Перейти к содержимому

«Мужественность игры»

Скрипка | Скрипичная Азбука черновик

«Мужественность игры»

(Начало темы тут и тут

 Жинетт Невё (1919-1949)

«Большой, богатый красками тон, блестящая техника, мужественность и романтическая приподнятость игры — отличительные черты её исполнительской индивидуальности» (Музыкальная энциклопедия о выдающейся скрипачке 20 века Жинетт Невё).

В своем «Письме к ученице», адресованном будущей прославленной скрипачке Маддалене Ломбардини, падре Тартини писал о технике правой и левой руки, о том, как надо заниматься на скрипке, о звукоизвлечении и, конечно же, о трелях.

И ничего не сказал о том, как играть «не по-женски».

Неудивительно: есть игра хорошая и плохая; виртуозная и нет; эмоционально насыщенная, поэтическая — и сухая, скучная. «Тон» (звук) может быть  большим или нет, богатым красками или плоским. Бывает слащаво-мещанская игра, в том числе и в исполнении мужчин, и наоборот —  мощная, «мужественная» игра, в том числе в исполнении женщин. Всё зависит от индивидуальности, масштаба личности.

В музыке нет раздельного обучения. Музыканты обоих полов много занимаются с самого нежного возраста, играют одни и те же произведения, проходят одни и те же испытания, и либо справляются, либо нет, у них либо есть талант, либо нет. Каприсы Паганини, этюды Шопена или Листа одинаковы для всех.

В чем же тогда дело? Почему хорошей скрипачке/пианистке/и т.д., скорее всего, польстит «вы играете не по-женски»

Дело в стереотипах.  

Когда-то женщинам было запрещено получать высшее образование, учиться в университетах, им было сложнее следовать за своим призванием, выбирать свою судьбу. И довольно долго стереотипы сохранялись в массах. Согласно исследованиям, еще во второй половине XX века женщины и сами были рады принизить способности всего женского пола по сравнению с мужским, когда речь шла о научном или художественном творчестве. Только к рубежу веков стало что-то меняться, по крайней мере внешне (см. прим. 1).

Рикошетом это общее отношение к «женскому творчеству» коснулось и музыки («скрипка/рояль/и т.д. — не женское дело») — правда, лишь в устном общении, а чаще подсознательно, на уровне комплексов и фобий. 

А на уровне энциклопедий ясно, что в истории  музыкального (в частности скрипичного) искусства было немало выдающихся артисток, даже в 18-19 веках (см. биографическую часть «Энциклопедии скрипки» Бахмана). Да, меньше, чем артистов-мужчин, после замужеств многие пропадали со сцены. Совершенно не секрет: даже и в XX веке выдающаяся по своему дарованию женщина вполне могла обменять роль концертирующей артистки на роль матери (порой еще более сложную — это уж кому что выпало), что ее способностей не умаляло, а только говорило о том, что бывают разные жизненные обстоятельства. 

Сегодня тема о гендерном «превосходстве» — удел мужчин определенного душевного склада и закомплексованных дам. Погружаться в это не стоит, больно жалко выглядят все эти мелочные подсчеты и расчеты.

Поэтому, хотя в прежней версии этого текста я перечисляла биологически обусловленные причины, по которым «женская» игра не  должна бы быть «хуже» «мужской» (см. ниже), сейчас жалею об этом. Текст, вероятно, будет снова переписан.

Венецианка Маддалена Лаура Сирмен (Ломбардини),

выдающаяся скрипачка и композитор 18 века (1745-1818), адресат «Письма» Тартини

<

Польская пианистка-виртуоз 19 века Мария Шимановская,

мастер выразительной  кантилены, которой восхищались Гёте и Мицкевич 

Клара Вик (Шуман), которую Гёте называл «замечательным феноменом», ее игру высоко ценили Шопен, Паганини. «Её талант восхитил меня, — писал о ней Ф. Лист, — законченное техническое мастерство, глубина и правдивость чувства и всегда благородное самообладание — вот что её главным образом отличает». (Цитата по Муз. энциклопедии).

Татьяна Николаева («Пианистич. стиль Николаевой характеризуется мужественностью, значительным виртуозным размахом. При широте репертуара (произв. классиков, романтиков, сов. композиторов) Н. ближе монументальные формы, крупные сильные и ярко выраженные линии» (Муз. энциклопедия).

(Вот Т. Николаева играет Прелюдию № 8 ми-бемоль минор из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха. Как раз тот случай, когда деление на «женскую» и «мужскую» игру просто глупо!)

 М. Юдина — «крупнейший мастер пианистического искусства 20 века». «Её исполнение отличалось глубиной проникновения в замысел композитора, большой силой убеждения, одухотворённостью, масштабностью художеств. мышления».(Муз. энциклопедия).

===

Далее из прежнего текста:

===

Тонкая моторика

Высокоточная работа, требующая тонкой моторной координации, как было установлено, лучше дается женщинам. Из статьи Sex differences in the brain (D. Kimura, Scientific American 2002)*: на картинке — некая пальцевая работа, в чем-то сродни нашему обращению с грифом или обращению пианистов с клавиатурой.

/ Подробнее:

Слух

«По способности различать звуки, модулированные по частоте, представители разных видов располагаются в соответствии с эволюционным древом: крысы различают звуки лучше летучих мышей, кошки — лучше крыс, а люди в целом — лучше кошек. Но если учитывать пол испытуемого, то на диаграмме результатов мужчины расположатся между женщинами и кошками, а коты — между кошками и самками крысы» (4).

Эмпатия. Обучение. Мелодика движений

«Замечено, что у женщин зеркальных нейронов в эмоциональной системе больше, чем у мужчин (…) Этим объясняется более высокая способность женщин к пониманию и сочувствию», говорит первооткрыватель этих самых зеркальных нейронов, итальянский нейробиолог, профессор Пармского университета д-р Джакомо Ризолатти.(2)

В другом интервью Дж.Ризолатти рассказывал, как важны зеркальные нейроны для обучения, для «мелодики движений». Говорил о том, что спортсмены могли бы тренироваться мысленно, описывал что-то очень похожее на наши «занятия» без инструмента. (3)

Существует даже исследование, согласно которому женщины более тонко оценивают эстетические качества музыкальных произведений. (Не знаю, как это измерялось! К слову о соседних искусствах: то же самое с оттенками цветов и «оттенками» слов). (4)

Плюсы не бывают без минусов. У дам меньше физической силы, они хуже ориентируются в пространстве, они не такие меткие (снова см. иллюстрации из статьи Д.Кимура), менее амбициозны и стрессоустойчивы. В музыке все это важно не до такой степени, как на войне.

 

Прим.

(1) Из кн. Е.П. Ильина «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2003 г.), 2.4 — «Оценка достигаемых мужчинами и женщинами результатов»:

Как замечает К. До (K. Deaux, 1976), в соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняют его способностями, а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее старанием (усилиями), случайной удачей или другими нестабильными причинами. При этом, как показала С. Кислер (S. Kisler, 1975), фактор «усилие» у мужчин расценивается как стабильный, как необходимое условие естественной мужской потребности в достижении, как средство преодоления барьеров и трудностей, возникающих на пути достижения цели.

Характерно, что даже женщины, по некоторым данным, имеют определенную предубежденность против самих себя, например, в сфере научной деятельности: студентки колледжей при оценке статей, написанных мужчинами и женщинами, отдали предпочтение первым (P. Goldberg, 1968). В эксперименте, в котором испытуемые обоего пола должны были оценить предлагаемые им на обозрение картины, одни из которых были якобы написаны мужчинами, а другие — женщинами, первенство тоже было отдано картинам «мужчин» (G. Peterson et al., 1971). В последние годы, однако, ситуация кардинально изменилась. Д. Майерс (2000), детально изучавший этот вопрос, и Э. Игли (A. Eagly, 1994, цит. по Д. Майерсу, 2001) не выявили различий в оценках результатов труда мужчин и женщин. Возможно, отвечавшие учитывали, что быть антифеминистом теперь не модно и поэтому скрывали свое истинное отношение к возможностям женщин. Во всяком случае, Дженет Свим с соавторами (J. Swim et al., 1995) считает, что скрытый сексизм (принижение роли женщин в обществе) все еще существует.

(2)

Из интервью с нейробиологом Джакомо Ризолатти, открывшим зеркальные нейроны ( «Комсомольская правда», 3 ноября 2014, http://m.kp.ru/daily/26300.5/3181287/ ):

«Замечено, что у женщин зеркальных нейронов в эмоциональной системе больше, чем у мужчин (…) Этим объясняется более высокая способность женщин к пониманию и сочувствию. Были эксперименты, когда добровольцам обоих полов показывали кого-то в состоянии боли, страдания – женский мозг реагировал гораздо сильнее, чем мужской. Так сложилось в результате эволюции: природе важно, чтобы именно мать, которая проводит больше всего времени с ребенком, была эмоционально открыта, сопереживала, радовалась и тем самым по зеркальному принципу помогала развивать эмоции малышу».

(3) «Спортивные тренеры раньше других поняли, что отчетливо представлять и делать – это почти одно и то же. То есть если вы играете в теннис, то можете значительно улучшить свои движения, просто включив в тренировки технику визуализации. Есть данные, что визуализация поднятия тяжестей способна увеличить даже мышечную силу. Похоже, здесь действуют те же самые системы нейронов, которые активируются, когда вы наблюдаете за другими людьми. Почему, например, молодым футболистам полезно ходить на матчи профессиональных команд? При наблюдении за тем, как другие совершают действия, опыт которых есть у вас самих, активизация нейронов значительно возрастает. Сейчас мы думаем, а нельзя ли использовать эти приемы для посттравматической реабилитации? Например, спортсмены, которым временно противопоказаны физические нагрузки, смогли бы тренироваться, мысленно разрабатывая ту или иную мышцу. Когда человек думает, как выполнить движение, его моторная кора активизируется, как если бы он и в самом деле двигался. Это можно легко продемонстрировать с помощью соответствующей аппаратуры».

(…) «Дело в том, что у здорового человека различные моторные акты связаны друг с другом. Если моя цель – выпить воды, то в тот момент, когда я беру со стола стакан, мое горло уже готовится сделать глоток. Много лет назад российский ученый Александр Лурия очень точно назвал согласованность действий кинетической мелодией. В зависимости от цели действия нейроны мозга заранее выстраиваются в разнообразные цепочки. Именно поэтому наши движения такие красивые и плавные. А движения робота, наоборот, резкие и отрывистые – инженеру очень сложно добиться подобной согласованности. Именно на этом основана наша способность предугадывать действия других, «читать намерения» окружающих людей в зависимости от контекста.

Лурия говорил, что при повреждении определенной части коры человек может потерять вот эту мелодику движения. Если моторная мелодия нарушена, нет понимания, потому что нет отражения. Например, у аутистов мышцы рта никак не реагируют, пока чашка не окажется совсем близко. Есть обширная литература о том, что у этих детей наблюдаются поражения мозжечка и других частей моторной коры. Специалисты никак не могли этого понять. Вроде бы психологическая проблема, при чем здесь моторика? Открытие зеркальных нейронов, похоже, проливает свет на эту загадку».

«Когда тебя понимают». «Эксперт Северо-Запад», №24 (277), 26 июня 2006

http://expert.ru/northwest/2006/24/rizzolatti/

http://psy.su/feed/1924/

(4) Эти исследования упоминает Е.П. Ильин в своей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2003 г.)

(4) Цитата из чрезвычайно интересной статьи доктора биологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории сравнительной генетики поведения Института физиологии им. И.П. Павлова РАН Д. Жукова, напечатанной в журнале «Вокруг света» (июль 2015, стр. 102-103)

— См. тж.: Умберто Эко — Посвящение женщинам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *