Канифоль
Канифоль
(эта страница будет улучшаться и дополняться)
Канифоль — это кусочек смолы, которым натирают волос смычка, без нее скрипка не звучит. Скрипичная канифоль бывает разных фирм и разных видов, и обычно музыканты выбирают ее скорее интуитивно.
Тем не менее в канифольном деле множество тонкостей и хитростей.

Канифоль получают из смолы хвойных деревьев: например, сосны, лиственницы, ели. (Обратите внимание на «перекомпоновку» природных материалов: деки скрипки сделаны из дерева, и без смолы из них невозможно издать смычком ни звука). Бывают виды канифоли, основанной на сочетании разных смол (например, хвойных и плодовых деревьев).
Сосновую смолу собирают исключительно осенью. На какой-нибудь старой мануфактуре, где производством канифоли занимаются уже лет двести, эту смолу нагревают в тигле, чтобы получить из нее терпентин (живицу); ждут, пока смола очистится от примесей, затем оставшуюся жидкую смолу снова нагревают, добавляют различные ингредиенты («волшебная формула» у каждой мануфактуры своя); и придают ей форму. Часто канифоль делается круглой (и потом заворачивается в бархат или помещается в нечто вроде шкатулки) или прямоугольной, но бывают и сорта дорогой канифоли, которым придают, например, форму скрипки.
Рецепт хорошей канифоли, как правило, старый и проверенный, и выпускается она старыми проверенными мануфактурами. Хотя некоторые производители стараются выделиться — например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов***.
Относительно того, как выбрать традиционную канифоль, тоже есть множество тонкостей. Каждая фирма выпускает по несколько видов канифоли, и звучат все они по-разному.
Скрипичная канифоль бывает более «жесткой» или «мягкой» в смысле получаемого с ее помощью звука. Каждый вариант идеален при определенных условиях. Самое главное — чего требует ваша скрипка и ваша индивидуальность, ваш собственный звук. Затем — что лучше подходит к вашим струнам. Считается, что более жесткая канифоль требуется на «жестких» (например, стальных) струнах, более мягкая — на струнах синтетических или жильных. На выбор канифоли может повлиять все, что угодно: от размеров помещения (концертный зал или студия) до климата. Опять-таки считается, что в тропиках предпочтительна жесткая канифоль, а в холодном климате (как у нас) — более мягкая.
Среди производителей канифоли (по-английски она называется rosin) — Hill & Sons, Pirastro, Thomastik; Larsen, Kaplan, Liebenzeller (Larica), Gustave Bernardel Rosin (Corelli Savarez) и др.
Продолжение следует
См.: процесс приготовления канифоли (статья на английском языке и фото)
—
Примечание! Важно всегда стирать остатки канифоли с инструмента и струн мягкой тряпочкой после каждого «сеанса» скрипичных занятий. В противном случае канифоль въестся в лак, что чревато серьезными последствиями для скрипки и ее звука, или нарастет на струнах, что опять же испортит звук.
— —
P.S. Слово «канифоль» происходит от названия лидийского города Колофон (территория древней Лидии — это современная Турция).
См. также: Аксессуары для скрипки
Где купить канифоль? См.: музыкальные магазины Москвы
— —
*** «…например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов…» У автора «Азбуки» нет возможности делать «контрольную закупку» и отправлять образцы канифоли в лаборатории, чтобы определить, действительно ли в составе того или иного продукта есть тот или иной металл и всё ли то золото, что блестит. Поэтому читателю стоит иметь в виду, что сведения о составе взяты из официальных описаний на сайтах производителей. Впрочем, производители эти — как правило, старинные уважаемые фирмы, и лично я не думаю, чтобы они обманывали покупателей, заявляя в составе то, чего нет.
37 комментариев
Вика
Cпасибо за информацию!!!
Ольга
Добрый день ! У меня есть знакомый скрипичный мастер- он сам делает канифоль- лучшую в мире- он так говорит- и я ему верю- потому что он делает ее для своих любимых скрипок Скрипки у него покупают хорошие скрипачи- значит и канифоль хорошая.Вот и все что я думаю. Не может тот кто создал отличный инструмент делать для него не лучшую канифоль
Дмитрий
надо же, какие тонкости. а я года полтора назад на радиорынке купил большой кусок, чую, мне его ещё надолго хватит, ибо на таком уровне о качестве канифоли задумываться, по моему, преждевременно…
annablagaya
> а я года полтора назад на радиорынке купил большой кусок
Нее, с технической канифолью каши не сваришь. Все-таки нужна скрипичная. Изыски необязательны, можно уложиться рублей в 200. (Желательно еще, чтобы канифоль служила не больше года).
Все-таки на звук канифоль влияет ощутимо, а это важно и в самом начале обучения…
(Хотя… Знаете, я задумалась — поскольку я никогда не пробовала играть технической канифолью, значит и ругать ее не могу)))
…А у меня была противоположная ситуация. Мой дедушка (золотые руки) всегда что-то мастерил, строгал, пилил и паял. И вот все мое детство он засматривался на мою канифоль, хотел использовать для паяльника)). Бесполезно было объяснять ему, что Пирастро для таких целей — это уж слишком… Кажется, в итоге я ему старую канифоль отдавала, и он вроде был доволен качеством пайки)))
Дмитрий
по моему, использование канифоли Пирастро вполне оправдано при пайке электрических цепей электроскрипок)
annablagaya
))) да, концептуально оправдано, это точно!)
Ольга
Ну не знаю что и сказать- с одной стороны я конечно же уважаю ваше мнение( художника может обидеть каждый), но техническая канифоль все-таки техническая. Извините это как технический спирт и отличный домашний самогон- почувствуйте раздницу!!!!!!!!!!!!!!!!!!
annablagaya
Ольга, так это мы тут шутили на тему технической канифоли:))
Пожалуйста, не воспринимайте буквально!
Я, как и вы, технической канифолью играть никому не советую.
Дмитрий
я вот тоже технический спирт ругать не могу, поскольку никогда его не употреблял) ну, не сложилось…
annablagaya
))) вот, точно! хорошая параллель. вот примерно в таком духе…
Кстати, Дмитрий, как вы поживаете, как ваши занятия?
Дмитрий
да как-то никак, топчусь на одном месте, получается нечто, похожее на музыку, когда играю что-нибудь попроще, типа Unter den Linden, а что-то посерьёзнее-уже просто набор звуков различной высоты и длительности) да и заниматься особо некогда
p.s. что-то мы от темы канифоли отклонились….)
annablagaya
> p.s. что-то мы от темы канифоли отклонились….)
Не страшно, это был легкий и безвредный оффтоп, тому же инициированный мной самой)
Ольга
Ну ребята, вы меня пугнули-творческие люди народ непредсказуемый- а если желание есть- могу самогоночки дать пробнуть))) и звучком занюхать- кррррасота)))). не знаю можно ли на сайте оставлять телефончик- напишу на всякий случай
.
annablagaya
Ольга, я телефончик ваш стерла, не обессудьте…
ps тем более что интернет большой, информация распространяется иногда непредсказуемо, и вряд ли вам понравятся звонки от неизвестных личностей с требованием угостить самогоном…
Дмитрий
Анна, решил последовать Вашему совету, и приобрёл скрипичную канифоль)) только вот меня немножко напрягло, что есть канифоль светлая, а есть тёмная. продавец объяснить разницу не смог, я не стал мудрить, и взял светлую. думаю, может, стоило взять тёмную? какая, на Ваш взгляд, лучше? или у каждой своя область применения?)
p.s. струны у меня стальные)
annablagaya
Поздравляю с покупкой! Продолжая спиртную аналогию)) — разница, как между светлым и темным пивом: на вкус, на цвет… У Hill, например (но это не значит, что Вам нужна именно эта марка), есть канифоль светлая и темная, кто-то любит темную, кто-то светлую, при этом темная считается пожестче, а светлая помягче. А вообще канифоль вступает во взаимодействие со слишком многими факторами, поэтому обычно скрипачи выбирают не в теории, а на практике, просто играя, и останавливаются на том, что нравится. (Я имею в виду — останавливаются на конкретной марке канифоли, причем в конкретном ее варианте — светлом, темном и т.п.)
Дмитрий
я разочарован. паяльная лучше…. с этой звук какой-то шепелявый.)
annablagaya
Вот как?? ))))
Дмитрий
для чистоты эксперимента наканифолил новой канифолью новый смычок) в принципе, особой разницы нет (ну, на мой дилетантский взгляд), но смычок приходится натягивать сильнее… так что не знаю, в чём причина, в канифоли, или в излишней кривизне передних лап. )
annablagaya
даа, детективная история) а канифоль-то как называется, которая не паяльная?
Дмитрий
D`Addario)
annablagaya
Гм. Не должно бы…
А вообще всё, конечно, надо слушать.
PS Знаете, Дмитрий, вы меня заинтриговали: куплю, пожалуй, при случае паяльную канифоль. Просто интересно))))) где, говорите, вы ее купили?
Дмитрий
Ds знаете, я не в курсе, где её купить в москве, я-то в челябинске… на радиорынке, или каком-нибудь магазине с радиоэлектронными деталями…
Игорь
В комплекте со скрипкой есть канифоль в пластмассовой коробочке. Так вот, считаю целесообразным переложить её из пластмассы в тряпочку, так как при неосторожном движении смычка в той самой коробочке можно оборвать волос.
Павел Дуденков
Прошу прощения, но я хотел бы немного поправить автора по поводу добавления «золотой пыли» в канифоль.
Многие компании выпускающие канифоль присваивают звучное имя «Gold», в том числе и Geipel и Pirastro. В действительности в этой канифоли нет ни капли золота.
Единственная в мире канифоль с добавками золота — канифоль Laubach Gold. В этой канифоли присутствуют мельчайшие крупинки золота 999 пробы, которые отчетливо видны. Золотые крупинки играют на солнце. И это не «способ выделиться». Золото именно 999 пробы, подвергнутое обжигу в специальных условиях, превращается в микроскопические крупинки определенного веса и величины. Этот материал был выбран путем долгих исследований, проб и практических испытаний. Крупинки попадают в чешуйки волоса смычка, грубо говоря чешуйки становятся «дыбом». Волос сохраняет долго свою структуру, а музыкант получает ощущение «свежего волоса» и комфорта игры на долгое время.
Если волос хороший и правильно вставлен, при использовании золотой канифоли, ощущение новизны волоса продлится не менее года. Чтобы хорошо наканифолить смычок такой канифолью достаточно буквально 3-4 штриха.
annablagaya
Здравствуйте, Павел.
Я Вас помню. Оставляю Ваш комментарий в качестве исключения, хотя он все-таки рекламный по сути (а я все-таки делаю сайт,созданный для читателей, а не для рекламодателей — такой он сейчас, и, надеюсь, таким и останется: без рекламы).
А по существу — я всегда готова признать свои ошибки, когда они есть (все ошибаются), и насчет Geipel — см. ниже, а насчет другого — тут и я Вас должна поправить.
Канифоль, о которой вы пишете — не единственная в мире канифоль с добавлением золота. Есть такая у Liebenzeller (см. Liebenzeller Metal Rosin), в частности это Liebenzeller Gold I. У той же Пирастро, судя по описанию в Amazon’е, есть Goldflex
(Хотела дать ссылку также на сайт Пирастро с описанием, но он на момент написания комментария работал криво и мне такую страничку не выдал. Но, я думаю, Амазон достаточно солидный ресурс, чтобы описанию на его страницах можно было верить).
Насчет преимуществ (а может, недостатков?) канифоли с металлами интересно написано в журнале Strings.
Спрошенный журналом эксперт сказал, что частички металла от канифоли могут быть вредными для лака на деках (и по-моему, в его словах есть логика).
PS Благодаря Вашему комментарию я увидела, что ссылка, которая у меня вела на описание канифоли Geipel rosin golden basic, устарела и больше не открывается. Жаль — я бы перечитала ее заново, чтобы убедиться, допустила ли я здесь неточность. Можно было бы еще порыться у меня на компе, где я старалась сохранять все источники, но… мне лень)) И хотя я сейчас нашла еще один источник с описанием этой канифоли, но это, другое описание слишком смутное (в нем внятно про золотую пыль не написано, и я и правда усомнилась), поэтому удаляю ссылку вообще. Тем более что, раз мы знаем теперь сразу несколько марок такой канифоли, выделять одну не имеет смысла.
Зато узнала, пока искала, что у той же Geipel (и, вероятно, у кого-то еще) есть также гипоаллергенная канифоль, что любопытно.
И посмотрела сайт Лаубах со статьей о канифоли.
В итоге будет чем страничку дополнить — так что Ваш комментарий был ценен, спасибо.
Евгений
Привет, Анна! 🙂
Во-первых, спасибо за очень интересный и «личностный» сайт, это всегда увлекательно.
Во-вторых, делюсь своими переживаниями.. Я учился играть на скрипке поздно, подростком, брал индивидуальные уроки, поэтому большого мастерства не достиг. Потом совсем забросил, были тяжелые времена в жизни. И вот, спустя лет 7, этой весной я открываю кейс со скрипкой и чуть не прослезился: волос смычка рассыпался, струны «съехали», канифоль покрошилась немного, мостик тоже никуда не годится, даже жуки какие-то забежали в кофр. И решил вот что бы ни стало восстановить навык игры, а может и стать лучше, пусть для себя, для души, в те крохи времени, которые бывают свободны (работаю в крупном издании с утра до ночи).
Так вот о канифоли! Я очень злился на себя, что со звуком какая-то беда. Руки может и кривые, но не настолько. А проходил мимо музыкального салона и решил прикупить детали для скрипки и канифоль заодно, вы о ней упоминали, неплохая, 300 или 350 рублей вышла. И каково же было мое удивление, когда от такой вот небольшой детали звук стал совершенно другим! Та-то моя канифоль была куплена 15 лет назад вместе со скрипкой и подозреваю, что качеством не отличалась. В общем я рад, это придало энтузиазма 🙂
annablagaya
Здравствуйте, Евгений!) Спасибо за Вашу историю. (Кстати, обеспокоило меня упоминание о жуках: Вы скрипочку осмотрите, нет ли в ней дырок и прочих жучиных следов. А то в дереве иногда заводится всякое…)
А насчет канифоли — это точно, за 15 лет самая хорошая канифоль должна игровые качества потерять (кто-то считает, что и года многовато…) Отлично, что Вы сразу разобрались!
Желаю не терять энтузиазм! И времени и сил!
Акмарал Монахова
Здравствуйте мне надо канифоль для скрипки
Сергей
Здравствуйте! можно ли переварить сломанный брусочек канифоли в домашних условиях нагрев например в микроволновке?
annablagaya
Сергей, если честно, жалко и микроволновку (мало ли что! у меня вот там даже курица взорвалась!!), и канифоль. Думаю, даже если получится, такая канифоль будет годиться разве что для паяльника.
Саша
Можно ли из технической канифоли сделать скрипичную? Если да, то как?
annablagaya
Гм… Нет. Техническая же хуже качеством. А вот наоборот — уверена, что да, если не жалко)
Диана
Дочь разбила свою канифоль, просто уранила на жёсткий пол, поверхность неровная и канифолить ей смычок страшно. Что делать в такой ситуации? Магазины уже закрыты, а играть надо. В микроволновке не оплавилась…
Игорь
Капнуть 3-5 капель спирта на канифоль и подождать до утра.
Неровности и трещины сравняются и можно будет пользоваться как прежде.
Вара
Можно канифольись скрипичный смысле, канифолью для контрабаса?
сергей
Хороший способ восстановления засохшей канифоли мне подсказал Барри Колстейн. Берёшь канифоль,лучше,если она в оригинальной силиконовой баночке, можно и в бумажном стаканчике, главное не в фольге и греешь это дело в микроволновке пока не растает. Вот в принципе и всё.От двадцати секунд до 1-2 минут.Удачи всем!