Анна Благая -

Музыкальная герменевтика, интерпретация

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Черновик статьи для «Азбуки»

 

Музыкальная герменевтика, интерпретация

 

Музыкальная герменевтика  -  истолкование смыслов, содержания музыки -  отправная точка для творчества музыканта-исполнителя.

«Значение» музыки не может быть точным и буквальным, это скорее многозначная поэтическая метафора, чем строка в словаре. Тем не менее бессодержательной, неосмысленной музыки не существует. «Музыка ни о чем» — плохая, пустая музыка. И исполнение «ни о чем» — тоже пустое, каким бы блестящим технически оно ни было; хорошее исполнение всегда — выразительное (что-то выражающее, а не просто сотрясающее воздух).

Только вместе с поиском содержания музыки выстраивается художественная интерпретация, становится возможной работа над образом. Без этого исполнение музыкального произведения перестает быть творчеством и превращается в механическое занятие.

А уже отсюда, из смысла, вытекает все остальное — фразировка, артикуляция фразы; и далее — по ниспадающей — подчиненные артикуляции художественно выразительные штрихи и аппликатура, и все элементы техники: от кантилены до виртуозных приемов игры вроде пиццикато или трелей, которые всегда должны быть выразительными, всегда должны подчиняться основному художественному замыслу.

(То есть движение от общего к частному, а не наоборот. Противоположное движение — комбинация приёмчиков, осваиваемая постепенно от частного к общему, «сначала выучить технику, а потом можно немножко позаниматься музыкой» - никогда художественного результата не даст, потому что с самого начала нет цели, звукового результата, отсутствует творческий замысел).

Еще раз: творчество в исполнении музыки всегда связано именно с содержательной стороной. Без работы над образами немыслим творческий подход к исполнению классической музыки. Когда исполнитель просто играет ноты — в этом случае активное творческое начало в его деятельности попросту отсутствует. Он не занимается творчеством. Даже и музыкантом его назвать нельзя (не то что артистом или художником), он действительно просто исполнитель.

Просто сыграть ноты  может уже робот или компьютер. Когда играет творческая личность, мы получаем кое-что еще помимо быстрой смены звуков; это «кое-что еще» и есть музыка, искусство.

Так в  любом художественном произведении: важно не столько то, из чего оно сделано (рама, химсостав красок - у художников; скорость перебирания пальцами —  у музыкантов), сколько то, что за ним, за материей. Материя подчинена духу (душе, если угодно). Великие произведения искусства потому и великие, что несут духовное содержание.

Сегодня это важнейшее условие творчества вытеснено из всех искусств, в том числе из музыки. Мы часто не знаем, о чем музыка, которую играем. Объясняется это очень просто — современным мировоззрением, причины которого политические и экономические.

В современном мире победил материализм вместе с социал-дарвинизмом, про наличие у человека души постепенно забывают, мы помешались на товаре, продукте, на материальной стороне дела. Наш мир переполняют бессмысленные, никому не нужные, но безукоризненно исполненные с технической точки зрения продукты, и манипулируя нами, внушая нам разнообразные мифы, нас убеждают их купить.

Таким продуктом стало и то, что раньше называлось произведением искусства.

Если так пойдет дальше, искусство во всех его видах (в том числе и классическая музыка) и вообще творческое мироощущение окончательно исчезнет из нашей жизни, и его возвращение мы с вами вряд ли застанем.

-
См.  программу-эссе к концерту «Виртуозная музыка трех столетий»

См. также определение термина «музыкальная герменевтика» в словаре, а также еще одно, и историю вопроса

-

См. также: Кантилена (важнейший инструмент для передачи содержания в музыке)

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>