Анна Благая -

Скрипичная азбука. Метроном

Скрипка | Скрипичная азбука

-

Метроном

 

метроном

«Долой метроном-градусник. Он некомпетентен в художественном движении» (Метнер)

-

Пользоваться метрономом нужно со всей осторожностью, в гомеопатических дозах, поскольку темп и ритм (которые иногда пытаются привить ученикам с помощью метронома) на самом деле не исчисляются математически, когда речь идет о настоящей живой музыке.

В фильме Тарковского «Каток и скрипка» есть пример того, какую опасность представляет собой метроном и как часто он враждебен настоящей музыке. (См. фрагмент кинофильма в разделе «Скрипка в кино»)

Тем не менее этот механизм (или электронное устройство, если речь идет о более современном поколении метрономов) дома иметь можно — на случай перемежающейся хромоты в исполнении (для начинающих) и для эпизодического прояснения мышления (у продвинутых скрипачей). Разумеется, предполагается, что большую часть времени он простоит закрытым.

Не верьте тем, кто говорит, что даже серьезные музыканты занимаются дома под метроном. Это было бы верным способом убить всякую музыкальность в своем исполнении, и музыканты это знают.

Примечание. Использовать во время игры собственную ногу в качестве метронома тоже не стоит =)

Шкалу темпов приведу здесь позднее.

Скачать виртуальный метроном (стук метронома) можно здесь.

-

 

См. также: Какие бывают темпы?

 

 аксессуары для скрипки (список)

Сайты производителей метрономов: Wittner

  1. [Прим. А.Б.: Начало обсуждения, связанного с Bluegrass, здесь.]
    Прекрасная статья :)
    В детстве у меня даже метронома не было. Появился, когда начал играть на банджо. В bluegrass музыке, за off time могут и убить.

    Вот, кстати, на эту же тему, выдержка из буклета к диску Perpetual Motion, я его уже упоминал. Bela Fleck, хотя и назван в честь Белы Барток, классикой заинтересовался уже во взрослом возрасте, с подачи своего друга Edgar Meyer. Перевод с английского мой, «не стреляйте в пианиста — играет, как умеет»

    —>цитата
    Некоторые композиции были настолько трудными, что иногда мне приходилось ненадолго отступать, чтобы не повредить руки насовсем! Один из моих друзей — массажист, ему пришлось спасать мои руки, особенно во время разучивания композици, потребовавшей самого большого напряжения — Perpetuo Mobile Паганини.
    Когда пришло время записываться, у меня появилось приятное чувство, что я хорошо подготовился. А напрасно! К моему ужасу выяснилось, что игра с живыми классическими музыкантами сильно отличается от занятий в одиночку. Огромная разница оказалась в подходе ко времени. Музыканты, с которыми я обычно сотрудничаю, играют практически как метрономы, ну или немножко ускоряются. С классическими музыкантами проблема оказалась в том, что они могут ускоряться и замедляться в самых разных местах произведения, исходя из заранее разработанного принципа, или по спонтанной реакции друг на друга. Понадобилось много изменений и, в каждом случае, куча решений и выбора лучшего варианта в самый последний момент.
    <—цитата

    Если надоел со своим БФ — скажите, больше не буду :)

    Comment by Михаил — 01/08/2013 @ 15:23
  2. Не знаю, что такое БФ, но всё, что вы пишете — очень интересно! Я с удовольствием читаю.

    Comment by annablagaya — 01/08/2013 @ 20:00
  3. Спасибо :)
    БФ — это Бела Флек.
    Через пару недель выходит его «концерт для банджо со струнным квартетом и оркестром».

    Comment by Михаил — 02/08/2013 @ 11:58
  4. Аа, ясно! Сейчас слушаю — Katmandu великолепна! Мне вообще очень интересен подход к общим музыкальным (или даже общим творческим) темам с разных сторон. Про Паганини на банджо — это для меня был сюрприз) Я потом еще послушаю и еще напишу.

    Comment by annablagaya — 02/08/2013 @ 12:01
  5. Кстати, знаете, действительно ведь могли повлиять разные стили музыки друг на друга — распространение тех стилей, где музыка четко привязана к ударам метронома, наверняка повлияло на то, как человечество воспринимает музыку в целом… потому иногда некоторые и к классике стали подходить с той же «меркой»…

    Comment by annablagaya — 02/08/2013 @ 12:09
  6. Рад, что Катманду понравилась!
    Из интересных пересечений стилей, мне очень нравятся исполнения Баха на двух мандолинах, вот например
    http://www.youtube.com/watch?v=QWa8ktiOfi8
    У Криса Тиле (который с обычной мандолиной, помоложе) 6 августа выходит как раз такой альбом — Бах на мандолинах. Могу поделиться, если хотите.

    Насчет метронома… Bluegrass основан на блюзе, поэтому там очень важен off beat.
    (
    Был здесь (ФРГ) как-то курьёзный случай на концерте. Исполнитель хотел, чтоб зал прихлопывал. Ну зал начал прихлопывать. А исполнитель засмеялся и начал кричать — «Нет, немцы, это не Бах и не Бетховен, off beat пожалуйста!»
    )
    И т.к. официальной «школы» bluegrass всё-таки нет, а музыка более-менее народная… Начиналось оно всё, как домашнее музицирование для танцев, отсюда и метроном — чтоб не разъезжаться. Это уже сейчас bluegrass приобрел прогрессивные черты, смешивается с джазом, классикой, роком.
    Вот например, David Grisman.
    http://www.youtube.com/watch?v=x05z27blg80
    Я бы скорее отнес такое направление к джазу, пусть и на не совсем обычных для джаза инструментах.
    Как обойтись при разучивании такой музыки без метронома?

    Мне кажется, занятия с метрономом дают более чёткое ощущение длины нот — и о том, как лучше ими распоряжаться. После двух лет занятий банджо (с метрономом), мне теперь гораздо легче читать скрипичные ноты (после 20 лет перерыва), почти без мысленных подсчетов «и раз и два».

    Comment by Михаил — 02/08/2013 @ 16:15
  7. Михаил, простите, что долго не отвечаю. Вы очень интересные комментарии оставляете, тут есть что изучить, послушать и над чем подумать. Кроме того, вот мне очень интересно, что у вас всё на пересечениях разных стилей — в том числе тех, которые я не очень-то знаю. Я обязательно все изучу и позже вам отпишусь, ладно?

    Comment by annablagaya — 06/08/2013 @ 15:20
  8. Анна, спасибо за добрые слова!
    Не был уверен, что Вас заинтересуют эти пересечения стилей — сам-то я их уже не способен объективно оценить.
    Жду Ваших комментариев )

    Comment by Михаил — 08/08/2013 @ 19:44
  9. Михаил, здравствуйте!
    Вернулась на днях с дачи, где не было интернета, а потом надо было срочно сделать одно дело(ничего не поделаешь).
    В общем, сейчас собралась только писать коммент, простите за промедление.
    Пока я сидела на даче, слушала с большим интересом (а местами еще и с большим удовольствием) те два альбома — Bluegrass Sessions и Perpetual Motion, про которые вы писали на другой странице. Первый альбом особенно понравился (кроме Катманду еще и Plunky’s Lament мне близки), но вообще все это свежо и интересно. Скажите, а это насколько «типичный» bluegrass — или Бела Флек самородок, человек синтетического типа? (Я не знакома с этим стилем, но мне все-таки кажется — скорее второе…) Со второго альбома — с обработками «классической» музыки — очень понравился Дебюсси «Doctor Gradus Ad Parnassum». То, что человек на банджо играет «Непрерывное движение» (Moto Perpetuo) Паганини, на меня произвело, конечно, впечатление. Я уверена, на банджо это сделать еще намного сложнее, чем на скрипке. Да, кстати, насчет того же Дебюсси: банджо, оказывается, интересно сочетается со скрипкой. (А вот Шопен на банджо я восприняла критически, честно говоря. Но все равно — в целом это все очень интересно).

    А в целом: я смотрю, вообще на банджо какие-то скрипичные вещи делает Бела Флек. Там еще и флажолеты я услышала (в конце Plunky’s Lament — красиво звучат)… Вообще интересно вот это движение виртуозности от скрипки к фортепиано (Лист вдохновлялся Паганини), потом виолончелист был, который сначала учился скрипке, вдохновлялся скрипичной техникой и ввел виртуозность в виолончельное искусство (выпало у меня имя из головы), а теперь я вижу, что еще и банджо… Удивительно. Кстати, а в той композиции «Катманду», о которой вы говорили — а где там глиссандо колком, можете подсказать? Я, может, невнимательно слушала (а скорее дело в том, что не знаю банджо), пока не распознала.
    В общем, спасибо за то, что меня просветили, это очень интересно.
    PS Бах на мандолинах по ссылке выше — опять-таки очень свежо и интересно!

    Comment by annablagaya — 18/08/2013 @ 12:29
  10. Здравствуйте, Анна!
    Ничего страшного! Важно, что отвечаете! )

    Вы правы, Бела Флек — это не типичный bluegrass, но корни у него, как он сам выражается, синетравные. Сам он делит свою жизнь на две фазы — до того, как услышал банджо, и после. Учился играть у Tony Trischka (Учитель банджо, с большой буквы У). Научился очень быстро, и когда они выступали вдвоём, слушатели не могли отличить игру одного от другого. Тони спросил — «теперь есть еще один человек, который играет, как я — а зачем? Не пора ли идти своей дорогой?»
    В результате, спустя примерно 12 лет и девять альбомов, Флек основал джазовую группу Bela Fleck and the Flecktones — я именно с них заинтересовался банджо, вот с этого концерта:
    http://vimeo.com/album/2021089
    Вообще, Флек — эклектик. Не зацикливается внутри одного какого-то стиля, поэтому не перестает радовать своих слушателей чем-то свежим и новым. Вот например, концерт для банджо с оркестром.
    Типичный, традиционный bluegrass — это такие имена, как Earl Scruggs и Bill Monroe. Несколько композиций Эрла есть на пластинке Bluegrass Sessions — Polka on the banjo, Foggy Mountain Special, Home Sweet Home (партия второго банджо — сам Эрл).
    Я предпочитаю так называемое «прогрессивное» направление — как обычно, сторонники традиции воротят нос и ворчат, что «раньше вода была мокрее», но кого интересует ворчание? ))
    Интересные имена в «прогрессивном» направлении — это Tony Trischka (банджо) и один из его проектов Psychograss, Chris Thile (мандолина, соло и с его проектом Punch Brothers), David Grisman (мандолина), Darol Anger (скрипка, играет в том числе в проектах Tony Trischka), Noam Pikelny (банджо, кроме сольных проектов, играет в Punch Brothers). Хотя, если задуматься, трудно музыку талантливых людей уложить в рамки какого-то стиля. Они их постоянно смешивают, пересекают, соединяют, расширяют.

    >>на банджо это сделать еще намного сложнее, чем на скрипке
    Мне тоже так кажется. Bluegrass banjo — вообще очень странный инструмент. Струн у него пять (пятая начинается с шестого лада), настроены («классическая» настройка — open G, с 1й по 5ю) Ре-Си-Соль-Ре-Соль (при этом, первая струна на пятом ладу звучит в унисон с открытой пятой! можете себе представить, как это «удобно»). Как говорит Стив Мартин (тот, который актёр — а по совместительству, очень хороший банджоист), you just can’t play a sad song on the banjo.

    >>Шопен на банджо я восприняла критически
    А мне Лунная соната не очень понравилась. Как-то… заезженно, что ли.

    >>… где там глиссандо колком…
    Да практически с самого начала — причем, первые такты — это еще и флажолеты.
    Вот на этом видео очень хорошо видно, как подкручиваются колки (флажолетов в начале, правда, нет):
    http://www.youtube.com/watch?v=Pywctdo1jIY

    >> Бах на мандолинах по ссылке выше — опять-таки очень свежо и интересно!
    А вот новый альбом Криса, Bach: Sonatas and Partitas, vol. 1. Мне кажется, Вам должно понравиться )

    Comment by Михаил — 19/08/2013 @ 15:56
  11. Очень это все странно — коммент был не виден, я его еще раз отправил — теперь вижу два раза… Удалите один, пожалуйста!
    Если хотите, можем общаться по email, тем более, что обсуждение ушло в сторону от тематики Вашего сайта :)

    Comment by Михаил — 21/08/2013 @ 00:14
  12. Михаил, да, давайте с почтой (тем более, что вы даете ссылки на музыку — а мне еще разобраться надо, какие ссылки можно оставлять, у нас какой-то странный закон приняли вот только что). Только заранее прошу прощения, что, видимо, в ближайшие дни опять не сразу успею написать ответ (очень много всего навалилось, правда).

    Comment by annablagaya — 21/08/2013 @ 01:23
  13. Да, со ссылками на музыку везде надо быть настороже.
    Если что — все диски честно куплены и я просто дал Вам их послушать (так дело, по факту, и обстоит).
    Буду ждать Вашего ответа — мой адрес у Вас есть :-)

    Comment by Михаил — 21/08/2013 @ 19:06
  14. Вы дали лично мне послушать купленные вами диски — это да, конечно. Но поскольку ссылки могут видеть другие посетители сайта, то тут все не так просто.
    Подумала и сняла все ссылки, кроме тех, что ведут на youtube и vimeo. Теоретически и с ними я не знаю, как теперь поступать (по новому закону — теоретически — забанить теперь могут и Яндекс=), но пока оставлю с оговоркой, что на youtube и так файлы удаляются, если что — и будем считать, что раз они еще там существуют, то никто их нарушающими своих прав не посчитал.
    Да, ваш мэйл не публикуется, но т.к. вы его указали, то у меня есть.

    Comment by annablagaya — 22/08/2013 @ 14:02

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>