Анна Благая -

Кантилена

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Кантилена

Кантилена (итал. cantilena, лат. cantilena; от canto — пение) - это пение на скрипке. Примерно с 19 века считалось, что это главное и самое ценное, что вообще есть на скрипке, и, соответственно, лучший скрипач — тот, кто лучше всех умеет на скрипке петь, передавая в звуке тончайшие движения души.

Примерно с середины 20 века творчество в музыкальном исполнительстве постепенно стало затираться, а к рубежу тысячелетий окончательно победил механистический подход (быстрее-выше-сильнее), поэтому кантилене перестали уделять достаточно внимания.

Многие из тех, кто обучается игре на скрипке, пришли к выводу, что певучие мелодии играть проще, чем сложные быстрые виртуозные пассажи (потому что меньше нот), и стали пропускать их во время занятий, концентрируясь больше на «технике». С этой тенденцей боролся, например, Д.Ойстрах, говоривший, что кантилена -  самый виртуозный скрипичный прием из всех существующих.

-
См. также: Голос Малибран

Музыкальная герменевтика, интерпретация

  1. Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь «кантилену», а может быть лишён её. Последний считается браком, т.к. не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время «затухания» звучания аккорда превышает 30 секунд, то «кантилена» есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён «кантилены» и является продуктом «второго сорта».

    Comment by Александр — 20/08/2014 @ 14:11
  2. Александр, спасибо! Это очень интересно.

    Comment by annablagaya — 21/08/2014 @ 10:57

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>