Перейти к содержимому

Неслышимые ноты

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Неслышимые ноты

 

Концептуальный замысел Паганини с «Музыкой исчезающих струн» вызывает изумление, он остроумен и утопичен. Но не все знают, что с неслышимыми нотами на самом деле имеет дело каждый начинающий скрипач, просто их не принято так называть и говорить о них. 

Хотя вот они на самом видном месте — в сноске к знаменитому этюду Крейцера № 9:

 

Принцип изучения соединения позиций: палец, с которого начинается переход в другую позицию, должен, легко скользя по струне, занять свое место в последующей позиции. Появляющаяся при этом вспомогательная нота не должна быть слышна. (Р. Крейцер. Этюды для скрипки. М., Музыка, 1983)

 

Продолжим: эта неслышимая нота должна быть такого же высокого качества, что и слышимые — чистая и уверенно посаженная на гриф. Если вспомогательная, «изнаночная» нота грязная, то и следующая за ней «парадная» нота тоже, скорее всего, не будет блистать.

Еще один случай, когда мы «исполняем» неслышимые ноты — флажолеты. Во многих из них скрипач как бы играет (не прижимая к грифу) одну ноту, а звучит другая. При этом та, которую он как бы играет, никуда не девается, хотя мы ее и не слышим. (Например: третий палец на Ля струне в третьей позиции занимает положение, как для Фа диеза, но поскольку он не прижат к струне, вместо него звучит До диез. При этом Фа-диез, хотя его и не слышно, все-таки присутствует, как минимум в сознании скрипача, и он должен быть очень чистым, иначе не выйдет никакого флажолета и никакого До диеза, а будет только мучительное сипение, как при настройке старого радиоприемника). То же самое в двойных флажолетах: в каждой паре чаще всего есть такая неслышимая, но чрезвычайно важная нота, исполняющая роль «несущей конструкции».

 

P.S. Занятно, но бывают случаи, когда нота, напротив, не существует (скрипач играет вовсе не ее, а две другие), но звучит)) Хотя уловить ее обычным нетренированным слухом вряд ли удастся. Это так называемый terzo suono или комбинационный тон, открытый Тартини. (Сам  Тартини придавал этому фантомному звуку большое значение в достижении чистоты интонации).

См. также: Скрытые двойные ноты

Еще немного о неслышимой музыке

Меньше лишних движений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *