«Переиграть руки»

Скрипка | Скрипичная азбука

 

«Переиграть руки»

Опасность, которая подстерегает профессиональных музыкантов,  когда они остервенело и по много часов играют на скрипке/рояле/гитаре/барабане и т.д. напряженными руками, не слушаясь своего тела, которое умоляет  их остановиться, посылая соответствующие сигналы (руки устают, начинают болеть…). 

Если музыкант долго продолжает в том же духе и издевается над собой, то однажды природа скажет ему свое веское «хватит»: никакие проф. движения без боли для такого человека будут уже невозможны, как бы он ни хотел. Это своего рода «природный предохранитель». (С точки зрения природы наши с вами концерты и конкурсы ведь совершенное ничто по сравнению с сохранением здоровья и жизни).

В таких случаях помогает время и отдых, восстановительное лечение, а иногда — так считается, или по крайней мере раньше считалось, — не помогает и музыкант может потерять профессию.

Важно! Считается, что «переигрывает руки» тот музыкант, чей учитель сделал ему с самого начала неправильную «постановку рук». Между тем выдающийся педагог, проф. Гольденвейзер считал иначе. Он говорил, что понятие «постановка рук» ложно, потому что подразумевает статику, а исполнительство — это движение, и «надо исходить из того, что руку надо не ставить, а двигать». Более того: именно из-за того, что в педагогической практике столь большое внимание уделяется «постановке рук», музыканты начинают играть напряженными руками. (см.) То есть — логически продолжим сказанное Гольденвейзером  — рискуют «переиграть руки».

Переиграть руки могут не только музыканты. Нечто подобное происходит и с людьми не музыкальных профессий, везде, где люди изо дня в день совершают однообразные движения, особенно — находясь при этом  в стрессовом состоянии. У тех, кто много пишет, бывает так называемый «писчий спазм». У тех, кто постоянно долбит на компьютерной клавиатуре — «туннельный синдром». У рабочих на заводах —  прядильщиц и мотальщиц и др. —  и даже у доярок (!) существует свое профзаболевание рук.

Конкретные диагнозы, а также обследования  — дело докторов.  О профессиональных заболеваниях рук написаны книги и научные труды, изложение некоторых из них см.  здесь. (В свое время в московском Институте профзаболеваний были специалисты, которые лечили такие состояния; правда, когда я несколько лет назад я наводила справки, мне сказали, что сейчас там этим не занимаются. Если у вас есть информация о том, где найти докторов, специализирующихся на руках музыкантов, дайте знать).

Опыт тех, кто переиграл руки, можно усвоить  из  обсуждения на форуме Классика.  См. также тезисы из книги Гутерман «Возвращение к творческой жизни».

(Небольшое отступление. Не всякая боль в руках говорит о том, что они «переиграны». В обычной жизни есть немало ситуаций, в которых можно перетрудить руки. Они не обязательно связаны со скрипкой. Ношение тяжелых сумок; отгребание машины из снега; или даже методичное отшвыривание от себя настырного кота, который всю ночь лезет лизаться — все это может дать на следующий день боль в руках, и в этом случае не стоит сразу бить во все колокола, нужно просто вспомнить, что вы делали помимо того, что играли на скрипке).

Но если боль связана именно со скрипкой — немедленно отложите инструмент в сторону.

 

Лучший способ справиться с переигрыванием рук — его не допустить. Или, если перефразировать изречение, «лучше недоиграть, чем переиграть»

Надо уметь вовремя остановиться в занятиях, не играть уставшими руками, а уж если они болят — не  играть тем более.

Во время вирусных заболеваний (гриппа, ангины и даже банальных ОРВИ) соблюдать осторожность, и если  температура поднялась выше 37  — не играть. (Исключение — ответственные концерты, тут решение принимается исходя из ситуации).

Ну и самое главное — уже скорее из области психологии.  Нужно избавляться от механистического мышления и болезненных амбиций, заставляющих исступленно истязать себя, истощая психику и подвергая себя чрезмерным нагрузкам.

Нужно учиться любить и уважать себя, и кто бы что ни говорил, но мы обязаны ценить самый совершенный инструмент, который дала нам природа — даже не скрипку, нет, а наше тело.

Читайте также:  Гольденвейзер о  «постановке» рук; Международные конкурсы

Эмоциональное выгорание Постановка рук

24 комментария

  • Рита

    Хочу поделиться с музыкантами рецептом, который помог мне. 2 года назад я очень сильно переиграла руку, причиной этого была игра на инструменте с температурой. Играть не могла 3 месяца совсем, а потом еще 3 месяца потихоньку сквозь боль. На мне испытали 7 разновидностей физиопроцедур, массаж, ванночки- ничего не помогало. Диагноз поставили- тендовагинит. А потом меня научили очень простому рецепту- натереть лук на терке(да-да, как это не странно-обычный репчатый лук), и привязать его к руке на 2 часа, делать достаточно 1-2 раза в сутки. После снятия такого компресса- намазать руку любой мазью для суставов или мышц и обматать шерстью. Рука прошла за неделю.

  • Евгений

    Здравствуйте!Начну с того что месяц назад перед академ концертом переиграл руку ,что я только не пробовал рука всё равно болела (засыпал с болью и зажатым ощущением в руке и просыпался с болью).Напишу что лично мне помогло «Долобене-гель» ,»Софья пчелиный яд»(крем),и «Апизартрон»(мазь на основе пчелиного яда)

    «Софья пчелиный яд» этот крем лучше использовать с массажем 2раза в день утром и вечером ,через 4-6 часов использовать «Апизартрон»

    Всё будет хорошо не отчаивайтесь!!! 😉

  • Александр

    Вообще не надо думать о движениях. Когда ребенок учится говорить, то он не задумывается о том, как должен себя вести речевой аппарат, — у него есть звуковая цель, к которой он стремится. Правильно — он говорильщик-любитель. Професиональный диктор или актер проходит постановку голоса, наподобие постановки рук у пианистов.

  • Иванов

    Под «переигрыванием рук» обычно подразумевается тендовагинит — воспаление сухожилия и его оболочки, которое возникает от чрезмерной нагрузки на сухожилие (частые однообразные движения или неправильное поднятие тяжестей).
    У меня вопрос на похожую тему. Я начал играть на скрипке с 14 с половиной лет (до этого с 7 лет занимался на фортепиано) и примерно через год, когда я эмоционально, «рьяно» проводил смычком по струне ми или одновременно по струнам ми и ля (например, аккорд в конце произведения) при доведении смычка до конца у меня в запястье сбоку (по линии большого и указательного пальцев) на полсекунды возникало болевое ощущение, словно пронзает током. Было ли у кого-нибудь такое и с чем это могло быть связано?

  • Настя

    У меня через час академ, п рука болит просто невыносимо…никогда не отличалась сильно хорошей игрой, это последние сроки для здачи, ведь на Гала-концерте педагог «не хочет себя позорить»
    Учительница всегда меня всячески обзывала, говорила:»-У тебя даунские пальцы!!!» Мама предлагала несколько лет назад уйти к другому учителю, но я, по своей глупости ответила:-«Мам, у неё свой джаз-бенд был, у неё джазовый театр импровизации, к ней все мечтают попасть, меня просто засмеют»
    ЧТО ДЕЛАТЬ?!?!?

  • annablagaya

    Настя, я не имею права давать советы.
    Но прочитав Ваш коммент, я вспомнила, что мне обычно мудрые люди говорили перед выходом на сцену: иди играй и получи от игры удовольствие. Так я и поступала. И удовольствие приходило.
    Раз у вас прямо сейчас выступление, забейте на учительницу. Сейчас уже не важно, что она говорила.
    С Богом!

  • Герман

    Здравствуйте! Хочу поделиться ,как это произошло со мной! Классическая гитара. Занимался по 6-8 часов, когда не занимался , то крутил шарики (такие медные со стальными шариками внутри). За день до концерта прошла генеральная репетиция. Вечером сел поиграть и почувствовал, что руки начали зажиматься, удивился отложил. Появилось не приятное ощущение забитости мышц предплечья. На утро боль. Верхние части предплечья покраснели и припухли. Ходил в больницу, к массажисту, к бабке и пр. Не помогло. На этом у меня отношения с профессией музыканта закончились. Профессии стали другими.С тех пор прошло 25 лет. Музыкантов , как и наркоманов- бывших не бывает! Опять потянуло. :)) Старался быть осторожным.Занимался час-полтора. без напряга,без скоростной моторики. не большое напряжение после игры было, но еле заметное. Однажды после принятия ванны сел позаниматься и о радость! Ручки побежали! как в старые времена ! Счастье! Это было ошибкой! Опять боль и на месяц отложил занятия. Сейчас опять потихоньку подкрадываюсь к инструменту. После ванной ни-ни !

    • annablagaya

      Спасибо за Вашу историю, Герман. А что это за шарики, которыми вы упражнялись?
      Я помню из истории музыки, что Шуман использовал какое-то механическое приспособление и из-за этого повредил себе руку, поэтому ему пришлось покончить с концертированием. Зато он стал гениальным композитором.
      У вас, кстати, судя по вашему мэйлу (он здесь не публикуется, но я вижу), профессия сейчас тоже творческая. По-моему, это прекрасно.
      Удачи Вам! И точно — музыканты, как наркоманы, бывшими не бывают!

  • Катерина

    Здравствуйте! Я учусь в музыкальной школе уже давно. Раньше рука никогда не зажималась, а теперь после игры одного произведения чувствуется сильная усталость. Боюсь переиграть руки. Подскажите, как избавиться от зажатости в плече.

  • annablagaya

    Катерина, ну никак нельзя на расстоянии понять, что произошло. Вашему педагогу должно быть это видней. А что за произведение «виновник» таких ощущений? Единственное, что могу посоветовать — не игнорируйте эти сигналы, и если чувствуете, что зажатость какая-то неправильная, вовремя давайте себе и рукам отдых.

  • Pingback:

    День рождения Клары Рокмор | школа терменвокса.рф
  • Veronika

    У меня через два дня гос. экзамен а через неделю конкурс. В последнее время замечаю что правая рука очень сильно устает и напрягается, не могу выигрывать пассажи — пальцы изза зажатой руки очень плохо двигаются. А вот буквально вчера( не знаю это связано с этим или нет) заметила что рука чуть ниже сгиба локтя дергается(нерв наверно какой-то)
    Не знаю что делать. Может это и не признак заигрывания, но очень боюсь особенно за конкурс
    Не хочу никого подвести
    Может какие-то народные средства есть
    Помогите пожалуйста

    • annablagaya

      Простите, пожалуйста, Вероника, что не видела раньше Вашего комментария и поэтому не ответила.
      Хотя я не врач и все равно не могла бы Вам тогда помочь, да и опасно это — давать советы по интернету. Надеюсь, у Вас все хорошо.

  • Bda

    Хорошая статья, спасибо. Очень важно поднимать такие вопросы! Когда у меня появилась проблема с правой рукой, я играл на барабанах уже 3-4 года. Однажды, я решил попробовать новое упражнение — побарабанить на мешке с песком. Позанимался я не мало, и не чувствовал сильной усталости, но на следующий день ощутил боль в районе сустава, у кисти. Тут я понял что переиграл, перенапряг руку. Самое печальное, что с этой болью даже продолжал репетировать с группой… Спустя пару недель боль начала утихать. После этого боль появлялась только тогда когда репетируешь много времени. Однажды это мне надоело, и я решил избавиться от этой проблемы. Я ходил к хирургам, они сказали что нужно мазать сустав и кисть мазью и не давать нагрузку, которая дает эту боль. Так как этот вариант был тупиковый, я начал ходить по другим врачам. Врач который меня спас, был массажистом. Параллельно с массажем применялось иглоукалывание, но это было больше как дополнительная терапия. В общем, если отбросить подробности, то проблема заключалась в том что мышца перенапряглась и запомнила это состояние. Решение заключается в том, чтобы расслаблять мышцы. По крайней мере, это решение к которому пришел я, возможно есть ещё другие варианты, например растяжка. Специалист, который может вам помочь называется мануальный терапевт. Лучший вариант — это пойти к этому специалисту. Если хотите сами разобраться — нужно для начала найти мышцу которая дает боль. Учтите, за свои действия отвечаете только вы сами! Чтобы ее найти, нужно сделать самому себе массаж, в моем случае надо хорошо надавливать на мышцы всей руки + лопатка и плечо, и понять какая же мышца вызывает боль сверху кистевого сустава. Я нашел её в предплечье. Когда вы надавите на перенапряженную мышцу, вы почувствуете что она больше остальных дает болевые ощущения. Чтобы расслабить мышцу, нужно на нее надавить и держать в таком положении некоторое время. Мышца будет болеть, но боль уйдет спустя несколько минут. Не нужно держать очень долго! Спустя несколько таких сеансов, которые будут проводиться несколько дней, а то и недель, Вам станет намного легче. Что я понял, пообщавшись с этим врачом: когда я занимаюсь музыкой, то даю своим рукам нагрузку которой нет в повседневной жизни. Расслабление мышц после тренировки исключают возможность появления боли.

  • игорь

    причина ,,переигрывания,, рук- психо-мышечная скованность при игре… — со стороны нервной системы это — нахождение психики музыканта в состоянии постоянного стресса (различного по интенсивности в зависимости от ситуации)—причин тому -много—например-1) собственная амбициозность и желание ,, достичь результата любой ценой,,…2) угнетающее чувство ответственности перед преподавателем— боязнь ,,несоответствия,, его требованиям и т.д. Со стороны мышечной системы— постоянное(игнорируемое) чувство неловкости при игре,ощущение излишней напряжённости в руках ( также обычно игнорируемое), чувство ,, холода,, в руках и т.д. В таких ситуациях очень эффективен метод перестройки двигательных навыком С.М. Перельман— эта методика с успехом применялась много лет её учеником А.А.Александровым ,который помог десяткам больных музыкантов.Эффективность метода была подтверждена в своё время академиком Ф.Р.Богдановым,директором НИИ ортопедии и травматологии.

  • Andrey

    При этом как отличить переигранные руки от банальной усталости мышщ и при каких ощущениях надо прекращать занятия или сбавлять нагрузку?

    • Денис

      Здравствуйте, я проф аккордеонист, закончил Казанскую консерваторию, затем сразу уехал на контракт в Китай работал в ресторане 2 р в день всего 2ч40 мин + занимался в свободное время, так проработал 2,5 года с одним выходным в нед, потом вернулся в Россию конкурсы, концерты и т.д, Дальше через полгода поехал в Японию на полгода там работал в очень жёстком режиме всё время ходил с аккордеоном 10,5 кг и играл практически нон стопом по 3 часа каждый день, под конец контракта когда осталось 2 недели начались боли в правой руке до локтя, боль режущая, ломящая, рука просто опускалась и от любой тяжести начинала болеть… Подскажите пожалуйста как макс быстро можно восстановить руку, влияет ли шейный остеохондроз?

      • annablagaya

        Денис, здравствуйте! К сожалению, я не врач, никак не могу давать советы.
        Но, знаете, лично я в сфере медицины глубоко чту Дискуссионный клуб Русского медицинского сервера (форум русмедсерв). Поискала сейчас — там на тему переигранной руки яндексом ищется вот что: https://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=215509
        Видите, там пишут про гель с действующим веществом Ibuprofen 5%, про то, что «Никакой эластичный бинт не нужен. Назначенного противовоспалительного геля достаточно при условии ПОЛНОГО покоя руки. Если походы по разным специалистам помогают коротать время — ходите на здоровье, пока деньги не кончатся. Но «заигранная» кисть никакого другого лечения не требует».
        Возможно, Вам стоит еще поиском поискать по самому форуму, а может и создать там свою тему. Так как у Вас, возможно, ситуация отличается от той, что была у автора той темы — флейтистки.
        Также возможно, что виртуальных консультаций недостаточно и стоит найти врача очно, а может быть, получить и второе, и третье мнение.
        Будьте здоровы! Все будет хорошо!

      • annablagaya

        Денис, вот еще что я подумала. Я совсем немного знакома с темой мануальной терапии. Однако выше кто-то, по-моему, правильно напоминает про нее. Но все это на страх и риск. Ведь еще специалиста надо найти настоящего.

      • Борис

        Здравствуйте! Я наверно тоже переиграл руку… Ту руку, которой я перебираю струны. Играл я каждый день по три, четыре часа в сутки в течении нескольких лет. И вот наступил тот «прекрасный» момент когда после очередного концерта я пришёл домой и лёг спать. Проснувшись утром я взял гитару в руки и вот случилось то, что мучает меня уже два года.. Когда перебираю струны, пальцы рук заплетаются,при этом указательный палец после каждого касания струны во время перебора сапроизвольно сгибается, а кисть руки до локтя начинает напрягаться и ныть. Сделал УЗИ кисти руки, поставили диагноз тендинит и тендосиновит сгибатетелей и разгибателей сухожилий пальцев. Лечение перепробовал наверно все. Полностью не играл полгода, не помогло. Делал компрессы из лука и красной капусты, не помогло. Делал уклы б1,б6,б12, плюс пропивал коллаген, хондроитин, глюкозамин-не помогло. Висел на турнике, делал физкультуру, упражнения для пальцев, компрессы из асд2, носил ортез месяц- не помогло..Мазал всякими мазями которыйтырвч прописывал, сейчас делаю электрофорез из лидазы, но эффекта нет. Вот такие дела )) Ещё хочу сказать, что врачей у нас нет, которые могли бы чем то помочь..

        • Сергей

          Не знаю от музыки или нет, заболело плечо, не мог поднимать правую руку.
          Делал физиотерапию — помогало незначительно. (УВТ).

          Мне очень сильно помогла лечебная физкультура, никаких медикаментов, уколов, массажей. Просто резинки, мяч, гантелька для расслабления. И я снова чувствую себя человеком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.