Анна Благая -

«Много вас тут, Ойстрахов…»

Скрипка | Скрипичная Азбука

черновик

«Много вас тут, Ойстрахов…»

В классическом виде фраза приписывается Александре Федоровне — мощной старухе, которая долгое время сидела в корпусе Малого зала Московской консерватории на ключах. (Эта праматерь ничуть не изменилась с времен, когда студенткой была моя мама, до времен, когда студенткой стала я. Думаю, она и после не менялась!)

Про АФ рассказывали множество легенд.

Самая распространенная: до того, как поступить на работу в консерваторию, АФ служила надзирательницей в женской тюрьме…

Но я слышала другой вариант. Якобы АФ была репрессирована, сама сидела в тюрьме, после чего перестала быть той замечательной пианисткой, которая якобы когда-то мощно играла Рахманинова, обозлилась на весь человеческий род, и именно поэтому (хотя ее взяли на работу, где выдавать ключи было ее прямой обязанностью) делала она это по настроению, которое в основном у нее было тоскливо-злобным.

Легенды легендами, а перед АФ действительно дрожали педагоги и концертмейстеры, которых она могла запросто не пустить в их собственные классы. Регалии и авторитет педагога (или профессора) тут не играли никакой роли. Диалог («Мне, пожалуйста, ключи от восьмого класса!» — «А ты, собсно, хто такой?!» — «Давид Ойстрах…» — «Хто-о-о-о-о-о-о?????…» — «Ойстрах…» — «…Много вас тут, Ойстрахов, ходють! Обойдёсся!!!») — возможно, был слегка приукрашен при передаче из уст в уста, и тем не менее, он ведь запросто мог прозвучать на самом деле.

Тот, кому довелось слышать вечерами, как по консерваторским коридорам раздается тяжелая поступь АФ, обходящей свои владения, — сомневаться в этом не будет.

(Кстати, слова «Хто-о-о-о-о?», «Што-о-о-о-о? и им подобные АФ исполняла так, что у ее собеседников начинали подгибаться колени: на крещендо, смотря на собеседника таким взором, что тот начинал вспоминать маму главного героя в фильме Хичкока «Психо»).

-

…Я слышала подобные истории про уборщицу, которая мыла полы в одном знаменитом оперном театре, и про санитарку одного знаменитого роддома. И думаю, что многое в этом мире объясняется формулой «много вас тут ходють». Скорее всего, именно она сидит в умах некоторых чиновников, а также обслуживающего всякие организации персонала — вплоть до величественных бухгалтеров, которые порой с нескрываемым презрением относятся к этим… как их там… заслуженным деятелям. (В нашей стране, увы, это касается не только музыки!)

Поэтому и Гилельсу когда-то сообщали, что у нас незаменимых нет. Поэтому и все того же Ойстраха на гастролях в блестящих европейских столицах (отбирая у него в пользу государства гонорары) селили в каких-то крысятниках, о чем с печалью и недоумением говорил в документальном фильме об Ойстрахе Менухин. И современные чиновники, судя по горестным рассказам музыкантов,  не отстают.

…А законченный вид фраза про то, сколько у нас развелось Ойстрахов, приобрела однажды на Севере. Шофер местной концертной организации вёз на выступление Рихтера. В салоне играла (представляем, какая) музыка, которая не давала сосредоточиться перед игрой.

- Пожалуйста, выключите радио, — попросил Рихтер.

(Тут надо вспомнить внешний вид этого пианиста и то, как обожествляли его многочисленные поклонники…)

Чё????? - обернулся на него шофер. - Будешь вякать — вообще из машины выкину!!!

Рихтер тогда, говорят, сам вышел и дальше дошел пешком.

А шофера не уволили, и вот почему. На заседании, где разбирали этот случай, какое-то ответственное лицо встало и сказало, разводя руками:

- Вы и нас поймите. Рихтеров-то навалом, а шофёр первой категории у нас один!..

-

P.S. Тема про Александру Федоровну вызвала в моем фейсбуке целый фейерверк уморительных воспоминаний консерваторских френдов. Смотрите! =))) Из этих комментариев местами просто вырисовывается триллер!!

Вот некоторые из них:

-

АФ помнится во всей ее красе. «Што-о-о?» (с восходящей интонацией и cresc). Жуткое созданье было. Меня она терпеть не могла отдельно — за то, что я ей ничего из ее хамства не спускала. Самое неприятное для меня же было смотреть не на нее (то болезнь, понятно) но на многих моих уважаемых коллег, которые перед ее громогласием чуть ли не заискивали в надежде добыть класс…

-

«Ты хтоооо? Башкиров? Вот и езжай в свою Башкирию!!!»

-

Думаю, что для нее то, что ее просто избаловали — тем, что ее боялись (громкостно-динамически, в том числе)) — было фактором, усугубляющим течение ее психболезни. Как ее ни жаль было, но нервы педагогов было жаль больше. Каждый раз вход в диспетчерскую был для всех наказанием…

-

Да уж, требовалось некоторое мужество зайти в диспетчерскую, зная, что там ОНА…

-

Поступь Александры Федоровны — это отдельная песня…Походку её профессура и «опытные» студенты узнавали безошибочно, по скрипу старых половиц, особенно в вечерней тишине, где-то около десяти, в коридоре, ведущем к 29-му или 45-му классам.

Но как-то раз, увлекшись музыкой, не расслышал этого даже наш профессор…

Кто-то из учеников принес ему  »Ночной Гаспар» и хотел сыграть обязательно три пьесы подряд. Е.В. Малинин безнадежно махнул рукой: «Ну играй, ладно уж. Под вечер-то в самый раз…»

…Уже закончилась «Ундина», зазвучала «Виселица»… Тихо так зазвучала, образно…

И вдруг резко и шумно распахнулась дверь, и Александра Федоровна, печатая шаг промаршировала по классу к роялю и стала опускать большую крышку. Играть дальше, естественно, было невозможно…

Удовлетворенная содеянным и произведенным эффектом А.Ф. также безмолвно-сурово-чеканно удалилась из класса, не закрыв, конечно, дверь.

Никто ничего не понял, все пребывали в растерянности. Первым пришел в себя шеф (видимо,не первый раз подобное происходило):

«Ну-у…Сегодня Александра Федоровна в хоро-ошем настроении,» — произнес Евгений Васильевич своим фирменным басом после некоторой паузы.

«Знаешь что? Приходи-ка завтра прямо к началу, в три. Поиграешь еще…»

 -

Насколько я знаю, все воспринимали её как данность, пожаловаться не приходило и в голову никому. Или я ошибаюсь?)))

-

Когда мне было 11 лет, я себе тайно проторила дорожку в 20й класс, который принадлежал! (Хехе, на самом деле, совсем не факт))) Нине Львовне Дорлиак. Она специально оставляла его для меня открытым, чтобы я вечером приходила туда заниматься, жили мы тогда как раз на Среднем Кисловском, что прямо через дорогу от консы.

Ощущая особую важность момента и волшебной атмосферы, я всегда надевала туда свои самые красивые туфли-лодочки. Но сказке не суждено было длиться вечно, и через недельки три прикрылась моя лавочка. Часов в 9 вечера явилось это чудовище и наорало на меня так, будто я занимаюсь по меньшей мере содомом и гоморрой. Сообщили что раньше таких как я и «Дорлиачиха» сжигали в печах. Больше я там не занималась.

 -

Однажды АФ замахнулась на меня замороженной курицей, вынутой из-под стола. Все это было ответом на невинный вопрос, есть ли кто в таком-то классе. Тогда я реально испугалась.

-

А еще у меня была концертмейстер, которая еще работала у Писаренко в классе. Писаренко АФ безумно уважала почему-то. Поэтому я, уверенная в успехе, спрашиваю, в каком классе Галина Алексеевна Писаренко. Ответом было знаменитое «ктоооооо» на крещендо, а потом такие матерные эвфемизмы, созвучные фамилии ни в чем не повинного профессора, что я предпочла уползти из кабинета.

-

С АФ моя первая встреча была незабываемой. Я опаздываю на спец, первый месяц учёбы, плохо помню в каком классе сегодня профессор. Залетаю в диспечерскую с вопросом, а там толпа понурившихся студентов перед её столиком и АФ говорит одному из них: «Возьмите ключ от класса и сидите там как можно дольше, как можно дольше!» А он ей тихо: «Там клавиатуры нет…» А она: «Как можно дольше, как можно дольше!»

А позже, после 20.00, я осталась в классе позаниматься, когда все ушли. Слышу шаги к двери, потом страшный удар, дверь распахивается — на пороге АФ, глаза круглые и вопль: «ВООООН!!!!!!»

-

Даааа, именно этот вопль я помню!!! Это ее клич при вечернем обходе!!!! Было.

Нет, однозначно, добыть ключ у АФ — да это можно было реалити шоу снимать с зашкаливающими рейтингами.

-

Жена профессора, в конце концов, стала ей давать какие-то деньги за ключ))) В результате, в коридоре можно было увидеть сцену — АФ с распростёртыми объятьями, кидающаяся навстречу к профессору с воем: «МОЙ ДОРОГООООЙ!!» И он, шарахающийся в ужасе в сторону)))

-

Так ларчик просто открывался…

-

(ссылка)

  1. Ойстрах… В связи с его именем и Александрой Федоровной (одно время у неё было прозвище «Брунгильда») ходила история.
    Вполне нормально, когда она заходила вечером в классы и говорила, что время преподавателей закончилось — иногда властно и строго, но без хамства. Иногда с хамством.
    Так однажды к какому-то скрипичному профессору она пришла и сказала: «Выметайтесь!». Он: «Александра Федоровна, почему так грубо? Я же всё таки профессор» Она в ответ: «И что, что ты профессор? Я когда-то из этого класса самого Ойстраха выгоняла!»

    Comment by Russel Hammond (пусть будет так) — 04/08/2015 @ 18:35
  2. Спасибо за историю, замечательно))))

    Comment by annablagaya — 13/08/2015 @ 11:29

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>