Канифоль

скрипичный словарь

Канифоль
(эта страница будет улучшаться и дополняться)

lканифоль Larsen

 

 Канифоль — это кусочек смолы,  которым натирают волос смычка, без нее скрипка не звучит. Скрипичная канифоль бывает разных фирм и разных видов, и обычно музыканты выбирают ее скорее интуитивно.

Тем не менее  в канифольном деле множество тонкостей и хитростей.

фото: Meanos
фото: Meanos

Канифоль получают из  смолы хвойных деревьев: например, сосны, лиственницы, ели. (Обратите внимание на «перекомпоновку» природных материалов: деки скрипки сделаны из дерева,  и  без смолы из них невозможно издать смычком ни звука). Бывают виды канифоли, основанной на сочетании разных смол (например, хвойных и плодовых деревьев).

Сосновую смолу собирают исключительно осенью. На какой-нибудь старой мануфактуре, где производством канифоли занимаются уже лет двести, эту смолу нагревают в тигле, чтобы получить  из нее терпентин (живицу); ждут, пока смола очистится от примесей, затем оставшуюся жидкую смолу снова нагревают, добавляют различные ингредиенты («волшебная формула» у каждой мануфактуры своя); и придают ей форму. Часто канифоль делается круглой (и потом заворачивается в бархат или помещается в нечто вроде шкатулки) или прямоугольной, но бывают и сорта дорогой канифоли, которым придают, например, форму скрипки.

Рецепт хорошей канифоли, как правило, старый и проверенный, и выпускается она старыми проверенными мануфактурами.  Хотя некоторые производители стараются выделиться — например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов***.

Относительно того, как выбрать традиционную канифоль, тоже есть множество тонкостей. Каждая фирма выпускает по несколько видов канифоли, и звучат все они по-разному.

канифоль HillСкрипичная канифоль бывает более «жесткой» или «мягкой» в смысле получаемого с ее помощью звука. Каждый вариант идеален при определенных условиях. Самое главное — чего требует ваша скрипка и ваша индивидуальность, ваш собственный звук. Затем — что лучше подходит к вашим струнам. Считается, что более жесткая канифоль требуется на «жестких» (например, стальных) струнах, более мягкая — на струнах синтетических или жильных. На выбор канифоли может повлиять все, что угодно: от размеров помещения (концертный зал или студия) до климата. Опять-таки считается, что  в  тропиках предпочтительна жесткая канифоль, а в холодном климате (как у нас) — более мягкая.

Среди  производителей канифоли (по-английски она называется rosin) — Hill & Sons, Pirastro, Thomastik; Larsen, Kaplan, Liebenzeller (Larica), Gustave Bernardel Rosin (Corelli Savarez) и др.

Продолжение следует

См.: процесс приготовления канифоли (статья на английском языке и фото)

Примечание! Важно всегда стирать остатки канифоли с инструмента и струн мягкой тряпочкой после каждого «сеанса» скрипичных занятий. В противном случае канифоль въестся в лак, что чревато серьезными последствиями для скрипки и ее звука, или нарастет на струнах, что опять же испортит звук.

strad-kanif Larica 

 

— —

P.S. Слово «канифоль» происходит от названия лидийского города Колофон (территория древней Лидии — это современная Турция).

См. также: Аксессуары для скрипки

Где купить канифоль? См.: музыкальные магазины Москвы

статья о канифоли в БСЭ

— —

*** «…например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов…» У автора «Азбуки» нет возможности делать «контрольную закупку» и отправлять образцы канифоли в лаборатории, чтобы определить, действительно ли в составе того или иного продукта есть тот или иной металл и всё ли то золото, что блестит. Поэтому читателю стоит иметь в виду, что сведения о составе взяты из официальных описаний на сайтах производителей. Впрочем, производители эти — как правило, старинные уважаемые фирмы, и лично я не думаю, чтобы они обманывали покупателей, заявляя в составе то, чего нет.

37 комментариев

  • Ольга

    Добрый день ! У меня есть знакомый скрипичный мастер- он сам делает канифоль- лучшую в мире- он так говорит- и я ему верю- потому что он делает ее для своих любимых скрипок Скрипки у него покупают хорошие скрипачи- значит и канифоль хорошая.Вот и все что я думаю. Не может тот кто создал отличный инструмент делать для него не лучшую канифоль

  • Дмитрий

    надо же, какие тонкости. а я года полтора назад на радиорынке купил большой кусок, чую, мне его ещё надолго хватит, ибо на таком уровне о качестве канифоли задумываться, по моему, преждевременно…

  • annablagaya

    > а я года полтора назад на радиорынке купил большой кусок

    Нее, с технической канифолью каши не сваришь. Все-таки нужна скрипичная. Изыски необязательны, можно уложиться рублей в 200. (Желательно еще, чтобы канифоль служила не больше года).
    Все-таки на звук канифоль влияет ощутимо, а это важно и в самом начале обучения…
    (Хотя… Знаете, я задумалась — поскольку я никогда не пробовала играть технической канифолью, значит и ругать ее не могу)))

    …А у меня была противоположная ситуация. Мой дедушка (золотые руки) всегда что-то мастерил, строгал, пилил и паял. И вот все мое детство он засматривался на мою канифоль, хотел использовать для паяльника)). Бесполезно было объяснять ему, что Пирастро для таких целей — это уж слишком… Кажется, в итоге я ему старую канифоль отдавала, и он вроде был доволен качеством пайки)))

  • Дмитрий

    по моему, использование канифоли Пирастро вполне оправдано при пайке электрических цепей электроскрипок)

  • Ольга

    Ну не знаю что и сказать- с одной стороны я конечно же уважаю ваше мнение( художника может обидеть каждый), но техническая канифоль все-таки техническая. Извините это как технический спирт и отличный домашний самогон- почувствуйте раздницу!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  • annablagaya

    Ольга, так это мы тут шутили на тему технической канифоли:))
    Пожалуйста, не воспринимайте буквально!
    Я, как и вы, технической канифолью играть никому не советую.

  • Дмитрий

    я вот тоже технический спирт ругать не могу, поскольку никогда его не употреблял) ну, не сложилось…

  • annablagaya

    ))) вот, точно! хорошая параллель. вот примерно в таком духе…
    Кстати, Дмитрий, как вы поживаете, как ваши занятия?

  • Дмитрий

    да как-то никак, топчусь на одном месте, получается нечто, похожее на музыку, когда играю что-нибудь попроще, типа Unter den Linden, а что-то посерьёзнее-уже просто набор звуков различной высоты и длительности) да и заниматься особо некогда
    p.s. что-то мы от темы канифоли отклонились….)

  • annablagaya

    > p.s. что-то мы от темы канифоли отклонились….)

    Не страшно, это был легкий и безвредный оффтоп, тому же инициированный мной самой)

  • Ольга

    Ну ребята, вы меня пугнули-творческие люди народ непредсказуемый- а если желание есть- могу самогоночки дать пробнуть))) и звучком занюхать- кррррасота)))). не знаю можно ли на сайте оставлять телефончик- напишу на всякий случай
    .

  • annablagaya

    Ольга, я телефончик ваш стерла, не обессудьте…
    ps тем более что интернет большой, информация распространяется иногда непредсказуемо, и вряд ли вам понравятся звонки от неизвестных личностей с требованием угостить самогоном…

  • Дмитрий

    Анна, решил последовать Вашему совету, и приобрёл скрипичную канифоль)) только вот меня немножко напрягло, что есть канифоль светлая, а есть тёмная. продавец объяснить разницу не смог, я не стал мудрить, и взял светлую. думаю, может, стоило взять тёмную? какая, на Ваш взгляд, лучше? или у каждой своя область применения?)
    p.s. струны у меня стальные)

  • annablagaya

    Поздравляю с покупкой! Продолжая спиртную аналогию)) — разница, как между светлым и темным пивом: на вкус, на цвет… У Hill, например (но это не значит, что Вам нужна именно эта марка), есть канифоль светлая и темная, кто-то любит темную, кто-то светлую, при этом темная считается пожестче, а светлая помягче. А вообще канифоль вступает во взаимодействие со слишком многими факторами, поэтому обычно скрипачи выбирают не в теории, а на практике, просто играя, и останавливаются на том, что нравится. (Я имею в виду — останавливаются на конкретной марке канифоли, причем в конкретном ее варианте — светлом, темном и т.п.)

  • Дмитрий

    для чистоты эксперимента наканифолил новой канифолью новый смычок) в принципе, особой разницы нет (ну, на мой дилетантский взгляд), но смычок приходится натягивать сильнее… так что не знаю, в чём причина, в канифоли, или в излишней кривизне передних лап. )

  • annablagaya

    даа, детективная история) а канифоль-то как называется, которая не паяльная?

  • annablagaya

    Гм. Не должно бы…

    А вообще всё, конечно, надо слушать.

    PS Знаете, Дмитрий, вы меня заинтриговали: куплю, пожалуй, при случае паяльную канифоль. Просто интересно))))) где, говорите, вы ее купили?

  • Дмитрий

    Ds знаете, я не в курсе, где её купить в москве, я-то в челябинске… на радиорынке, или каком-нибудь магазине с радиоэлектронными деталями…

  • Игорь

    В комплекте со скрипкой есть канифоль в пластмассовой коробочке. Так вот, считаю целесообразным переложить её из пластмассы в тряпочку, так как при неосторожном движении смычка в той самой коробочке можно оборвать волос.

  • Павел Дуденков

    Прошу прощения, но я хотел бы немного поправить автора по поводу добавления «золотой пыли» в канифоль.
    Многие компании выпускающие канифоль присваивают звучное имя «Gold», в том числе и Geipel и Pirastro. В действительности в этой канифоли нет ни капли золота.
    Единственная в мире канифоль с добавками золота — канифоль Laubach Gold. В этой канифоли присутствуют мельчайшие крупинки золота 999 пробы, которые отчетливо видны. Золотые крупинки играют на солнце. И это не «способ выделиться». Золото именно 999 пробы, подвергнутое обжигу в специальных условиях, превращается в микроскопические крупинки определенного веса и величины. Этот материал был выбран путем долгих исследований, проб и практических испытаний. Крупинки попадают в чешуйки волоса смычка, грубо говоря чешуйки становятся «дыбом». Волос сохраняет долго свою структуру, а музыкант получает ощущение «свежего волоса» и комфорта игры на долгое время.
    Если волос хороший и правильно вставлен, при использовании золотой канифоли, ощущение новизны волоса продлится не менее года. Чтобы хорошо наканифолить смычок такой канифолью достаточно буквально 3-4 штриха.

  • annablagaya

    Здравствуйте, Павел.
    Я Вас помню. Оставляю Ваш комментарий в качестве исключения, хотя он все-таки рекламный по сути (а я все-таки делаю сайт,созданный для читателей, а не для рекламодателей — такой он сейчас, и, надеюсь, таким и останется: без рекламы).

    А по существу — я всегда готова признать свои ошибки, когда они есть (все ошибаются), и насчет Geipel — см. ниже, а насчет другого — тут и я Вас должна поправить.
    Канифоль, о которой вы пишете — не единственная в мире канифоль с добавлением золота. Есть такая у Liebenzeller (см. Liebenzeller Metal Rosin), в частности это Liebenzeller Gold I. У той же Пирастро, судя по описанию в Amazon’е, есть Goldflex
    (Хотела дать ссылку также на сайт Пирастро с описанием, но он на момент написания комментария работал криво и мне такую страничку не выдал. Но, я думаю, Амазон достаточно солидный ресурс, чтобы описанию на его страницах можно было верить).

    Насчет преимуществ (а может, недостатков?) канифоли с металлами интересно написано в журнале Strings.
    Спрошенный журналом эксперт сказал, что частички металла от канифоли могут быть вредными для лака на деках (и по-моему, в его словах есть логика).

    PS Благодаря Вашему комментарию я увидела, что ссылка, которая у меня вела на описание канифоли Geipel rosin golden basic, устарела и больше не открывается. Жаль — я бы перечитала ее заново, чтобы убедиться, допустила ли я здесь неточность. Можно было бы еще порыться у меня на компе, где я старалась сохранять все источники, но… мне лень)) И хотя я сейчас нашла еще один источник с описанием этой канифоли, но это, другое описание слишком смутное (в нем внятно про золотую пыль не написано, и я и правда усомнилась), поэтому удаляю ссылку вообще. Тем более что, раз мы знаем теперь сразу несколько марок такой канифоли, выделять одну не имеет смысла.
    Зато узнала, пока искала, что у той же Geipel (и, вероятно, у кого-то еще) есть также гипоаллергенная канифоль, что любопытно.
    И посмотрела сайт Лаубах со статьей о канифоли.
    В итоге будет чем страничку дополнить — так что Ваш комментарий был ценен, спасибо.

  • Евгений

    Привет, Анна! 🙂
    Во-первых, спасибо за очень интересный и «личностный» сайт, это всегда увлекательно.
    Во-вторых, делюсь своими переживаниями.. Я учился играть на скрипке поздно, подростком, брал индивидуальные уроки, поэтому большого мастерства не достиг. Потом совсем забросил, были тяжелые времена в жизни. И вот, спустя лет 7, этой весной я открываю кейс со скрипкой и чуть не прослезился: волос смычка рассыпался, струны «съехали», канифоль покрошилась немного, мостик тоже никуда не годится, даже жуки какие-то забежали в кофр. И решил вот что бы ни стало восстановить навык игры, а может и стать лучше, пусть для себя, для души, в те крохи времени, которые бывают свободны (работаю в крупном издании с утра до ночи).

    Так вот о канифоли! Я очень злился на себя, что со звуком какая-то беда. Руки может и кривые, но не настолько. А проходил мимо музыкального салона и решил прикупить детали для скрипки и канифоль заодно, вы о ней упоминали, неплохая, 300 или 350 рублей вышла. И каково же было мое удивление, когда от такой вот небольшой детали звук стал совершенно другим! Та-то моя канифоль была куплена 15 лет назад вместе со скрипкой и подозреваю, что качеством не отличалась. В общем я рад, это придало энтузиазма 🙂

  • annablagaya

    Здравствуйте, Евгений!) Спасибо за Вашу историю. (Кстати, обеспокоило меня упоминание о жуках: Вы скрипочку осмотрите, нет ли в ней дырок и прочих жучиных следов. А то в дереве иногда заводится всякое…)
    А насчет канифоли — это точно, за 15 лет самая хорошая канифоль должна игровые качества потерять (кто-то считает, что и года многовато…) Отлично, что Вы сразу разобрались!
    Желаю не терять энтузиазм! И времени и сил!

  • Сергей

    Здравствуйте! можно ли переварить сломанный брусочек канифоли в домашних условиях нагрев например в микроволновке?

  • annablagaya

    Сергей, если честно, жалко и микроволновку (мало ли что! у меня вот там даже курица взорвалась!!), и канифоль. Думаю, даже если получится, такая канифоль будет годиться разве что для паяльника.

  • annablagaya

    Гм… Нет. Техническая же хуже качеством. А вот наоборот — уверена, что да, если не жалко)

  • Диана

    Дочь разбила свою канифоль, просто уранила на жёсткий пол, поверхность неровная и канифолить ей смычок страшно. Что делать в такой ситуации? Магазины уже закрыты, а играть надо. В микроволновке не оплавилась…

  • Игорь

    Капнуть 3-5 капель спирта на канифоль и подождать до утра.
    Неровности и трещины сравняются и можно будет пользоваться как прежде.

  • сергей

    Хороший способ восстановления засохшей канифоли мне подсказал Барри Колстейн. Берёшь канифоль,лучше,если она в оригинальной силиконовой баночке, можно и в бумажном стаканчике, главное не в фольге и греешь это дело в микроволновке пока не растает. Вот в принципе и всё.От двадцати секунд до 1-2 минут.Удачи всем!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.