Перейти к содержимому

«Переиграть руки»

Скрипка | Скрипичная азбука

 

«Переиграть руки»

Опасность, которая подстерегает профессиональных музыкантов,  когда они остервенело и по много часов играют на скрипке/рояле/гитаре/барабане и т.д. напряженными руками, не слушаясь своего тела, которое умоляет  их остановиться, посылая соответствующие сигналы (руки устают, начинают болеть…). 

Если музыкант долго продолжает в том же духе и издевается над собой, то однажды природа скажет ему свое веское «хватит»: никакие проф. движения без боли для такого человека будут уже невозможны, как бы он ни хотел. Это своего рода «природный предохранитель». (С точки зрения природы наши с вами концерты и конкурсы ведь совершенное ничто по сравнению с сохранением здоровья и жизни).

В таких случаях помогает время и отдых, восстановительное лечение, а иногда — так считается, или по крайней мере раньше считалось, — не помогает и музыкант может потерять профессию.

Важно! Считается, что «переигрывает руки» тот музыкант, чей учитель сделал ему с самого начала неправильную «постановку рук». Между тем выдающийся педагог, проф. Гольденвейзер считал иначе. Он говорил, что понятие «постановка рук» ложно, потому что подразумевает статику, а исполнительство — это движение, и «надо исходить из того, что руку надо не ставить, а двигать». Более того: именно из-за того, что в педагогической практике столь большое внимание уделяется «постановке рук», музыканты начинают играть напряженными руками. (см.) То есть — логически продолжим сказанное Гольденвейзером  — рискуют «переиграть руки».

Переиграть руки могут не только музыканты. Нечто подобное происходит и с людьми не музыкальных профессий, везде, где люди изо дня в день совершают однообразные движения, особенно — находясь при этом  в стрессовом состоянии. У тех, кто много пишет, бывает так называемый «писчий спазм». У тех, кто постоянно долбит на компьютерной клавиатуре — «туннельный синдром». У рабочих на заводах —  прядильщиц и мотальщиц и др. —  и даже у доярок (!) существует свое профзаболевание рук.

Конкретные диагнозы, а также обследования  — дело докторов.  О профессиональных заболеваниях рук написаны книги и научные труды, изложение некоторых из них см.  здесь. (В свое время в московском Институте профзаболеваний были специалисты, которые лечили такие состояния; правда, когда я несколько лет назад я наводила справки, мне сказали, что сейчас там этим не занимаются. Если у вас есть информация о том, где найти докторов, специализирующихся на руках музыкантов, дайте знать).

Опыт тех, кто переиграл руки, можно усвоить  из  обсуждения на форуме Классика.  См. также тезисы из книги Гутерман «Возвращение к творческой жизни».

(Небольшое отступление. Не всякая боль в руках говорит о том, что они «переиграны». В обычной жизни есть немало ситуаций, в которых можно перетрудить руки. Они не обязательно связаны со скрипкой. Ношение тяжелых сумок; отгребание машины из снега; или даже методичное отшвыривание от себя настырного кота, который всю ночь лезет лизаться — все это может дать на следующий день боль в руках, и в этом случае не стоит сразу бить во все колокола, нужно просто вспомнить, что вы делали помимо того, что играли на скрипке).

Но если боль связана именно со скрипкой — немедленно отложите инструмент в сторону.

 

Лучший способ справиться с переигрыванием рук — его не допустить. Или, если перефразировать изречение, «лучше недоиграть, чем переиграть»

Надо уметь вовремя остановиться в занятиях, не играть уставшими руками, а уж если они болят — не  играть тем более.

Во время вирусных заболеваний (гриппа, ангины и даже банальных ОРВИ) соблюдать осторожность, и если  температура поднялась выше 37  — не играть. (Исключение — ответственные концерты, тут решение принимается исходя из ситуации).

Ну и самое главное — уже скорее из области психологии.  Нужно избавляться от механистического мышления и болезненных амбиций, заставляющих исступленно истязать себя, истощая психику и подвергая себя чрезмерным нагрузкам.

Нужно учиться любить и уважать себя, и кто бы что ни говорил, но мы обязаны ценить самый совершенный инструмент, который дала нам природа — даже не скрипку, нет, а наше тело.

Читайте также:  Гольденвейзер о  «постановке» рук; Международные конкурсы

Эмоциональное выгорание Постановка рук

39 комментариев для “«Переиграть руки»”

  1. Хочу поделиться с музыкантами рецептом, который помог мне. 2 года назад я очень сильно переиграла руку, причиной этого была игра на инструменте с температурой. Играть не могла 3 месяца совсем, а потом еще 3 месяца потихоньку сквозь боль. На мне испытали 7 разновидностей физиопроцедур, массаж, ванночки- ничего не помогало. Диагноз поставили- тендовагинит. А потом меня научили очень простому рецепту- натереть лук на терке(да-да, как это не странно-обычный репчатый лук), и привязать его к руке на 2 часа, делать достаточно 1-2 раза в сутки. После снятия такого компресса- намазать руку любой мазью для суставов или мышц и обматать шерстью. Рука прошла за неделю.

      1. А возможно, просто прошло достаточно времени к тому моменту как стал применяться лук, и рука восстановилась бы и без лука так же, просто совпало. Как обычно, после — не значит, вследствие, но кто ж об этом помнит, когда боится за своё здоровье, тогда и гомеопатия начинает «помогать».

        1. Вячеслав

          Ага, само прошло… Не стОит быть таким наивным. И если не знаете на себе действие гомеопатии, не нужно хаять то, чего не знаете.

  2. Евгений

    Здравствуйте!Начну с того что месяц назад перед академ концертом переиграл руку ,что я только не пробовал рука всё равно болела (засыпал с болью и зажатым ощущением в руке и просыпался с болью).Напишу что лично мне помогло «Долобене-гель» ,»Софья пчелиный яд»(крем),и «Апизартрон»(мазь на основе пчелиного яда)

    «Софья пчелиный яд» этот крем лучше использовать с массажем 2раза в день утром и вечером ,через 4-6 часов использовать «Апизартрон»

    Всё будет хорошо не отчаивайтесь!!! 😉

  3. Александр

    Вообще не надо думать о движениях. Когда ребенок учится говорить, то он не задумывается о том, как должен себя вести речевой аппарат, — у него есть звуковая цель, к которой он стремится. Правильно — он говорильщик-любитель. Професиональный диктор или актер проходит постановку голоса, наподобие постановки рук у пианистов.

  4. Под «переигрыванием рук» обычно подразумевается тендовагинит — воспаление сухожилия и его оболочки, которое возникает от чрезмерной нагрузки на сухожилие (частые однообразные движения или неправильное поднятие тяжестей).
    У меня вопрос на похожую тему. Я начал играть на скрипке с 14 с половиной лет (до этого с 7 лет занимался на фортепиано) и примерно через год, когда я эмоционально, «рьяно» проводил смычком по струне ми или одновременно по струнам ми и ля (например, аккорд в конце произведения) при доведении смычка до конца у меня в запястье сбоку (по линии большого и указательного пальцев) на полсекунды возникало болевое ощущение, словно пронзает током. Было ли у кого-нибудь такое и с чем это могло быть связано?

  5. У меня через час академ, п рука болит просто невыносимо…никогда не отличалась сильно хорошей игрой, это последние сроки для здачи, ведь на Гала-концерте педагог «не хочет себя позорить»
    Учительница всегда меня всячески обзывала, говорила:»-У тебя даунские пальцы!!!» Мама предлагала несколько лет назад уйти к другому учителю, но я, по своей глупости ответила:-«Мам, у неё свой джаз-бенд был, у неё джазовый театр импровизации, к ней все мечтают попасть, меня просто засмеют»
    ЧТО ДЕЛАТЬ?!?!?

    1. Если педагог так себя ведет, значит это не педагог, а высокомерная невежа!

  6. Настя, я не имею права давать советы.
    Но прочитав Ваш коммент, я вспомнила, что мне обычно мудрые люди говорили перед выходом на сцену: иди играй и получи от игры удовольствие. Так я и поступала. И удовольствие приходило.
    Раз у вас прямо сейчас выступление, забейте на учительницу. Сейчас уже не важно, что она говорила.
    С Богом!

  7. Здравствуйте! Хочу поделиться ,как это произошло со мной! Классическая гитара. Занимался по 6-8 часов, когда не занимался , то крутил шарики (такие медные со стальными шариками внутри). За день до концерта прошла генеральная репетиция. Вечером сел поиграть и почувствовал, что руки начали зажиматься, удивился отложил. Появилось не приятное ощущение забитости мышц предплечья. На утро боль. Верхние части предплечья покраснели и припухли. Ходил в больницу, к массажисту, к бабке и пр. Не помогло. На этом у меня отношения с профессией музыканта закончились. Профессии стали другими.С тех пор прошло 25 лет. Музыкантов , как и наркоманов- бывших не бывает! Опять потянуло. :)) Старался быть осторожным.Занимался час-полтора. без напряга,без скоростной моторики. не большое напряжение после игры было, но еле заметное. Однажды после принятия ванны сел позаниматься и о радость! Ручки побежали! как в старые времена ! Счастье! Это было ошибкой! Опять боль и на месяц отложил занятия. Сейчас опять потихоньку подкрадываюсь к инструменту. После ванной ни-ни !

    1. Спасибо за Вашу историю, Герман. А что это за шарики, которыми вы упражнялись?
      Я помню из истории музыки, что Шуман использовал какое-то механическое приспособление и из-за этого повредил себе руку, поэтому ему пришлось покончить с концертированием. Зато он стал гениальным композитором.
      У вас, кстати, судя по вашему мэйлу (он здесь не публикуется, но я вижу), профессия сейчас тоже творческая. По-моему, это прекрасно.
      Удачи Вам! И точно — музыканты, как наркоманы, бывшими не бывают!

  8. Катерина

    Здравствуйте! Я учусь в музыкальной школе уже давно. Раньше рука никогда не зажималась, а теперь после игры одного произведения чувствуется сильная усталость. Боюсь переиграть руки. Подскажите, как избавиться от зажатости в плече.

  9. Катерина, ну никак нельзя на расстоянии понять, что произошло. Вашему педагогу должно быть это видней. А что за произведение «виновник» таких ощущений? Единственное, что могу посоветовать — не игнорируйте эти сигналы, и если чувствуете, что зажатость какая-то неправильная, вовремя давайте себе и рукам отдых.

  10. У меня через два дня гос. экзамен а через неделю конкурс. В последнее время замечаю что правая рука очень сильно устает и напрягается, не могу выигрывать пассажи — пальцы изза зажатой руки очень плохо двигаются. А вот буквально вчера( не знаю это связано с этим или нет) заметила что рука чуть ниже сгиба локтя дергается(нерв наверно какой-то)
    Не знаю что делать. Может это и не признак заигрывания, но очень боюсь особенно за конкурс
    Не хочу никого подвести
    Может какие-то народные средства есть
    Помогите пожалуйста

    1. Простите, пожалуйста, Вероника, что не видела раньше Вашего комментария и поэтому не ответила.
      Хотя я не врач и все равно не могла бы Вам тогда помочь, да и опасно это — давать советы по интернету. Надеюсь, у Вас все хорошо.

  11. Хорошая статья, спасибо. Очень важно поднимать такие вопросы! Когда у меня появилась проблема с правой рукой, я играл на барабанах уже 3-4 года. Однажды, я решил попробовать новое упражнение — побарабанить на мешке с песком. Позанимался я не мало, и не чувствовал сильной усталости, но на следующий день ощутил боль в районе сустава, у кисти. Тут я понял что переиграл, перенапряг руку. Самое печальное, что с этой болью даже продолжал репетировать с группой… Спустя пару недель боль начала утихать. После этого боль появлялась только тогда когда репетируешь много времени. Однажды это мне надоело, и я решил избавиться от этой проблемы. Я ходил к хирургам, они сказали что нужно мазать сустав и кисть мазью и не давать нагрузку, которая дает эту боль. Так как этот вариант был тупиковый, я начал ходить по другим врачам. Врач который меня спас, был массажистом. Параллельно с массажем применялось иглоукалывание, но это было больше как дополнительная терапия. В общем, если отбросить подробности, то проблема заключалась в том что мышца перенапряглась и запомнила это состояние. Решение заключается в том, чтобы расслаблять мышцы. По крайней мере, это решение к которому пришел я, возможно есть ещё другие варианты, например растяжка. Специалист, который может вам помочь называется мануальный терапевт. Лучший вариант — это пойти к этому специалисту. Если хотите сами разобраться — нужно для начала найти мышцу которая дает боль. Учтите, за свои действия отвечаете только вы сами! Чтобы ее найти, нужно сделать самому себе массаж, в моем случае надо хорошо надавливать на мышцы всей руки + лопатка и плечо, и понять какая же мышца вызывает боль сверху кистевого сустава. Я нашел её в предплечье. Когда вы надавите на перенапряженную мышцу, вы почувствуете что она больше остальных дает болевые ощущения. Чтобы расслабить мышцу, нужно на нее надавить и держать в таком положении некоторое время. Мышца будет болеть, но боль уйдет спустя несколько минут. Не нужно держать очень долго! Спустя несколько таких сеансов, которые будут проводиться несколько дней, а то и недель, Вам станет намного легче. Что я понял, пообщавшись с этим врачом: когда я занимаюсь музыкой, то даю своим рукам нагрузку которой нет в повседневной жизни. Расслабление мышц после тренировки исключают возможность появления боли.

  12. причина ,,переигрывания,, рук- психо-мышечная скованность при игре… — со стороны нервной системы это — нахождение психики музыканта в состоянии постоянного стресса (различного по интенсивности в зависимости от ситуации)—причин тому -много—например-1) собственная амбициозность и желание ,, достичь результата любой ценой,,…2) угнетающее чувство ответственности перед преподавателем— боязнь ,,несоответствия,, его требованиям и т.д. Со стороны мышечной системы— постоянное(игнорируемое) чувство неловкости при игре,ощущение излишней напряжённости в руках ( также обычно игнорируемое), чувство ,, холода,, в руках и т.д. В таких ситуациях очень эффективен метод перестройки двигательных навыком С.М. Перельман— эта методика с успехом применялась много лет её учеником А.А.Александровым ,который помог десяткам больных музыкантов.Эффективность метода была подтверждена в своё время академиком Ф.Р.Богдановым,директором НИИ ортопедии и травматологии.

  13. При этом как отличить переигранные руки от банальной усталости мышщ и при каких ощущениях надо прекращать занятия или сбавлять нагрузку?

    1. Здравствуйте, я проф аккордеонист, закончил Казанскую консерваторию, затем сразу уехал на контракт в Китай работал в ресторане 2 р в день всего 2ч40 мин + занимался в свободное время, так проработал 2,5 года с одним выходным в нед, потом вернулся в Россию конкурсы, концерты и т.д, Дальше через полгода поехал в Японию на полгода там работал в очень жёстком режиме всё время ходил с аккордеоном 10,5 кг и играл практически нон стопом по 3 часа каждый день, под конец контракта когда осталось 2 недели начались боли в правой руке до локтя, боль режущая, ломящая, рука просто опускалась и от любой тяжести начинала болеть… Подскажите пожалуйста как макс быстро можно восстановить руку, влияет ли шейный остеохондроз?

      1. Денис, здравствуйте! К сожалению, я не врач, никак не могу давать советы.
        Но, знаете, лично я в сфере медицины глубоко чту Дискуссионный клуб Русского медицинского сервера (форум русмедсерв). Поискала сейчас — там на тему переигранной руки яндексом ищется вот что: https://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=215509
        Видите, там пишут про гель с действующим веществом Ibuprofen 5%, про то, что «Никакой эластичный бинт не нужен. Назначенного противовоспалительного геля достаточно при условии ПОЛНОГО покоя руки. Если походы по разным специалистам помогают коротать время — ходите на здоровье, пока деньги не кончатся. Но «заигранная» кисть никакого другого лечения не требует».
        Возможно, Вам стоит еще поиском поискать по самому форуму, а может и создать там свою тему. Так как у Вас, возможно, ситуация отличается от той, что была у автора той темы — флейтистки.
        Также возможно, что виртуальных консультаций недостаточно и стоит найти врача очно, а может быть, получить и второе, и третье мнение.
        Будьте здоровы! Все будет хорошо!

      2. Денис, вот еще что я подумала. Я совсем немного знакома с темой мануальной терапии. Однако выше кто-то, по-моему, правильно напоминает про нее. Но все это на страх и риск. Ведь еще специалиста надо найти настоящего.

      3. Здравствуйте! Я наверно тоже переиграл руку… Ту руку, которой я перебираю струны. Играл я каждый день по три, четыре часа в сутки в течении нескольких лет. И вот наступил тот «прекрасный» момент когда после очередного концерта я пришёл домой и лёг спать. Проснувшись утром я взял гитару в руки и вот случилось то, что мучает меня уже два года.. Когда перебираю струны, пальцы рук заплетаются,при этом указательный палец после каждого касания струны во время перебора сапроизвольно сгибается, а кисть руки до локтя начинает напрягаться и ныть. Сделал УЗИ кисти руки, поставили диагноз тендинит и тендосиновит сгибатетелей и разгибателей сухожилий пальцев. Лечение перепробовал наверно все. Полностью не играл полгода, не помогло. Делал компрессы из лука и красной капусты, не помогло. Делал уклы б1,б6,б12, плюс пропивал коллаген, хондроитин, глюкозамин-не помогло. Висел на турнике, делал физкультуру, упражнения для пальцев, компрессы из асд2, носил ортез месяц- не помогло..Мазал всякими мазями которыйтырвч прописывал, сейчас делаю электрофорез из лидазы, но эффекта нет. Вот такие дела )) Ещё хочу сказать, что врачей у нас нет, которые могли бы чем то помочь..

        1. Не знаю от музыки или нет, заболело плечо, не мог поднимать правую руку.
          Делал физиотерапию — помогало незначительно. (УВТ).

          Мне очень сильно помогла лечебная физкультура, никаких медикаментов, уколов, массажей. Просто резинки, мяч, гантелька для расслабления. И я снова чувствую себя человеком.

        2. Это фокальная дистония (focal dystonia), почитайте в интернете, у меня было ровно то же самое. Очень много денег потерял на врачей, потому что не знал, что такое существует. В итоге, стало только хуже

          Внизу ответил не туда, извиняюсь

        3. Александр

          У вас скорее всего «ФОКАЛЬНАЯ ДИСТОНИЯ». По другому это ещё называют ПИСЧИЙ СПАЗМ или КООРДИНАТОРНЫЙ НЕВРОЗ, или СПАЗМ МУЗЫКАНТА, ну или ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСКИНЕЗИЯ……названий у этого недуга много, но сути это не меняет.
          А причина всего этого кроется в головном мозге, и никак не в самой руке(на сколько мне это стало известно).
          Я сам прошёл через это, потеряв всю свою молодость на ожидание «чуда исцеления». Потому что не знал даже названия этого недуга, а специалиста в этой области так и не встретил в своё время.
          В итоге через примерно 25 лет я всё-таки выяснил, как это называется……..а ещё вместе с этим я узнал, что оно НЕ ЛЕЧИТСЯ!!! 🤔

          1. Августина

            Лечится, но с огромным трудом. Очень жаль, что в медицине не уделяют внимания этому серьёзнейшему проф.заболеванию музыкантов. Лично мне эта болячка перечеркнула всё. Имея недюжинный талант, приходится выкручиваться и как-то еле-еле сводить концы с концами, работая учительницей музыки(((

          2. Это фокальная дистония, действительно, или как ещё говорят, дистония музыканта, я провоевал с ней 13 лет, наконец сделал операцию и вот уже полгода радуюсь каждому дню вместе с инструментом, этими уже забыты и ощущениями. Выздоравливайте! Если есть вопросы, пишите

        4. Еще как влияет остеохондроз. На своем опыте, при остеохондрозе, если Не лечить, происходят зажимы нервов. Я прошла курс лечения ВТЭС, ученик Герасимова врач травматолог-ортопед Никита Сергеевич Бурматов применяет эту методику физиотерапии. Результаты ошнломительны, хотя курс я Не закончила. Увеличилась скорость реакции, а самое главное, стали крепнуть пальцы левой руки. до этого Я их попросту почти Не чувствовала. Не играла на пианино более 10 лет, возвращаюсь в профессию. Сейчас играю так, как во время учебы на дирижерско-хоровое не играла (остеохондроз с детства). ВТЭС это внутритканевая электростимуляция.

    2. АЛЕКСАНДР

      Сменил посадку при игре на гитаре, с классической на фламенко. Через некоторое время появилась боль в правом локтевом суставе. Со временем боль увеличилась, и при любом поднятии увесистых предметов становилась очень сильной. Перепробовал в течение двух лет все мази и пластыри. Боль на время стихала, но после усердных репетиций возникала с прежней силой. Через некоторое время, от сильной боли я уже не мог поднимать правой рукой тяжелые предметы. Вылечил, именно вылечил, а не подлечил, неожиданно быстро и просто. Вспомнил про народное средство от болей в суставах — хлестание крапивой. Благо на огороде её было в немереном количестве. Отхлестал сустав со всех сторон (естественно, пришлось потерпеть минут двадцать побочку). С одного раза боль ушла процентов на 95, что было просто невероятно. Через неделю повторил процедуру и боль ушла полностью. Успехов всем в творчестве. Не болейте.

    3. Здравствуйте, я аккордеонистка. Учусь в колледже искусств. Как-то перееиграла правую руку. До этого с этим проблем никогда не было, всегда руки хорошо переносили долгочасовые занятия, но в один день впервые отрабатывала аккорды и забилась правая рука. В первые дни были боли, рука была малоподвижной. Но через 4 дня мне пришлось выступать на важном концерте. Также при занятии делала большой акцент на безымянный палец, который сам по себе слабый. Спустя месяц проблема с рукой не мешала мне заниматься, но рука в районе предплечия и при сгибании в локте уплотнилась. Спустя пол года я снова дала нагрузку на безымянный палец, рука ещё больше уплотнилась, при игре чувствовалось, что из-за безымянного пальца устаёт вся рука. После 2-х недельного отдыха и посещения массажиста, рука при сгибании в локте почти перестала быть уплотнённой. Но стоило после этого позаниматься 2 дня, не давая особой нагрузки, как рука снова уплотнилась и заметно упала активность безымянного пальца. Подскажите, пожалуйста, к какому врачу обращаться и как лечить? Проблема не даёт мне профессионально и полноценно развиваться уже год(

    4. Здравствуйте,я скрипачка,заканчиваю музыкальную школу,у меня начали болеть руки при игре на скрипке ,я не знаю как лечить, подскажите , пожалуйста

      1. Привет! Увы, тут не берусь помочь((, тем более на расстоянии. До сих пор никто мне не написал, где есть врачи, которые бы занимались похожими вопросами..

    5. Когда занимался классической гитарой, был момент, переиграл руку. Она просто тупо не слушалась, но болевых ощущений не было. Повезло в том, что попалась грамотная бабуля-массажистка. Каждую косточку кисти ощупывала, и запретила игру оставить в покое минимум на два месяца. А вот, получилось так потому, что не выполнял простых рекомендаций педагога: парить руки умеренно горячей водой, а затем натирать питательным кремом с легкой разминкой. Покачивать кистевой эспандер, для того чтобы происходила закалка мышц кистей, и тем самым делать их устойчивыми к перегрузках занятий музыкой. Вот как-то так… А сейчас все повторилось, только уже с болевыми ощущениями. Это потому, что своих коллег по несчастью учу, как не надо делать, а сам же этими рекомендациями и пренебрег! Кисти перед игрой должны быть хорошо размяты!

    6. Добрый день всем. Случайно попала на Вашу страничку и очень хочу порекомендовать всем столкнувшимся с такой ситуацией на психо-соматическое направление: пожалуйста находите кинезиологов, и телесно-ориентированных психотерапевтов. Работа с ними медленная, внимательная, но результаты того стоят. Всем добра и процветания.

    Добавить комментарий для Денис Отменить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *