Анна Благая -

Пара смазанных нот

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Пара смазанных нот

Сюрприз для нашего брата перфекциониста!

Оказывается, пара смазанных нот (или может быть даже немного больше) — совершенно нормальное явление для человеческих организмов, выходящих на сцену играть на роялях и скрипках.

Это (п.с.н.) случается даже с теми, кто дошел  в своем виртуозно-техническом развитии до невиданных высот. Легкая досадная зацепка на ровном месте… Думаете, с чего это она вдруг проявляется в самый неподходящий момент, да еще под руками мастера, для которого нет ничего невозможного?

Всё просто: так жизнь восстанавливает баланс.

Потому что она (жизнь) сама по себе несовершенна. Если бы она была совершенна, она стала бы попросту скучна.

П.с.н., словно призрак, появляется то там, то здесь в игре самых именитых мастеров. Если приглядеться, то даже трепетные лауреатки, исполняющие с японским тщанием концерт Паганини, не обходятся порой без п.с.н.

Другое дело, что человечество обмануло природу и создало звукозапись, где есть возможность отловить п.с.н., перезаписать неблагополучный фрагмент и вклеить вместо него новый. Мир наводнили идеальные звукосущности, и мнительные творческие личности, слушая исполнения известных музыкантов на дисках и пластинках, с тоской сверяют с этими записями собственную не столь совершенную концертную игру. Вот если бы  не зацепить вон тот форшлаг! (И попутал же черт!)

Но полностью отловить все случайности невозможно. В следующий раз они могут  проявиться (или не проявиться) совершенно в другом месте. А если вдруг невозможное свершится и ты действительно перекроешь все ходы для проявления каких-либо случайностей, есть риск, что вместе с возможностью ошибок из твоего стерильного исполнения уйдет и главное, ради чего собственно стоит играть — само творчество, настоящая живая музыка и вдохновение.  Зачем тогда играть? Давайте отдадим это дело компьютеру.

Рёскин говорил про произведение искусства: «Если оно совершенно, то оно уже не хорошо». Не только картины, но и люди, в том числе музыканты-исполнители, ценны вовсе не отсутствием минусов и недостатков, а своими плюсами, достижениями и достоинствами.

Про то, что легкие помарки и ошибки в игре на сцене возможны и абсолютно нормальны даже при очень высоком уровне исполнительского мастерства, оказывается,  давным-давно писали в своих книгах  самые строгие и въедливые педагоги и методисты.

А всех прочувствованней сказал комментатор одной видеозаписи на youtube.com:

Ошибки — это та цена, которую вы (слушатели) платите за живое исполнение на сцене.  Если хотите совершенства, тогда идите к своему hi-fi проигрывателю и слушайте запись, склеенную из кусочков и потерявшую то, что было при исполнении. Если же вам нужна НАСТОЯЩАЯ музыка, отправляйтесь на концерт и наблюдайте за музыкантами в действии!

-

ср.: «Сделано»

а также: Происшествие Страшное и Ужасное

  1. …увы-увы..как не прискорбно.. всем хороши современные технологии,кроме самого основного — открывать души и трогать сердца…ведь ЭТО и не каждому человеку-то доступно! Саундпродюсер-музыканту: -Да ладн те мучиться..сыграй гамму, а я потом нарежу…….

    Comment by Stud — 13/11/2010 @ 11:19
  2. Моя маленькая Лялька смазала и скомкала ноты в концерте Ридинга в нескольких местах, потом подхватывала — и шла дальше, а сойдя со сцены безутешно плакала… Я утешала ее, как могла, а зрители отдали ей приз зрительских симпатий :)

    Comment by Sofia — 12/01/2011 @ 19:18
  3. Спасибо за эту статью. Мой перфекционизм может вздохнуть спокойно.

    Comment by виктория — 16/02/2011 @ 15:44
  4. Виктория, пожалуйста! Но Вы знаете, перфекционизм — такая коварная штука… Только о нем забудешь, как он вновь поднимает голову. Так что будьте начеку!

    Comment by annablagaya — 16/02/2011 @ 19:09

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>