Анна Благая -

Музыкальный слух

статья из Скрипичного словаря

Музыкальный слух

 

/ См. также статью из Музыкальной энциклопедии /

 

Конечно, очень приятно, когда у человека — абсолютный слух. А главное — удобно. Поэтому так радуются учителя музыки, когда обнаруживают, что в маленьком ребенке, который попал к ним в класс — этакий встроенный  от природы  камертон. Сыграешь ребенку ноту, а  он тут же ее чисто споет, без всякой тренировки.

Абсолютный слух — это замечательная вещь, подарок природы. Для скрипачей он, естественно, очень важен, поскольку нам надо чисто и выразительно интонировать на скрипке, и никаких подсказок и костылей в виде ладов или клавиш у нас нет — один только девственно чистый гриф.

Но в целом музыканты, а тем более музыканты-любители могут и не иметь абсолютного слуха и не страдать от этого. У многих музыкантов и даже у некоторых великих композиторов не было абсолютного слуха.  Помимо абсолютного слуха есть слух относительный. К тому же слух можно развить, усовершенствовать и отточить.

В свое время с  Пастернаком и его музыкальным слухом произошла занятная история. Этот прекрасный поэт в юности был вовсе не поэтом, а профессиональным композитором, скрывающим от окружения свое писание стихов и мучившимся вопросом, имеет ли он моральное право сочинять музыку. У него не было абсолютного слуха и он по этому поводу страдал. Скрябин, которому Пастернак показал свои опусы, случайно продемонстрировал тот факт, что слуха нет и у него. Впрочем, Пастернака это не убедило и он вскоре переключился на сочинение стихов, оставив нам лишь несколько музыкальных произведений.

Мораль сей басни очевидна… Если вы действительно любите музыку и хотите ей научиться, не стоит комплексовать из-за отсутствия слуха. Насколько вы способны к музыке, покажут только занятия ею.

Потому что в конце концов слух — не главное, что нужно для исполнения и понимания музыки. Нужна еще музыкальность и хороший музыкальный вкус, зависящие в конечном счете от личности человека, а не от природных физиологических данных.

  1. в сети есть способы развития абсолютного слуха,одно могу прибавить — многие люди говорят в спокойном состоянии на одной определенной ноте, развить безошибочное определение этой ноты на слух нетрудно(по сравнению с развитием полного абсолютного слуха) у меня это нота соль,в пределах одной восьмой-одной шестнадцатой тона могу настроить гитару по третьей струне(соль),чуть хуже со скрипкой(4 струна,тоже соль)

    Comment by toraiado — 31/05/2010 @ 23:07
  2. Да, слух вообще развивается (не уверена про абсолютный, но относительный — это точно). Но лучше, конечно, про способы развития слуха читать не информацию в интернете, а книги, написанные специалистами в этой области. Вот, например, «Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха» М. Карасевой.

    Comment by annablagaya — 08/06/2010 @ 12:23
  3. Ну, что я могу сказать про слух?….Сам я настройщик роялей, баянов, аккордеонов, гармоней…
    Хорошо, конечно, когда имеешь хороший слух, но поверьте-этого недостаточно..В своей практической деятельности я заметил, какую-то странную особенность… Наблюдая за,, обладателями,, хорошего слуха последние часто,, ломались,, те. Они, как правило, брали свои высоты, с помощью своего слуха не принуждая себя к обычным занятиям….
    Но… такие люди мало чего добиваются в жизни, которая и предполагает непременный, систематический труд, они (абсолюты), как правило, ломаются.

    Помню один интересный случай из своей практики:- у меня был ученик по классу гитары, который совершенно не умел петь (в хор его не брали:))). Я по своей молодости уже хотел его отчислять, — играть не умел (моя вина,), петь не умел (природная вина), но!!!!!!! Внимание!!!!!:)(Интрига!!!), когда я пришел в кабинет директора (специальность-хоро-дирижерское отделение) с инициативой об отчислении этого ученика из школы, то она мне заявила: — стоп, сказала она-у меня мальчик диктанты по сольфеджио пишет на 5:)!!!!!!!!!!!!!!(она еще и сольфеджио вела)

    Вот, такие дела. Терпенье и труд -все перетрут.
    С уважением к этому ресурсу///Добро пожаловать ко мне в гости:
    http://www.myguitara.narod.ru/
    Bemol Bemolevic.

    Comment by Юрий — 12/08/2010 @ 08:52
  4. И правильно сказала директор. Мальчик пришел в школу учиться играть на гитаре, а не петь. Играть на гитаре вы его не научили (и сами пишете, что это ваша вина). Почему из-за этого его надо отчислять из школы, тем более — раз он способен к музыке и хорошо себя показывает на сольфеджио? Его всего лишь надо было перевести к другому гитарному педагогу.

    Что же касается того, что якобы люди с абсолютным слухом мало чего добиваются в жизни и «как правило, ломаются» (не устаю удивляться, сколько мифов способен породить человеческий разум!) — то могу заверить, что лично у меня в жизни было уже немало сложных ситуаций, и знаете, я как-то не сломалась, живу себе, а ведь у меня — абсолютный слух.
    Вот такие дела.

    UPD Вы забанены за десятки писем с флудом, спам, агрессивные сообщения на этом сайте, угрозы, комменты неприличного содержания и общее неадекватное поведение.

    Comment by annablagaya — 13/08/2010 @ 17:39
  5. Слух однозначно развивается. Но не сам собой, а в результате тренировок. Если хотя бы пару месяцев петь гаммы каждый день, гнужели человек не запомнит, как какая нота звучит?! Идеальный слух — хорошее подспорье, но не более.

    Comment by english-lady — 29/07/2014 @ 13:32

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>