Анна Благая -

Пассаж

Скрипка | Скрипичная азбука

Пассаж

Когда-то этим французским словом обозначали неторопливую прогулку, переход, или просто ни к чему не обязывающее беспечное и неспешное фланирование. (Потому и торговые центры так называются: по ним можно бродить и глазеть на витрины).

В музыке так не получится. Музыкальный пассаж — стремителен, в нем чаще всего приходится мчаться стремглав (не зря есть такое понятие — беглость пальцев) или даже лететь со скоростью реактивного самолета.

Пассаж в музыке, с 16 в. обозначение последования звуков в быстром движении, трудного для исполнения и характерного для виртуозной музыки. Различают П. гаммообразные, основанные на арпеджиях, и смешанные.
БСЭ

В виртуозных скрипичных пассажах стремительно, как полустанки вдоль мчащегося экспресса, сменяются позиции, а чаще вообще приходится от них отказаться — ради экономии времени. Школьные правила «постановки рук» во многих таких пассажах уже не работают, а работают скорее законы акробатики и воздушной гимнастики.

Кстати о собственно переходах. Ими сплошь «прошит» любой пассаж, но они здесь обязаны быть быстрыми и  незаметными, иначе пассаж потеряет скорость и блеск, и вся эта паганиниевская магия окажется шитой белыми нитками.

Продолжение следует

-

См.: Украшения

  1. Я заметила, что удобно во время пассажа подобрать руку как бы в кулачок, лучше ощущаешь гриф и пальцы не делают лишних движений. Конечно со стороны постановки, вроде как не ахти прием. Но практически все исполнители высокого класса им пользуются.

    Comment by Елена — 05/04/2013 @ 14:49

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>