всеобщей воинской», хотя сам служил. А может именно поэтому. Однако социальный или протестный контекст тут не планировался. Это просто очень печальная история маленького человека.

Этот мульт, считаю, один из самых удачных. Для мульта, еще до его начала даже, была нарисована картина маслом, которая в конце. Картина сейчас в Москве у моих друзей. Такие дела.

Март 2003 года.»

Я спросила автора Масяни, был ли прототип действительно скрипачом, какова была его реальная история, какова была его дальнейшая судьба — и получила ответ:

Oleg Kuvaev 20 окт. в 11:53

Привет Анна!

Прототип Околобахи — не скрипач, а альтист в реальности.

Но широкой публике это понятие менее знакомо, так что заменено на «скрипача».

И факт, что история правдива. У чувака после армии «сильно поехала крыша» и плюс к тому были сильно отморожены пальцы, ибо чувак угодил в стройбат. Было это в 88-89 году примерно. Где сейчас прототип и чем живет — давно не знаю, как это не жаль.

Случай, кстати, в советские времена далеко не единичен.

Я сам был в армии и у нас был пианист, субтильный и тощий мальчик из Грузии, над которым сильно издевались в армии, и закончилось это паршиво. Неприятные воспоминания. Спасибо за комплименты и удачи вам!

С уважжжением!

———————————————

Куваев Олег

Kuvaev Oleg

http://www.mult.ru

Вернемся к блистательному виртуозу-скрипачу. Выходит, что странное перерождение заметили в нем после Первой мировой войны, а ухудшение его здоровья и тяжелое моральное состояние, ускорившее финал, совпало с событиями перед Второй мировой (умер Кубелик, когда она уже началась, в 1940). При этом: 1) Кубелик подвергался нападкам по политическим мотивам: ему порой устраивали «обструкции» (освистывали?) националистически настроенные австрийцы, полиция бездействовала (вспомним: «я чех и простой человек»); 2) на одном из концертов Кубелик получил анонимку, в которой писали, что «по сравнению с Крейслером он нуль».

(Какое совпадение! Коллега, изложивший историю, с которой начинается эта страница, по совершенной случайности, и был австриец  Ф. Крейслер).

… Был ли Кубелик особенно хрупок и восприимчив к нападкам? Может быть; тонкая пальцевая моторика и образное мышление часто связаны со сверхчувствительностью (см. об этом у Элейн Эйрон http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/sverhchuvstvitelnost/); и вообще, говорят, сам он был очень добрым, мягким человеком, о нем даже писали, что его буквально поработил какой-то импресарио, что «его доверчивостью и добротой часто злоупотребляли», что в зрелые годы он даже «не хотел встречаться с новыми людьми».

Но связаны ли разочарования (которые бывают у всех) и трагедии общечеловеческого масштаба, свидетелем которых стал мастер, с изменениями в его игре, о которых писали? Возможны лишь догадки.

Объективно сказать можно лишь то, что, во-первых, Кубелик перед тем бешено гастролировал и себя не жалел. А постоянное перенапряжение умственных, душевных, физических сил — действительно, серьезный фактор риска для творческого человека (об этом речь еще впереди).

И далее, если Кубелик перестал после первой мировой так легко и уверенно царить на сцене, тому были и другие объективные причины: мир изменился, пришли времена других героев.

Американский футуролог Элвин Тофлер писал об изменениях, которые принесла миру «Вторая волна», «индустриальная цивилизация». Пик ее придется на середину XX века (см. книгу Тоффлера «Третья волна»). Ученый писал о стандартизации, синхронизации жизни людей с ритмом машин.

Такая среда мало подходит романтическим душам. Так что дар, может, как раз оставался на месте, да только  пропал тот свет, который помогал этот бриллиант как следует разглядеть и оценить по достоинству.

…Но вообще, если говорить о кризисах, о черной полосе, когда «не пишется»/»не играется», такое бывает у самых разных представителей самых разных профессий, в том числе и у гениев.

Похоже, что когда нет обстоятельств непреодолимой силы, из черной дыры можно вернуться. Но об этом чуть позже.

UPD Страница остается в стадии редактирования. Продолжение следует

* См.: — Л. Раабен. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Ленинград, «Музыка», 1969. Ян Кубелик, стр. 148-160 (интереснейший очерк с массой биографических подробностей, однако с окончательными выводами я не согласна)

— Статья о Яне Кубелике И.М. Ямпольского в Музыкальной энциклопедии

  1. Дорогие читатели, а что вы думаете об этом странном случае? Гипотезы, догадки, предположения?…

    Comment by annablagaya — 19/05/2016 @ 14:37
  2. Здравствуйте, Анна. Нужную Вы тему подняли.Думаю, Вы правы. Я смотрела немецкую музыкальную драму «Вундеркинд» (Wunderkinder) 2011года от режиссера Маркуса Розенмюллера. У одной из героинь тоже возникли похожие проблемы (как в мультфильме).
    Может быть это не выученая беспомощность, а что-то другое? Может быть это все же хрупкость? Так сказать — оборотная сторона медали. От душевного потрясения даже более странные вещи с людьми происходят порой.

    Comment by Анна — 19/08/2016 @ 23:26
  3. Анна, интересно, надо будет посмотреть этот фильм!
    Да, наверное, я тут перемудрила и хрупкости вполне достаточно, чтобы получилась такая картина.
    Кстати, Вы взяли очень правильное слово!!!! ведь действительно всё утонченное, какой-нб особо изысканный фарфор, или какие-нб высокоточные механизмы — хрупки! по ним достаточно всего лишь лопатой хряснуть…

    Comment by annablagaya — 04/09/2016 @ 14:11

Leave a comment

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL