Скрипка | Скрипичная Азбука черновик

Перегорел
(«загадка чешского Паганини»)

На фото — маг и волшебник скрипки, «чешский Паганини» Ян Кубелик, с которым якобы произошел странный случай. Этот блестящий виртуоз, который первым смог сыграть произведения, считавшиеся после смерти Паганини неисполнимыми, однажды, якобы, потерял свой дар.

И, говорят, дошел до такого отчаяния, что даже попросил одного из своих коллег/конкурентов о помощи (и это он! тот, кто был достаточно горд, чтобы отвергнуть предложение дворянского герба и титула от императора Австро-Венгрии со словами «я чех и простой человек»…)
Надеясь на человеческие качества коллеги, блистательный скрипач якобы сказал: «Не можете ли вы помочь мне? Сегодня вечером у меня концерт, а все мои пальцы кровоточат. Я занимался двенадцать часов». Тот помочь советом не смог или не захотел, зато рассказал об этом случае потомкам, добавив, что когда потом Кубелик вечером играл, «технически это было совершенное исполнение, но все же — пустота!»

…Было или не было? — установить вряд ли удастся. Свидетелем был Крейслер — опасный конкурент, новый герой эпохи. Мы можем сказать лишь, что Кубелика разлюбила и пресса. Считается, что он потерял все-таки и прежнюю точность техники, а главное — прежний блеск, уверенность, огонь *.

Но если было, как же так? Человек прошел такой огромный путь, потратил десятилетия на то, чтобы добиться высочайшего мастерства, — чтобы вот так, на ровном месте потерять ключ от всех накопленных богатств?

Это кажется странным, невозможным.

Ответа, пока мы будем концентрироваться только на скрипке, мы, пожалуй, не найдем.

Нам в помощь — судьбы писателей, попавших в творческий кризис (иногда такой, из которого не вернуться; этой темой интересовался Зощенко, см. его комментарии к его же книге «Возвращенная молодость»)

И судьбы спортсменов.

Размышляя над загадкой чешского Паганини, я спросила известного психолога, профессора Марину Мелия (она много занималась, в том числе, психологией спорта высших достижений***): известны ли случаи, когда спортсмен, достигший больших высот, вдруг переставал давать блестящие результаты, терял уверенность, как будто вообще разучился делать то, что он умел? 

М. Мелия ответила так: «в спорте это бывало и бывает. Причём особенно в сложнокоординационных видах спорта. Причины чаще всего комплексные. Но в спорте есть такое выражение — перегорел. Нагрузки физические, эмоциональные были чрезмерные. Это как прибор на 127 вольт включили в 220. И всё».

Фатально ли это, или спортсмена еще можно реанимировать, вернуть ему прежний блеск? —  «Ситуации бывают разные: и фатальные и не фатальные. Я видела и те, и те».

(Сложнокоординационные виды спорта — это, например, фигурное катание! Очень близко скрипке в ее виртуозной ипостаси!)

…Повторяемся: мы не знаем, было или не было что-то с Кубеликом, мы-то вживую его не слышали. Может, просто он оказался не нужен конкурентам, пресса его разлюбила, и вообще эпоха сменилась и потребовались другие герои.

Но если что-то и было, объясняться могло и так: человек просто перегорел.

Просто потому, что душа у него нежная, как это сказано еще у Бальзака: 

«…как-то раз, угощая Гобсека обедом у себя дома, я спросил его, не знает ли он, почему ничего больше не слышно о господине де Ресто.

— На то есть основательные причины, — ответил он. — Граф при смерти. Душа у него нежная. Такие люди не умеют совладать с горем, и оно убивает их. Жизнь — это сложное, трудное ремесло, и надо приложить усилия, чтобы научиться ему. Когда человек узнаёт жизнь, испытав её горести, фибры сердца у него закалятся, окрепнут, а это позволяет ему управлять своей чувствительностью. Нервы тогда становятся не хуже стальных пружин — гнутся, а не ломаются. А если вдобавок и пищеварение хорошее, то при такой подготовке человек будет живуч и долголетен, как кедры ливанские, действительно великолепные деревья.

— Неужели граф умрёт? — воскликнул я.

— Возможно, — заметил Гобсек. — Дело о его наследстве — лакомый для вас кусочек»…

 

Как всегда, парадокс: человеку истинно творческому нужна тонкая, нежная душа (для «работы»!), но именно из-за нее однажды может оказаться так, что он временно или навсегда свою «работу» выполнять больше не сможет.

См. тж.: Сверхчувствительность

 

P.S.
История Околобахи — скрипача из мультика про Масяню

«Имя персонажа «Околобаха» — игра слов между «Колобаха» и «Около Баха». — пишет создатель Масяни Олег Куваев в описании мульта на youtube. — Причем первое — реальное имя (то есть не имя, а ник, конечно) реального чувака с реальной историей, по которой сделан мульт. Разумеется, детали в реальности были другими, но суть истории почти не выдумана.

Я категорически против «всеобщей воинской», хотя сам служил. А может именно поэтому. Однако социальный или протестный контекст тут не планировался. Это просто очень печальная история маленького человека.

Этот мульт, считаю, один из самых удачных. Для мульта, еще до его начала даже, была нарисована картина маслом, которая в конце. Картина сейчас в Москве у моих друзей. Такие дела.

Март 2003 года.»

 

Я спросила автора Масяни Олега Куваева ( http://www.mult.ru  ), был ли прототип действительно скрипачом, какова была его дальнейшая судьба.

И узнала вот что.

«Прототип Околобахи — не скрипач, а альтист в реальности.

Но широкой публике это понятие менее знакомо, так что заменено на «скрипача».

И факт, что история правдива. У чувака после армии «сильно поехала крыша» и плюс к тому были сильно отморожены пальцы, ибо чувак угодил в стройбат. Было это в 88-89 году примерно. Где сейчас прототип и чем живет — давно не знаю, как это не жаль.

Случай, кстати, в советские времена далеко не единичен.

Я сам был в армии и у нас был пианист, субтильный и тощий мальчик из Грузии, над которым сильно издевались в армии, и закончилось это паршиво…»

 

Прим.

* См.: — Л. Раабен. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Ленинград, «Музыка», 1969. Ян Кубелик, стр. 148-160

Интереснейший очерк с массой биографических подробностей, хотя с приведенным объяснением (сказался недостаток музыкальной культуры, односторонне был развит виртуоз…) согласиться сложно.

Во-первых, оно принадлежит Флешу (большинство знает его по сборнику гамм), который и в музыке самого Паганини видел одну акробатику, даже не чуя в ней тех философских и поэтических глубин, которые услышали в ней Шуман и Гейне. Флеш писал в связи с Кубеликом, что паганиниевское искусство «не обладает особой художественной ценностью».

Кроме того, как следует из того же материала, упреки в односторонности не соответствуют истине: Кубелик уже в поздние годы упоенно занимался камерной музыкой, прекрасно владел фортепиано, читал в поездках книги по искусству и философии, вообще страстно любил искусство, и несмотря на график гастролей, выкраивал время для похода по музеям.

Оттуда же интересные детали: 1) Кубелик подвергался нападкам по политическим мотивам: ему порой устраивали «обструкции» (освистывали?) националистически настроенные австрийцы, полиция бездействовала (вспомним: «я чех и простой человек»); 2) на одном из концертов Кубелик получил анонимку, в которой писали, что «по сравнению с Крейслером он нуль».

(Какое совпадение! Коллега, изложивший историю, с которой начинается эта страница, по совершенной случайности, и был австриец  Ф. Крейслер).

см тж статью о Яне Кубелике И.М. Ямпольского в Музыкальной энциклопедии

***

С сайта http://mmclass.ru/melia/

Марина Мелия — профессор психологии, учредитель консалтинговой компании ММ-Класс, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса.

В советское время преподавала психологию спорта и была деканом факультета в Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры. Работала психологом в сборных спортивных командах СССР. Возглавляла лабораторию Психологии спорта высших достижений во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры. Руководила психологической службой спорта СССР.

3 комментария

  • annablagaya

    Дорогие читатели, а что вы думаете об этом странном случае? Гипотезы, догадки, предположения?…

  • Анна

    Здравствуйте, Анна. Нужную Вы тему подняли.Думаю, Вы правы. Я смотрела немецкую музыкальную драму «Вундеркинд» (Wunderkinder) 2011года от режиссера Маркуса Розенмюллера. У одной из героинь тоже возникли похожие проблемы (как в мультфильме).
    Может быть это не выученая беспомощность, а что-то другое? Может быть это все же хрупкость? Так сказать — оборотная сторона медали. От душевного потрясения даже более странные вещи с людьми происходят порой.

  • annablagaya

    Анна, интересно, надо будет посмотреть этот фильм!
    Да, наверное, я тут перемудрила и хрупкости вполне достаточно, чтобы получилась такая картина.
    Кстати, Вы взяли очень правильное слово!!!! ведь действительно всё утонченное, какой-нб особо изысканный фарфор, или какие-нб высокоточные механизмы — хрупки! по ним достаточно всего лишь лопатой хряснуть…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.