Скрипка | Скрипичная Азбука черновик

Наверх

Путь наверх по грифу (в быстром пассаже) — совсем не то же самое, что подъем по лестнице с удобными ровными ступенями. Если надо попасть совсем высоко, чаще перед вами будет что-то вроде вот такого хода, который обустроил неизвестный путешественник в одном из ущелий Богемской Швейцарии:

Ступени здесь неровные, неудобные, можно навернуться, особенно когда скользко. Поэтому дополнительно оборудованы скобы, за которые можно взяться, взбираясь наверх.

Вот и на скрипке иногда нечто подобное приходится делать (мысленно, конечно), разучивая пассаж и приспосабливая его к себе: нужно найти какие-то точки опоры, что-то, за что можно зацепиться, чтобы «взлететь». Как? Ловкость рук и никакой магии. Просто нужно заниматься, и сложное однажды станет легким.

Потом, когда всё выучено и играется в быстром темпе, о точках опоры можно будет забыть: они все равно уже встроены в логику движения.

А слушателю вообще о них и знать не стоит.  Для него всё должно звучать ровно и легко, словно нет тут никаких трудностей, словно нет никакой необходимости хоть иногда касаться земли.

PS Когда-то в горах Крыма мне посчастливилось подслушать беседу наставника-альпиниста с учениками. Речь шла о преодолении сложных мест в восхождении, но нет никаких сомнений: они обсуждали примерно то, что в скрипичном мире называется аппликатурой .

См. тж.: Виртуозная музыка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.