Меньше лишних движений
Принцип, по которому совершенствуется техника скрипача и выучивается произведение. В этюдах, упражнениях и прочей методической скрипичной литературе иногда оставляют подсказки, как можно минимизировать количество ударов пальцами: квадратной скобочкой соединяют несколько нот, или протягивают длинную линию от одной циферки в аппликатуре к другой, если можно палец не снимать, а оставить на струне, пока он снова не понадобится. (Вот, кстати, и еще одна «неслышимая нота» =) Так экономятся два движения — поднятие пальца и его повторное опускание, и соответствующая пара тактов музыки получается ловчей.
В нотах виртуозных концертных пьес таких подсказок вы уже не найдете, зато можно додуматься до красивых решений самостоятельно. Иногда можно поставить один палец сразу на две струны (тут опять-таки экономия лишнего отскока и падения пальца), иногда — остаться в высокой позиции вместо того, чтобы лишний раз гонять всю руку по грифу вниз и вверх, и т.п. Самое интересное — найти лаконичный и изящный аппликатурный ход, который красив не только сам по себе как элемент техники, а еще и связан с художественной выразительностью, с окраской звука.
—
См. тж.: Скрытые двойные ноты
Спасибо большое. Побольше бы таких ценных подсказок. Вчера помогала студентке укладывать таким образом Партиту 3 Баха. Это даже просто увлекательная работа. Решение ребуса своего рода. Кстати, студентку вы знаете…:)
Земля круглая. 🙂
В смысле интернет. :):):)