Перейти к содержимому

Мурка и Чардаш

Скрипка | Скрипичная азбука

Мурка и Чардаш

(лирическое отступление)

И с чего это здесь в «Азбуке» все время достается «Мурке»?

Не такая плохая песня, в общем. Шедевр в своем роде. К тому же (по крайней мере, пока) ее никто не играет в концертах классической музыки. (Или — ?? …)

А «Чардаш» Монти чем не угодил?

Тоже, в общем… мелодия запоминается. Шлягер.

Потому ли, что они так известны? Что это «попса»?

Ни в коем случае.

«Времена года» Вивальди еще более известны. Это — еще бОльшая «попса». Но это великолепная музыка, доходчивость которой ничуть не умаляет ее художественных достоинств.

Всё дело в том, что есть определенный тип музыки – музыка прикладная, под случай. Само по себе это не плохо. Но случаи бывают разные, как и образ жизни бывает разный. Вот, скажем, музыка для танцев – для романтического медленного танца на балу или для ого-го… пьяного забытья на корпоративе. Между этими двумя случаями – пропасть, и дело тут, конечно, не в музыке, а в ситуациях. И в людях, которые их создают.

В любом случае — музыка для кабака и звучать должна в кабаке. Потому что когда прилипчивая, пошленькая мелодия, хорошо звучащая где-нибудь в рюмочной на вокзале, вдруг исполняется в концерте среди хорошей музыки, в том месте, куда человек вроде как пришел вкушать пищу для души… — это приводит не только к сильному псевдомузыкальному опьянению, но и к следующему за ним не менее сильному душевному похмелью.

Кстати, это часто играется из лицемерия. Музыканты к «Чардашу» и ему подобным вещам, как правило, относятся довольно пренебрежительно. Они это играют из тех соображений, что «публика дура», больше она (якобы) ничего не поймет, и надо ее задобрить, чтобы «принимали» получше.

P.S. Я вполне осознаю, что со временем и «Чардаш» может пообтесаться, трансформироваться, и «Мурка» может стать когда-нибудь темой для великого произведения. В конце концов, и «Зеленые рукава» когда-то считались верхом безвкусицы, и даже «Чакона» была когда-то дикой малопристойной мужской пляской, и только со временем стала тем, что запечатлено у Баха.

Но пока это не произошло – позвольте мне отвести душу.

^_^

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

UPD 16 сентября 2015, примерно через пять лет после написанного выше: а вот и сюрприз…

11 комментариев для “Мурка и Чардаш”

  1. Самойлов Владислав

    Извиняюсь. Я только сейчас узнал, что чардаш-это «вульгарное бессмысленное произведение». Почему именно это произведение учат все выпускники всех музыкальных школ? Почему именно это произведение звучит в Большом зале Филармонии чаще, если сравнивать количество различных произведений и исполнителей за год-за 5 лет? Чардаш… Вы бы еще Цыганские напевы Сарасате или Регтайм сюда вписали. Если Вы или Ваши друзья считают это произведение популярным, то это не значит, что Яша Хейфец, Давид Ойстрах, Ицхак Перльман и другие известные «гиганты» (лучшие скрипачи истории) им пренебрегали. например скрипачи из Якутии. Выдающийся музыкальный коллектив, выезжающий по разным странам, известные на весь мир (Наши, Русские!!))) не пренебрегает таким произведением «для кабака». они играют хорошо его. и им не стыдно будет выйти с одним лишь чардашом. Если Вам или Вашим друзьям не нравится какое-то произведение (пускай и цыганское), то не надо навязывать свое мнение читателям.

  2. Владислав, я понимаю Ваш крик души (симметричный моему))), но в вашем комменте все так перемешано, что вы можете здорово запутать любителя музыки, который наткнется на ваш коммент.
    Не знаю, кто вы и каков ваш опыт, но раз вы пишете все это, тогда давайте конкретнее:
    1. Выпускники каких это музыкальных школ (да еще и все?) учат «Чардаш»?
    (По моему опыту в школах профессиональных учат совсем другие произведения. А заканчивают школы уже с серьезным репертуаром — Бах, Паганини, Сибелиус и далее по списку. По крайней мере за все время своего обучения в ЦМШ я не припомню, чтоб «Чардаш» прозвучал хоть из одного класса, хоть на одном экзамене или зачете. Известные мне педагоги разных ДМШ и школ искусств также стараются давать детям музыку больших мастеров, развивать вкус с детства. У вас другой опыт? Уточните, кто, где, когда).
    2. В каком конкретно Большом Зале Филармонии какого конкретного города «Чардаш» звучит чаще всех остальных произведений? Кто делал такие подсчеты и где результаты этого исследования?
    (И кстати: а вы считаете, что сам факт звучания в некоем филармоническом зале уже априори гарантирует высокое качество музыки?)
    3. Что за «выдающийся и известный на весь мир» музыкальный коллектив из Якутии, который Вы ставите в один ряд с Хейфецем и Ойстрахом? Конкретнее, пожалуйста.
    4. Вы начали с цитаты: Чардаш — «вульгарное бессмысленное произведение». Откуда вы ее взяли? На этой странице ее нет.

    Кстати, насчет цыган. Вы пишете: «пускай и цыганское» — но я вот совершенно ничего не имею против цыган! Цыганская народная манера играть на скрипке занимает собственную нишу и тоже достойна уважения, как всякое народное искусство. Но этим надо жить, а в академических муз. заведениях живут другим, и да, я считаю, что в этих условиях такой масляный «закос» под цыган неуместен. (Мнение свое никому не навязываю. Каждый волен прекратить читать меня в любой момент!)

    Словом, Владислав, — пожалуйста, факты в студию.

  3. В обычных музыкальных школах чардаш играют (в том числе пианисты на аккомпанементе). А учеба в ЦМШ рассчитана на задротов, которым нормальную музыку играть не полагается, так как их предназначение — доставать призы на международных конкурсах.
    По поводу «серьезности» репертуара — с технической точки зрения чардаши вполне серьезные произведения, тем более для уровня музыкальной школы, так как в них активно используются дорожки из двойных нот, аккордов, а специфика жанра требует яркого и артистичного исполнения, поэтому концертное исполнение чардашей по силам только продвинутым ученикам ДМШ.
    И вообще, профессиональный музыкант должен уметь играть в разных стилях, а не только одного Паганини. И на скрипке играют не только академическую, но и народную музыку, чардаш это венгерский (а не цыганский) народный танец, и к «Мурке» он отношения не имеет, для скрипки еще кантри есть, кстати, но, видимо, ЦМШникам это исполнять понты не позволяют.

  4. Прежде чем комментировать в такой манере, Вася, вам стоило бы посмотреть другие разделы сайта. Там постоянно звучит версия о том, что скрипка пришла из народа, и совсем не сложно увидеть, что я не скрываю своих пристрастий к народным танцам, в том числе и венгерским.
    Собственно, мы почти все такие, зависит лишь от степени. В частности, я даже знаю академического музыканта, как раз-таки из выпускников консерваторских или гнесинских, учился у профессора- прекрасного музыканта, так вот, этот молодой человек сейчас фиддлер. И это класса его игры (и обучения) никак не умаляет.
    А последний раздел, который я строила здесь на сайте — про народных родственников скрипки. https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/rodstvenniki-skripki-v-raznyh-stranah/ Ваш коммент увидела, как раз зайдя на ту страничку, чтобы проверить, упомянула ли Монгольскую империю)

    Так что написали вы сильно невпопад.

    А про Чардаш… Есть истинная глубокая народная музыка и есть калинка-малинка, ширпотреб для туристов.

    Время прошло с тех пор, как я писала эту страничку, к которой вы написали коммент, а Чардаш все равно продолжаю считать безвкусицей.
    Невозможно сравнивать венгерские танцы Кодаи и эту ерунду. Это мое мнение.

    Кстати, про то, кто учится в ЦМШ (повторять слово, которое вы тут применили, не буду). Еще одно такое оскорбление моих коллег — и — бан.

    P.S. Посмотрела мэйл, который вы к своему комменту написали. Похоже, вы сюда пришли потроллить. Если так, расчет неверен. Пока оставляю ваши два коммента — мало ли, может ошиблась.

  5. Александр

    Кстати, это часто играется из лицемерия. Музыканты к «Чардашу» и ему подобным вещам, как правило, относятся довольно пренебрежительно. Они это играют из тех соображений, что «публика дура», больше она (якобы) ничего не поймет, и надо ее задобрить, чтобы «принимали» получше.

    Ну вот, взяли и испортили всё впечатление.
    Анна, такой замечательный сайт, и вот такие нелепые высказывания. Безусловно, это, конечно, ВАШЕ мнение, ВАШЕ право. Но не нужно говорить за всех музыкантов. «Чардаш» Монти довольно техничное и интересное произведение. И публика не «дура», великолепно понимает, что качественно сыграть его — не СМС отправить. Складывается впечатление, что у вас с этим произведением связано какое-то неприятное событие… ИМХО 🙂

  6. > Складывается впечатление, что у вас с этим произведением связано какое-то неприятное событие… ИМХО

    Нет, я его никогда не играла, никаких событий у меня с ним не связано.
    Публика — не дура: еще одна старая страничка https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/publika-dura/

  7. вообще, Вы напомнили мне сцену из фильма «Место встречи изменить нельзя»)))) я имею в виду вот это:
    > «Чардаш» Монти довольно техничное и интересное произведение…

    Так и вертится теперь «Это и я так могу… — А что ж сыграть-то? — Мурку!»
    https://www.youtube.com/watch?v=TJzyKE1p2qc

  8. Чардаш Монти не в большей степени «попса», чем произведения Сарасате, Хубая и десятки других подобного рода виртуозных произведений. Коган исполнял на «высокой» сцене в БЗК ямайскую румбу, ничуть не в меньшей степени «кабацкую», чем Чардаш. Другое дело, что это произведение слишком заиграно всякими пошлыми интерпретаторами, хотя отнюдь не все «кабацкие» исполнители таковы. И наверное поэтому Чардаш редко играют на классической сцене.

    1. Иван, спасибо за интересный комментарий.
      Знаете, с написания этой странички прошло уже много лет, пыл мой по отношению к «Чардашу», конечно, поугас (хотя желание играть его так и не появилось)), и вообще тема, конечно, более обширная. Совершенно согласна: от интерпретации многое зависит. Можно любое произведение сыграть пОшло (тут мне вспоминается исключительно плотоядное исполнение «Кантабиле» Паганини… В этом смысле — уж лучше бы играли «Чардаш» и т.д.!)
      Да и с репертуаром скрипачам повезло меньше, чем пианистам — он не такой большой, есть довольно пустенькая музыка салонного типа. И тут, опять же, риск уйти в пошлость.
      UPD Ого, ямайская румба!! Ужасно интересно послушать было бы, если где-то есть запись!! Спасибо за упоминание!!!

  9. Уважаемая Анна,
    спасибо за ответ. Ссылка на румбу в исполнении Когана https://youtu.be/6u7JSP7h08o
    Я не музыкант, и заканчивал обычную школу семилетку по скрипке (правда, с двумя дополнительными классами). Мой учитель, очень талантливый и образованный музыкант, не добившийся высот в исполнительстве, но достаточно известный, как скрипичный мастер (например, Пикайзен привозил ему на реставрацию свою скрипку, предположительно работы Амати). Он мне привил большой интерес ко всей скрипичной классике. Он после армии некоторое время работал в «кабацких» и тому подобных коллективах (в частности, в ансамбле Яна Табачника). По его словам, этот опыт был для него отдельной очень сложной школой. Хорошо играть подобную музыку непросто, даже вышколенному академическому скрипачу, там есть свои традиции и навыки. И он с большим уважением относился к тем, кто умел это делать классно.
    Я от всей души поддерживаю Ваши слова насчет «лицемерия». Музыку, которую играешь, надо любить. Другое дело, что любить можно и чардаш. Например, когда я слышу, как играет чардаш скрипач Александр Гоноболин (https://youtu.be/Fkt3fsdfU9Q?t=6) то убеждаюсь в том, что он и любит, и умеет, насколько это возможно для академического скрипача, играть такую музыку. И в другом пределе — цыганские коллективы иногда очень классно играют, но это уже совсем другой стиль. Но многие исполнения, как со стороны академических артистов, так и с противоположной стороны вызывают реакцию отторжения. Особенно этому способствует всемерно раздуваемая атмосфера шоу, которая, как мне кажется, с какого-то момента просто убивает музыку. Но это мое личное мнение.

    1. Уважаемый Иван, с большим интересом прочитала Вас, тут есть, о чем подумать. И большое спасибо за ссылки!

Добавить комментарий для annablagaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *