Перейти к содержимому

Канифоль

скрипичный словарь

Канифоль
(эта страница будет улучшаться и дополняться)

lканифоль Larsen

 

 Канифоль — это кусочек смолы,  которым натирают волос смычка, без нее скрипка не звучит. Скрипичная канифоль бывает разных фирм и разных видов, и обычно музыканты выбирают ее скорее интуитивно.

Тем не менее  в канифольном деле множество тонкостей и хитростей.

фото: Meanos

фото: Meanos

Канифоль получают из  смолы хвойных деревьев: например, сосны, лиственницы, ели. (Обратите внимание на «перекомпоновку» природных материалов: деки скрипки сделаны из дерева,  и  без смолы из них невозможно издать смычком ни звука). Бывают виды канифоли, основанной на сочетании разных смол (например, хвойных и плодовых деревьев).

Сосновую смолу собирают исключительно осенью. На какой-нибудь старой мануфактуре, где производством канифоли занимаются уже лет двести, эту смолу нагревают в тигле, чтобы получить  из нее терпентин (живицу); ждут, пока смола очистится от примесей, затем оставшуюся жидкую смолу снова нагревают, добавляют различные ингредиенты («волшебная формула» у каждой мануфактуры своя); и придают ей форму. Часто канифоль делается круглой (и потом заворачивается в бархат или помещается в нечто вроде шкатулки) или прямоугольной, но бывают и сорта дорогой канифоли, которым придают, например, форму скрипки.

Рецепт хорошей канифоли, как правило, старый и проверенный, и выпускается она старыми проверенными мануфактурами.  Хотя некоторые производители стараются выделиться — например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов***.

Относительно того, как выбрать традиционную канифоль, тоже есть множество тонкостей. Каждая фирма выпускает по несколько видов канифоли, и звучат все они по-разному.

канифоль HillСкрипичная канифоль бывает более «жесткой» или «мягкой» в смысле получаемого с ее помощью звука. Каждый вариант идеален при определенных условиях. Самое главное — чего требует ваша скрипка и ваша индивидуальность, ваш собственный звук. Затем — что лучше подходит к вашим струнам. Считается, что более жесткая канифоль требуется на «жестких» (например, стальных) струнах, более мягкая — на струнах синтетических или жильных. На выбор канифоли может повлиять все, что угодно: от размеров помещения (концертный зал или студия) до климата. Опять-таки считается, что  в  тропиках предпочтительна жесткая канифоль, а в холодном климате (как у нас) — более мягкая.

Среди  производителей канифоли (по-английски она называется rosin) — Hill & Sons, Pirastro, Thomastik; Larsen, Kaplan, Liebenzeller (Larica), Gustave Bernardel Rosin (Corelli Savarez) и др.

Продолжение следует

См.: процесс приготовления канифоли (статья на английском языке и фото)

Примечание! Важно всегда стирать остатки канифоли с инструмента и струн мягкой тряпочкой после каждого «сеанса» скрипичных занятий. В противном случае канифоль въестся в лак, что чревато серьезными последствиями для скрипки и ее звука, или нарастет на струнах, что опять же испортит звук.

strad-kanif Larica 

 

— —

P.S. Слово «канифоль» происходит от названия лидийского города Колофон (территория древней Лидии — это современная Турция).

См. также: Аксессуары для скрипки

Где купить канифоль? См.: музыкальные магазины Москвы

статья о канифоли в БСЭ

— —

*** «…например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов…» У автора «Азбуки» нет возможности делать «контрольную закупку» и отправлять образцы канифоли в лаборатории, чтобы определить, действительно ли в составе того или иного продукта есть тот или иной металл и всё ли то золото, что блестит. Поэтому читателю стоит иметь в виду, что сведения о составе взяты из официальных описаний на сайтах производителей. Впрочем, производители эти — как правило, старинные уважаемые фирмы, и лично я не думаю, чтобы они обманывали покупателей, заявляя в составе то, чего нет.

41 комментарий для “Канифоль”

  1. Добрый день ! У меня есть знакомый скрипичный мастер- он сам делает канифоль- лучшую в мире- он так говорит- и я ему верю- потому что он делает ее для своих любимых скрипок Скрипки у него покупают хорошие скрипачи- значит и канифоль хорошая.Вот и все что я думаю. Не может тот кто создал отличный инструмент делать для него не лучшую канифоль

  2. Дмитрий

    надо же, какие тонкости. а я года полтора назад на радиорынке купил большой кусок, чую, мне его ещё надолго хватит, ибо на таком уровне о качестве канифоли задумываться, по моему, преждевременно…

  3. > а я года полтора назад на радиорынке купил большой кусок

    Нее, с технической канифолью каши не сваришь. Все-таки нужна скрипичная. Изыски необязательны, можно уложиться рублей в 200. (Желательно еще, чтобы канифоль служила не больше года).
    Все-таки на звук канифоль влияет ощутимо, а это важно и в самом начале обучения…
    (Хотя… Знаете, я задумалась — поскольку я никогда не пробовала играть технической канифолью, значит и ругать ее не могу)))

    …А у меня была противоположная ситуация. Мой дедушка (золотые руки) всегда что-то мастерил, строгал, пилил и паял. И вот все мое детство он засматривался на мою канифоль, хотел использовать для паяльника)). Бесполезно было объяснять ему, что Пирастро для таких целей — это уж слишком… Кажется, в итоге я ему старую канифоль отдавала, и он вроде был доволен качеством пайки)))

  4. Дмитрий

    по моему, использование канифоли Пирастро вполне оправдано при пайке электрических цепей электроскрипок)

  5. Ну не знаю что и сказать- с одной стороны я конечно же уважаю ваше мнение( художника может обидеть каждый), но техническая канифоль все-таки техническая. Извините это как технический спирт и отличный домашний самогон- почувствуйте раздницу!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  6. Ольга, так это мы тут шутили на тему технической канифоли:))
    Пожалуйста, не воспринимайте буквально!
    Я, как и вы, технической канифолью играть никому не советую.

  7. Дмитрий

    я вот тоже технический спирт ругать не могу, поскольку никогда его не употреблял) ну, не сложилось…

  8. ))) вот, точно! хорошая параллель. вот примерно в таком духе…
    Кстати, Дмитрий, как вы поживаете, как ваши занятия?

  9. Дмитрий

    да как-то никак, топчусь на одном месте, получается нечто, похожее на музыку, когда играю что-нибудь попроще, типа Unter den Linden, а что-то посерьёзнее-уже просто набор звуков различной высоты и длительности) да и заниматься особо некогда
    p.s. что-то мы от темы канифоли отклонились….)

  10. > p.s. что-то мы от темы канифоли отклонились….)

    Не страшно, это был легкий и безвредный оффтоп, тому же инициированный мной самой)

  11. Ну ребята, вы меня пугнули-творческие люди народ непредсказуемый- а если желание есть- могу самогоночки дать пробнуть))) и звучком занюхать- кррррасота)))). не знаю можно ли на сайте оставлять телефончик- напишу на всякий случай
    .

  12. Ольга, я телефончик ваш стерла, не обессудьте…
    ps тем более что интернет большой, информация распространяется иногда непредсказуемо, и вряд ли вам понравятся звонки от неизвестных личностей с требованием угостить самогоном…

  13. Дмитрий

    Анна, решил последовать Вашему совету, и приобрёл скрипичную канифоль)) только вот меня немножко напрягло, что есть канифоль светлая, а есть тёмная. продавец объяснить разницу не смог, я не стал мудрить, и взял светлую. думаю, может, стоило взять тёмную? какая, на Ваш взгляд, лучше? или у каждой своя область применения?)
    p.s. струны у меня стальные)

  14. Поздравляю с покупкой! Продолжая спиртную аналогию)) — разница, как между светлым и темным пивом: на вкус, на цвет… У Hill, например (но это не значит, что Вам нужна именно эта марка), есть канифоль светлая и темная, кто-то любит темную, кто-то светлую, при этом темная считается пожестче, а светлая помягче. А вообще канифоль вступает во взаимодействие со слишком многими факторами, поэтому обычно скрипачи выбирают не в теории, а на практике, просто играя, и останавливаются на том, что нравится. (Я имею в виду — останавливаются на конкретной марке канифоли, причем в конкретном ее варианте — светлом, темном и т.п.)

  15. Дмитрий

    для чистоты эксперимента наканифолил новой канифолью новый смычок) в принципе, особой разницы нет (ну, на мой дилетантский взгляд), но смычок приходится натягивать сильнее… так что не знаю, в чём причина, в канифоли, или в излишней кривизне передних лап. )

  16. даа, детективная история) а канифоль-то как называется, которая не паяльная?

  17. Гм. Не должно бы…

    А вообще всё, конечно, надо слушать.

    PS Знаете, Дмитрий, вы меня заинтриговали: куплю, пожалуй, при случае паяльную канифоль. Просто интересно))))) где, говорите, вы ее купили?

  18. Дмитрий

    Ds знаете, я не в курсе, где её купить в москве, я-то в челябинске… на радиорынке, или каком-нибудь магазине с радиоэлектронными деталями…

  19. В комплекте со скрипкой есть канифоль в пластмассовой коробочке. Так вот, считаю целесообразным переложить её из пластмассы в тряпочку, так как при неосторожном движении смычка в той самой коробочке можно оборвать волос.

  20. Прошу прощения, но я хотел бы немного поправить автора по поводу добавления «золотой пыли» в канифоль.
    Многие компании выпускающие канифоль присваивают звучное имя «Gold», в том числе и Geipel и Pirastro. В действительности в этой канифоли нет ни капли золота.
    Единственная в мире канифоль с добавками золота — канифоль Laubach Gold. В этой канифоли присутствуют мельчайшие крупинки золота 999 пробы, которые отчетливо видны. Золотые крупинки играют на солнце. И это не «способ выделиться». Золото именно 999 пробы, подвергнутое обжигу в специальных условиях, превращается в микроскопические крупинки определенного веса и величины. Этот материал был выбран путем долгих исследований, проб и практических испытаний. Крупинки попадают в чешуйки волоса смычка, грубо говоря чешуйки становятся «дыбом». Волос сохраняет долго свою структуру, а музыкант получает ощущение «свежего волоса» и комфорта игры на долгое время.
    Если волос хороший и правильно вставлен, при использовании золотой канифоли, ощущение новизны волоса продлится не менее года. Чтобы хорошо наканифолить смычок такой канифолью достаточно буквально 3-4 штриха.

  21. Здравствуйте, Павел.
    Я Вас помню. Оставляю Ваш комментарий в качестве исключения, хотя он все-таки рекламный по сути (а я все-таки делаю сайт,созданный для читателей, а не для рекламодателей — такой он сейчас, и, надеюсь, таким и останется: без рекламы).

    А по существу — я всегда готова признать свои ошибки, когда они есть (все ошибаются), и насчет Geipel — см. ниже, а насчет другого — тут и я Вас должна поправить.
    Канифоль, о которой вы пишете — не единственная в мире канифоль с добавлением золота. Есть такая у Liebenzeller (см. Liebenzeller Metal Rosin), в частности это Liebenzeller Gold I. У той же Пирастро, судя по описанию в Amazon’е, есть Goldflex
    (Хотела дать ссылку также на сайт Пирастро с описанием, но он на момент написания комментария работал криво и мне такую страничку не выдал. Но, я думаю, Амазон достаточно солидный ресурс, чтобы описанию на его страницах можно было верить).

    Насчет преимуществ (а может, недостатков?) канифоли с металлами интересно написано в журнале Strings.
    Спрошенный журналом эксперт сказал, что частички металла от канифоли могут быть вредными для лака на деках (и по-моему, в его словах есть логика).

    PS Благодаря Вашему комментарию я увидела, что ссылка, которая у меня вела на описание канифоли Geipel rosin golden basic, устарела и больше не открывается. Жаль — я бы перечитала ее заново, чтобы убедиться, допустила ли я здесь неточность. Можно было бы еще порыться у меня на компе, где я старалась сохранять все источники, но… мне лень)) И хотя я сейчас нашла еще один источник с описанием этой канифоли, но это, другое описание слишком смутное (в нем внятно про золотую пыль не написано, и я и правда усомнилась), поэтому удаляю ссылку вообще. Тем более что, раз мы знаем теперь сразу несколько марок такой канифоли, выделять одну не имеет смысла.
    Зато узнала, пока искала, что у той же Geipel (и, вероятно, у кого-то еще) есть также гипоаллергенная канифоль, что любопытно.
    И посмотрела сайт Лаубах со статьей о канифоли.
    В итоге будет чем страничку дополнить — так что Ваш комментарий был ценен, спасибо.

  22. Евгений

    Привет, Анна! 🙂
    Во-первых, спасибо за очень интересный и «личностный» сайт, это всегда увлекательно.
    Во-вторых, делюсь своими переживаниями.. Я учился играть на скрипке поздно, подростком, брал индивидуальные уроки, поэтому большого мастерства не достиг. Потом совсем забросил, были тяжелые времена в жизни. И вот, спустя лет 7, этой весной я открываю кейс со скрипкой и чуть не прослезился: волос смычка рассыпался, струны «съехали», канифоль покрошилась немного, мостик тоже никуда не годится, даже жуки какие-то забежали в кофр. И решил вот что бы ни стало восстановить навык игры, а может и стать лучше, пусть для себя, для души, в те крохи времени, которые бывают свободны (работаю в крупном издании с утра до ночи).

    Так вот о канифоли! Я очень злился на себя, что со звуком какая-то беда. Руки может и кривые, но не настолько. А проходил мимо музыкального салона и решил прикупить детали для скрипки и канифоль заодно, вы о ней упоминали, неплохая, 300 или 350 рублей вышла. И каково же было мое удивление, когда от такой вот небольшой детали звук стал совершенно другим! Та-то моя канифоль была куплена 15 лет назад вместе со скрипкой и подозреваю, что качеством не отличалась. В общем я рад, это придало энтузиазма 🙂

  23. Здравствуйте, Евгений!) Спасибо за Вашу историю. (Кстати, обеспокоило меня упоминание о жуках: Вы скрипочку осмотрите, нет ли в ней дырок и прочих жучиных следов. А то в дереве иногда заводится всякое…)
    А насчет канифоли — это точно, за 15 лет самая хорошая канифоль должна игровые качества потерять (кто-то считает, что и года многовато…) Отлично, что Вы сразу разобрались!
    Желаю не терять энтузиазм! И времени и сил!

  24. Здравствуйте! можно ли переварить сломанный брусочек канифоли в домашних условиях нагрев например в микроволновке?

  25. Сергей, если честно, жалко и микроволновку (мало ли что! у меня вот там даже курица взорвалась!!), и канифоль. Думаю, даже если получится, такая канифоль будет годиться разве что для паяльника.

  26. Гм… Нет. Техническая же хуже качеством. А вот наоборот — уверена, что да, если не жалко)

  27. Дочь разбила свою канифоль, просто уранила на жёсткий пол, поверхность неровная и канифолить ей смычок страшно. Что делать в такой ситуации? Магазины уже закрыты, а играть надо. В микроволновке не оплавилась…

  28. Капнуть 3-5 капель спирта на канифоль и подождать до утра.
    Неровности и трещины сравняются и можно будет пользоваться как прежде.

  29. Хороший способ восстановления засохшей канифоли мне подсказал Барри Колстейн. Берёшь канифоль,лучше,если она в оригинальной силиконовой баночке, можно и в бумажном стаканчике, главное не в фольге и греешь это дело в микроволновке пока не растает. Вот в принципе и всё.От двадцати секунд до 1-2 минут.Удачи всем!

  30. caterpillar0091

    А можно поинтересоваться❓ Что в контрабасовой канифоли Кольнштейн или Pop’s кроме смолы❓

  31. Добрый день. Как часто нужно менять канифоль и как понять, что она уже не пригодна для использования?
    Спасибо)

  32. Дмитрий

    Привет всем, кого не видел!..

    А мне вот интересно, что же это за канифоль такая, которая может стоить несколько тысяч евро за брусочек, если даже расхваливаемую всеми «Sound Harbor» Амазон отпускает всего за семь долларов за «две в одни руки»? Сам я на форуме «Классика», начитавшись отзывов о французской канифоли «Millant Deroux», купил себе баночку в Испании за 14 евро… Не тёмная, но и не светлая… А на сайте фирмы «Лаубах» читаю: «Лучшая канифоль должна быть ярко-леманного цвета или почти белая». Но я бы не очень им доверял, потому что они, буквально, вслед за этим продолжают: «А какая канифоль лучше: тёмная или светлая?» Я своею не очень светлой доволен. И пылит меньше всех прочих, которые я перепробовал до этого, и звучание скрипки с нею стало ощутимо лучше… Но очень, всё же, хочется попробовать нефритовую. Что она такое? Может быть, кто‑то уже попробовал? Я про канифоль «Jade L’Opera», за одиннадцать долларов… «Гладкое, но прочное сцепление… Минимально пылит…» А лучшую канифоль я пока встречал у скрипичного мастера Видаля в Барселоне, который сам готовит канифоль для своих инструментов. Но уж очень мне не нравится форма её упаковки в отрезки бамбукового стебля… Сам я пользуюсь только круглой и так, чтобы на её поверхности не образовывалось бороздок. У Видаля мне вручили кусочек канифоли, уже пропиленной до дна. Она у меня и разломилась на две половинки!.. И дальше что? Брать в голую руку эти липкие комочки?! А у меня поверхность канифоли всегда идеально плоская? Смычок без бороздки спадывает? У меня поначалу тоже спадывал… А сейчас не спадывает даже при очень быстрых проводках всей длиной смычка…

  33. Дмитрий

    Ой… Возможности исправления ошибок после отправления комментария нет. Не знал… А то бы перед отправлением внимательно перечитал… За некоторые опечатки бывает стыдно. Говорю, опечатка! Палец, вместо «а», в «о» попал! А мне: «Рассмешил! Где „а“ и где „о“?» А в моей раскладке все гласные, действительно, пучком. Вот, средние ряды слева: ю и е , я // у ы э о а… Печатаю я вслепую, а когда ещё и лёжа на левом боку, в очень неудобном для левой руки положении, она может съехать с места и вместо «лимонного», получается «леманного»… Этак манерно… Как будто, специально каверкал язык…

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *