Анна Благая -

Концерт

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Концерт

Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам

Н. Гумилев

И кто сказал, что концерт классической музыки должен проходить непременно в консерваториях, академических залах и музеях? Что начинаться он должен непременно в семь часов вечера, что публика /и артисты/ должны соблюдать строгие правила этикета, предписывающего хлопать в нужное время /и исполнять разные милые штучки на бис, а потом давиться лицемерием в артистической/?

Кто сказал? Да никто!

Классический концерт, каким мы его знаем, вообще сложился всего лишь в 19 веке. (Тот строгий этикет, да и фраки, в которые одеваются музыканты — именно оттуда родом). Это ещё детский возраст! А самой музыке — тысячелетия, так же как и привычке музыкантов играть и петь для других людей, чтобы поделиться с ними чем-то хорошим и важным.

Сегодня кажущаяся нам традиционной форма концерта уже меняется. Люди стали задумываться, почему это надо непременно играть в душном зале с канделябрами и унылыми старушками-смотрительницами, а не, например, в лесу у реки, не у моря или океана, не под звездным небом среди скал? Почему в семь вечера, а не в какое-нибудь другое время — утром, поздним вечером, ночью, днем?

Уже сейчас концерты иногда проводят на развалинах древнеримских форумов, в горах и пещерах, на полях и лугах, на обрывистых берегах; в старых заброшенных зданиях, готических соборах, на развалинах замков… Чем плохо? Сплошная романтика!

Тем более что тут вырисовываются новые  просторы для фантазии и воображения, а  к музыке легко присоединяются иные искусства. Мне рассказывали, как один итальянский певец давал концерт на открытом воздухе среди холмов Тосканы, и в самый кульминационный момент сладостной оперной арии, согласно концепции, из-за холмов прискакали всадники в нездешних одеяниях…

По-моему, тут ещё есть простор для творчества и всё это очень интересно.

- -

P. S. Любителям музыки стоит знать, что даже самый удачный концерт — это не те обстоятельства, при которых даже самый великий артист по-настоящему использует все возможности, данные ему природой и талантом. Многие крупные исполнители признаются, что если на концерте по-настоящему прозвучат хотя бы два такта (т. е. если даже на такой короткий срок наступает вдохновение, человек раскрывается в полную силу, играет действительно так, как ему хотелось бы), это уже большая удача.

Также стоит иметь в виду, что  даже гениально сыгранная на концерте пьеса в следующий раз обязательно прозвучит по-другому. Концерты — одна из тех вещей в жизни, по которым мы можем оценить справедливость выражения «нельзя войти в одну реку дважды». Поэтому стоит ценить даже несовершенства игры, если они произойдут, знать, что и в них — неповторимость уходящего момента. См. также: п.с.н.

См. тж.: Этикет на концерте классической музыки
 Концерт для скрипки с оркестром

Бис

Браво!

Кланяться

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>