Анна Благая -

Загадка «чешского Паганини»

Скрипка | Скрипичная Азбука

черновик

Загадка «чешского Паганини»

На фото — маг и волшебник скрипки, «чешский Паганини» Ян Кубелик, с которым произошел странный случай, достойный внимания Эркюля Пуаро.

Блестящий виртуоз, который первым смог играть произведения, считавшиеся после смерти Паганини неисполнимыми, блистал, блистал, а однажды вдруг взял и «разучился» играть на скрипке так, как только он умел.

Ян Кубелик

-

Как такое могло произойти, непонятно. Верится в это с трудом. Но, видимо, что-то все-таки было, раз о том писали современники и тогдашняя пресса.

Сохранилось даже свидетельство о том, что легендарный скрипач (человек достаточно гордый и смелый, чтобы отвергнуть предложение дворянского герба и титула от императора Австро-Венгрии со словами «я чех и простой человек»!!!) был вынужден попросить одного из своих коллег/конкурентов о помощи.

Надеясь на человеческие качества коллеги, Кубелик тогда якобы сказал: «Не можете ли вы помочь мне? Сегодня вечером у меня концерт, а все мои пальцы кровоточат. Я занимался двенадцать часов».

Коллега/конкурент помочь советом не смог или не захотел. Но зато рассказал об этом случае потомкам, добавив, что когда потом Кубелик вечером играл, «технически это было совершенное исполнение, но все же — пустота!»

-

Тут надо быть совершенно нелюбознательным человеком, чтобы не задать себе вопрос «почему?»

Что случилось с волшебником скрипки?

Да, было одно объяснение: мол, «сказался недостаток муз. культуры», односторонне был развит виртуоз.

Но поверить в это сложно. Во-первых, автор объяснения — скрипач Флеш (большинство знает его по сборнику гамм), который и в музыке самого Паганини видел одну акробатику, даже не чуя в ней тех философских и поэтических глубин, которые услышали в ней Шуман и Гейне. Флеш писал в связи с Кубеликом, что паганиниевское искусство «не обладает особой художественной ценностью».

Не в обиду Флешу, компетенция Шумана и Гейне в области художественных ценностей кажется мне много выше.

Далее — упреки в односторонности не соответствуют истине: Кубелик уже в поздние годы упоенно занимался камерной музыкой, прекрасно владел фортепиано, читал в поездках книги по искусству и философии, вообще страстно любил искусство, и несмотря на график гастролей, выкраивал время для похода по музеям.

И даже если бы не всё это: вот бабушки в деревнях гениально поют до глубокой старости и смерти, и им не мешает то, что они не обучались в консерваториях.

В общем, «не верю». Тут зарыта какая-то собака.

.

Другое дело, что эту «собаку» еще надо найти.

…Может, дело в потере психической связи с инструментом?

Вот у нас есть скрипка, которую мы держим в руках; а еще, пока мы учимся, где-то внутри выстраивается иной, нематериальный «инструмент», который можно использовать потом, «занимаясь» в уме, без скрипки, или вообще переключившись на другие дела и профессии.

Но как может эта связь быть вдруг потеряна? Несомненно, это одна из интереснейших загадок для ученого, который занимается темой нейронных связей в нашем мозге.

Если говорить просто о скрипичной «форме», то мастер не переставал заниматься - напротив, если свидетельство конкурента верно, он стал заниматься больше.

И хотя иногда его стали иногда подводить, судя по описаниям, руки-пальцы, то, что описывали при этом, скорее похоже на неуверенность. (Потеря точности техники!)

Либо всё было технически совершенно, но из исполнения будто «вынули душу».

-

Масяня приходит на помощь

Думала я-думала, и вспомнила опять Масяню — мульт «Околобаха», где скрипач попал в армию, потерял себя и разучился играть. В основе сюжета, как недавно выяснилось, — реальная история.

«Имя персонажа «Околобаха» — игра слов между «Колобаха» и «Около Баха». — пишет создатель Масяни Олег Куваев в описании мульта на youtube. — Причем первое — реальное имя (то есть не имя, а ник, конечно) реального чувака с реальной историей, по которой сделан мульт. Разумеется, детали в реальности были другими, но суть истории почти не выдумана.

Я категорически против «всеобщей воинской», хотя сам служил. А может именно поэтому. Однако социальный или протестный контекст тут не планировался. Это просто очень печальная история маленького человека.

Этот мульт, считаю, один из самых удачных. Для мульта, еще до его начала даже, была нарисована картина маслом, которая в конце. Картина сейчас в Москве у моих друзей. Такие дела.

Март 2003 года.»

Итак, человека сломали обстоятельства. Что сделать, чтобы не ломались другие? И как починить? Прежде всего надо узнать об обстоятельствах поломки.

Я спросила автора Масяни: а был ли прототип действительно скрипачом, какова была его реальная история, какова была его дальнейшая судьба?

Скоро я получила ответ:

Oleg Kuvaev 20 окт. в 11:53

Привет Анна!

Прототип Околобахи — не скрипач, а альтист в реальности.

Но широкой публике это понятие менее знакомо, так что заменено на «скрипача».

И факт, что история правдива. У чувака после армии «сильно поехала крыша» и плюс к тому были сильно отморожены пальцы, ибо чувак угодил в стройбат. Было это в 88-89 году примерно. Где сейчас прототип и чем живет — давно не знаю, как это не жаль.

Случай, кстати, в советские времена далеко не единичен.

Я сам был в армии и у нас был пианист, субтильный и тощий мальчик из Грузии, над которым сильно издевались в армии, и закончилось это паршиво. Неприятные воспоминания. Спасибо за комплименты и удачи вам!

С уважжжением!

———————————————

Куваев Олег

Kuvaev Oleg

http://www.mult.ru

Оставалось только извиниться за вызванные неприятные воспоминания и поблагодарить автора Масяни за то, что (краткость — сестра таланта!) он на километры сократил мне поиски:

Анна Благая 20 окт. в 12:58 GMT+03:00

Привет, Олег!

(…) только что благодаря Вам я нашла и ответ на свой вопрос о том, куда девается талант (кроме понятных причин про пальцы).

Предполагаю, ключевая фраза тут «над которым сильно издевались».

-

Догадки, предположения…

Я не знаю, что такое на самом деле произошло с Кубеликом, но выходит, что странное перерождение заметили в нем после Первой мировой войны, а ухудшение его здоровья и тяжелое моральное состояние, ускорившее финал, совпало с событиями перед Второй мировой (умер Кубелик, когда она уже началась, в 1940).

При этом: 1) Кубелик подвергался нападкам по политическим мотивам: ему порой устраивали «обструкции» (освистывали?) националистически настроенные австрийцы, полиция бездействовала (вспомним: «я чех и простой человек»); 2) на одном из концертов Кубелик получил анонимку, в которой писали, что «по сравнению с Крейслером он нуль».

Кстати, вспомним случай, описанный коллегой Кубелика (см. в начале этой страницы). Этот коллега, по случайности, и был австриец Ф. Крейслер.

Допустим, Крейслер сказал правду о беспомощном состоянии коллеги (мы этого не знаем), — но уж очень жестокая правда…

… Еще мы знаем, что Кубелик был добрым, мягким человеком, в свое время о нем даже писали, что его буквально поработил какой-то тип, импресарио, который даже диктовал, с кем общаться, с кем не общаться. Вообще «его доверчивостью и добротой часто злоупотребляли», и в зрелые годы он даже «не хотел встречаться с новыми людьми».

/ На фото — Кубелик в разные отрезки своей жизни /

.

И наконец… Кубелик со своим романтическим паганиниевским искусством  оказался после Первой мировой в изменившемся мире.

Американский футуролог Элвин Тофлер писал об изменениях, которые принесла миру «Вторая волна», «индустриальная цивилизация». Пик ее как раз пришелся на середину XX века (см. книгу Тоффлера «Третья волна»). Ученый писал о стандартизации, синхронизации жизни людей с ритмом машин. Такая индустриальная среда (на ее пике) вовсе не является дружественной для того, чтобы жило и хорошо себя чувствовало искусство, создаваемое артистами-романтиками.

Всё это, конечно, тема для дальнейших размышлений. Но вот что пока я думаю.

После серии жестоких разочарований (особенно — на фоне трагедий и потрясений общечеловеческого масштаба, войн и «футурошока», а всё это в интересующем нас случае присутствует) вполне можно потерять связь с собой, свое искусство и «связь с инструментом».

Французский философ Марсель говорил:

надежда для души то же, что дыхание для живого существа. Где нет надежды, там душа высыхает, превращаясь в функцию

Спустя пару с лишним десятилетий после смерти Кубелика американский психолог Мартин Селигман обнаружил феномен «выученной беспомощности», установил связь его с депрессией, неверием в собственные силы, подавленностью, скорым наступлением смерти. Нашел он и способ, как эту «выученную беспомощность» преодолеть. (См. его книгу «Как научиться оптимизму»).

Селигман не занимался «случаем Кубелика», но я думаю, что потерявший точку опоры артист ограничен в возможностях использовать свой дар, а выученная беспомощность плохо сочетается с виртуозностью. (Напомним: слово виртуоз (virtuoso) происходит от лат. virtus, то есть — сила, смелость, отвага!).

При этом правополушарный, образно мыслящий, тонко чувствующий интуит, — словом, тот, кто разбирается в «магии» искусства, — существо вообще особенное. (Скрипачи и вообще музыканты, кстати, не все относятся к этому типу). Природа наделила его дарами, при определенных обстоятельствах дающими силу, а при других — делающими его хрупким и уязвимым.

Сверхчувствительность! Это замечательная тема. Но об этом — в следующий раз.

-

Лит.: Л. Раабен. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Ленинград, «Музыка», 1969. Ян Кубелик, стр. 148-160 (интереснейший очерк с массой биографических подробностей, однако с окончательными выводами я не согласна)

Виктор Франкл. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. - Альпина Нон-фикшн, 2015 г.

  1. Дорогие читатели, а что вы думаете об этом странном случае? Гипотезы, догадки, предположения?…

    Comment by annablagaya — 19/05/2016 @ 14:37
  2. Здравствуйте, Анна. Нужную Вы тему подняли.Думаю, Вы правы. Я смотрела немецкую музыкальную драму «Вундеркинд» (Wunderkinder) 2011года от режиссера Маркуса Розенмюллера. У одной из героинь тоже возникли похожие проблемы (как в мультфильме).
    Может быть это не выученая беспомощность, а что-то другое? Может быть это все же хрупкость? Так сказать — оборотная сторона медали. От душевного потрясения даже более странные вещи с людьми происходят порой.

    Comment by Анна — 19/08/2016 @ 23:26
  3. Анна, интересно, надо будет посмотреть этот фильм!
    Да, наверное, я тут перемудрила и хрупкости вполне достаточно, чтобы получилась такая картина.
    Кстати, Вы взяли очень правильное слово!!!! ведь действительно всё утонченное, какой-нб особо изысканный фарфор, или какие-нб высокоточные механизмы — хрупки! по ним достаточно всего лишь лопатой хряснуть…

    Comment by annablagaya — 04/09/2016 @ 14:11

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>