Анна Благая -

Концерт для скрипки с оркестром

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Концерт для скрипки с оркестром

Продолжая «боевую» тему (см.: Смычок — боевой лук или шпага, Атака):

Концерт значит «соревнование» (concerto=состязаюсь, лат.)

В данном случае состязаются скрипач-солист и оркестр. 

Конечно, состязание это всё-таки условное: скрипка хоть и храбрый, но маленький инструмент, а противостоит ей целая армия музыкантов, вооруженная виолончелями, барабанами, трубами… Сами понимаете, силы не равны. Если бы оркестр шпарил в полную  силу прямо во время игры солиста, перекрывая собой трогательные мелодии и пассажи скрипача, скрипач бы, конечно, точно пал на поле брани. Но в большинстве случаев оркестр (под предводительством дирижёра) всё-таки сохраняет баланс и даёт солисту право голоса.

Исключение составляют те случаи, когда дирижёр почему-либо не может потерпеть на сцене присутствия какой-либо еще личности кроме себя самого и ставит солисту палки  в колёса, навязывая неудобные темпы, динамику, фразировку и т.п. Тут может разыграться настоящая битва, вроде той, которую вела скрипачка Латика Хонда-Розенберг на одном из старых конкурсов Чайковского***.

Самое умное решение тут для скрипача — взять в союзники концертмейстера оркестра и всю группу первых скрипок. Дюжина смычков в таких случаях практически всегда оказывается сильнее одной дирижерской палочки. Но это уже, конечно, бунт на корабле.

-

*** Прим. Когда я писала эту страничку Азбуки, я хотела снабдить ее иллюстрацией — видео с тем самым исполнением Хонды-Розенберг. Но не нашла. Однако прошло совсем немного времени, и гораздо более яркая иллюстрация нашлась сама собой.

Из сообщения ИТАР-ТАСС от 27 июня 2011:

На конкурсе им. Чайковского, который проходит в Москве и Санкт-Петербурге, произошел неприятный инцидент. На репетиции виолончелистов 25 июня во время выступления Нарека Ахназаряна народный артист России Марк Горенштейн сказал, обращаясь к оркестру: «Пусть вас совершенно не заботит, что играет этот талант, преподнесенный нам, этот аул, вы должны играть со мной». Эта фраза покоробила присутствующих на репетиции журналистов, благодаря которым история получила общественный резонанс. Кроме того, с репетиции велась веб-трансляция на весь мир.

-

См. тж.: Ноты скрипичных концертов

Концерт (классической музыки)

  1. Здорово! А, «Человек за Бортом!» Не бывает? :)

    Comment by Екатерина — 25/11/2010 @ 13:22
  2. Ещё как бывает!
    Вообще тут — дело тонкое, и нехорошо, если доходит до борьбы личностей. Солисту надо оставаться солистом, а дирижеру нельзя ронять свой авторитет в глазах оркестрантов — иначе и он сам когда-нибудь может оказаться «человеком за бортом». Выход один — уважать партнера, уметь договариваться. Как в жизни!

    Comment by annablagaya — 05/12/2010 @ 20:17
  3. Ну, если оставить справедливые слова о взаимоуважении, то по большому счету дирижер должен следовать за солистом ВСЕГДА, так же как и оркестр за дирижером в какой-нибудь симфонии, хотя высокая степень воплощения практически недосягаема и в том и другом случае.

    Comment by Сергей — 12/06/2012 @ 08:06

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>