Перейти к содержимому

Кантилена

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Кантилена

Кантилена (итал. cantilena, лат. cantilena; от canto — пение) — это пение на скрипке. Примерно с 19 века считалось, что это главное и самое ценное, что вообще есть на скрипке, и, соответственно, лучший скрипач — тот, кто лучше всех умеет на скрипке петь, передавая в звуке тончайшие движения души.

Примерно с середины 20 века творчество в музыкальном исполнительстве постепенно стало затираться, а к рубежу тысячелетий окончательно победил механистический подход (быстрее-выше-сильнее), поэтому кантилене перестали уделять достаточно внимания.

Многие из тех, кто обучается игре на скрипке, пришли к выводу, что певучие мелодии играть проще, чем сложные быстрые виртуозные пассажи (потому что меньше нот), и стали пропускать их во время занятий, концентрируясь больше на «технике». С этой тенденцей боролся, например, Д.Ойстрах, говоривший, что кантилена —  самый виртуозный скрипичный прием из всех существующих.


См. также: Голос Малибран

Музыкальная герменевтика, интерпретация

2 комментария для “Кантилена”

  1. Александр

    Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь «кантилену», а может быть лишён её. Последний считается браком, т.к. не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время «затухания» звучания аккорда превышает 30 секунд, то «кантилена» есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён «кантилены» и является продуктом «второго сорта».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *