Анна Благая -

Когда хлопки и крики браво слишком громкие…

Скрипичная азбука

-

Когда хлопки и крики «браво» слишком громкие…
или Клакеры

Бывают такие места и такие концерты, где аплодисменты и крики «браво» висят густой стеной и как-то странно не соответствуют действию на сцене.

Если вы попали в одно из таких мест и уже подумываете о том, что вы «не разбираетесь в классической музыке» (потому-то вам и скучно), и собираетесь поддержать хлопки других, лучше вас «разбирающихся» слушателей, знайте, что с древних пор существуют такие специальные люди — клакеры, работа которых заключается в том, чтобы хлопать артистам (или хлопать одним артистам и освистывать других).

Не исключено, что вы сидите среди них.

Тема эта полускрытая, не всегда артисты заинтересованы в разговорах на эту тему. Профсоюза у клакеров нет, в списке профессий они не значатся; труды и дни этих людей окутаны мраком неизвестности.

Об этом, конечно, ходят смутные легенды (вот и про одного знаменитейшего на весь мир певца говорили, что он якобы возит с собой клакеров самолетами…)

Где правда, а где вымысел — сказать сложно, но то, что клака как явление до сих пор существует (и то, что администраторам звёзд не сложно порой заплатить за сопровождение выступлений) — это факт.

Причем используется клака не только в сценических искусствах, но и в политике. Успех ее объясняется научно. Есть такой эффект «социального доказательства» (social proof): когда тема сложная и разобраться в ней с ходу самому затруднительно, человек склонен подражать реакции окружающих, предполагая, что уж они-то знают лучше. (Как у Высоцкого, помните? «Жираф большой — ему видней!») Кое-кто это человеческое свойство активно использует. Так делаются амплуа звезд, записных красавиц, политиков, артистов…

И товаров.

Но ой! Мы ушли так далеко от музыки…

-

См. интереснейшую статью о клаке: «Ку-клукс-клака».

Выдержка из нее:

В 1820 году двое завсегдатаев парижской оперы Саутон и Порчер решили поставить клакерское дело на коммерческую основу, предлагая свои услуги артистам и администраторам. Они разработали специализацию для клакеров: плереры (то есть рыдающие), биссеры (вовремя смеющиеся), риеры (вовремя хлопающие), шикальщики, знатоки, которые должны были отпускать тонкие замечания относительно игры актеров. В особо драматических местах в дело вступали клакеры-женщины, эффектно падающие в обморок. А всем этим спектаклем управляли «дирижеры спонтанного проявления эмоций». Кроме того, специальные клакеры активно работали в модных кафе, на бульварах, где заводили театральные разговоры и рекламировали премьеры. Начиная с первой половины 19 века, в Париже успешно действовало «Общество страхования драматических успехов”. Смысл его деятельности понятен: актер или администратор покупает аплодисменты, восторги и цветы, гарантируя успех спектакля… (…) Организации, подобные «Обществу страхования», вскоре появились и в Англии, и в Италии, и в Германии, и во многих других странах.

-

А как сегодня у нас? См.:

Интервью с клакером из Большого театра

-

См. также:

Публика-дура?

Эмпатия

Аплодисменты

Браво

Бис

Скучно

 

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>