Перейти к содержимому

Музыкальная энциклопедия — Пиццикато

Скрипичная азбука
вернуться к статье о пиццикато

 

О пиццикато (pizzicato)
из Музыкальной энциклопедии

 

Pizzicato (пиццикато, итал., от pizzicare – щипать) – прием исполнения на струнных смычковых инструментах. Состоит в том, что звук извлекается не ведением смычка, а защипыванием струны пальцем правой руки, как на гитаре, арфе и других струнных щипковых инструментах.

Возвращение к прежнему обычному способу исполнения обозначается в нотах термином arco (итал, смычок) или col arco (итал, смычком).

 

Pizzicato могут исполняться как отдельные звуки, так и двойные ноты. На скрипке и альте звуки, извлекаемые P., очень сухи и быстро затухают, более полнозвучны и продолжительны они на виолончели и контрабасе. Как правило, P. используется при извлечении только звуков коротких длительностей.

 

Ранее всего P. применено, по-видимому, в драм. мадригале «Поединок Танкреда и Клоринды» (“Combattimento di Tankredi e Clorinda”) Монтеверди (1624).

 

Скрипачи-виртуозы 19 в. ввели особый тип P., исполняемого только левой рукой. Это позволяет быстро чередовать звуки P. и arco; такое P. придает звукам несколько шипящий тембр.

Н.Паганини применил исполнение P. левой рукой одновременно с извлечением звуков смычком, что создало эффект «дуэтного» звучания («Дуэт Паганини для скрипки соло» — “Duo de Paganini pour le violon seul”, ок. 1806-08).

Этот прием использовался позднее и другими композиторами («Цыганские напевы» Сарасате).

 

Известен ряд оркестровых пьес, в которых партии струнных инструментов исполняются только или в значительной части P. В их числе – «Полька pizzicato» Иог. Штрауса-сына и Йоз. Штрауса, P. из балета «Сильвия» Делиба, в русской музыке – 3-я часть 4-й симфонии Чайковского, P. из балета «Раймонда» Глазунова.

 

Лит.: Schering A., Die Symbolik des Pizzicatos bis Beethoven, “AfMf”, 1937, Jahrg.2.

 / Статья из Музыкальной энциклопедии — М., изд-во «Советская энциклопедия», 1978, т. 4, стр.299 /

 

Скрипичная азбука
вернуться к статье Пиццикато

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *