Интонация

Скрипка | Скрипичная азбука

Интонация

 

Под словом интонация скрипачи имеют  в виду совершенно не то, что основная масса людей.

Раскроем БСЭ и вспомним, что имеется в виду под интонацией у большинства людей, а также у всех, кто работает со словом:

 

Интонация(от лат. intono — громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки — синтагмы; б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетические средства И. (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе — экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра. (…) На письме И. в известной мере выражается посредством знаков препинания и другими графическими средствами (например, членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов).

 

В музыке (в том числе и скрипичной) то, что описано в этой статье БСЭ,  тоже существует, но называется совершенно по-другому: фразировка.

А интонация  — это более узкое явление, касающееся того, фальшиво или чисто (то есть с чистой интонацией) играет скрипач (виолончелист, альтист, контрабасист…)

Формально говоря, чистая интонация — это когда музыкант просто воспроизводит на скрипке ноты, соответствующие определенному числу герц (см. «Правильное» Ля и немного о настройке). Учитывая, что на скрипке нет ладов, даже это уже достаточно трудно. Но в действительности  всё куда сложнее и тоньше.  На скрипке вообще всё не так просто!***

 

Формальное соблюдение кол-ва герц в нотах, когда речь идет о ярко эмоциональных скрипичных мелодиях, сделает исполнение скучным и невыразительным. И поскольку в  действительности перед нами стоят художественные, артистические, а не математические задачи, мы часто должны «заострить» интонацию (делается это чисто интуитивно). Небольшие отклонения от математических рамок темперированного строя, когда та или иная нота подчинена законам «музыкально-смыслового тяготения», делают игру по-настоящему выразительной, художественной и проникновенной, и — как это ни парадоксально — еще более «чистой».

Единственный способ играть чисто — оттачивать свой слух и развить в себе дар предслышания того, что ты сейчас сыграешь. Речь идет о долях секунд, потому что времени на размышления, когда ты уже стоишь на сцене и играешь пьесу, нет. Все детали этого сложного и тонкого процесса подробно расписаны в книге Мостраса «Интонация на скрипке». Скачать и прочитать ее можно здесь на сайте.

См. также статью из Музыкальной энциклопедии «Высота звука» и особенно про зонную природу звуковысотного слуха.

— — — — — — — — — — — — — — — —

*** Хотя нам, скрипачам, еще грех жаловаться. Есть инструмент, у которого не то что ладов, но и струн, и грифа, и вообще ничего нет, и все звуки рождаются от движения пальцев в воздухе. Он называется терменвокс. И это не мешало бывшей скрипачке Кларе Рокмор гениально играть на нем, и при этом не просто чисто интонировать, но делать интонацию столь выразительной, что она действительно приближалась к интонациям живой человеческой речи.

Позже здесь будут цитаты из В.Григорьева и Мостраса. Продолжение следует

См. также: Вот в чем вся Соль! или Как неверно поняли Моисея

2 комментария для “Интонация”

  1. Николай

    Нот в интонировании доходит от 17 и выше в зависимости от их дальнейшего деления. И как я понимаю в системе интонации появляются не только обертоны, но и всплывает система унтертонов, за счёт появления симметрии линии струн. Интересно ваше мннние

  2. Николай

    Простая из прогрессий не даёт обратной зеркальной пропорции, следовательно отсутствие унертонов, по иному вместо двух элементов их становится три за счёт пережати и взятия величины как слева так и справа к целому. И мы действует не отношении а пропорциональностью. То есть к целому возникают унтертоны и мы их постоянно включаем в игру. Система непрерывной прогрессии например в 12 ст темперации исключает унтертона и музыка лишается своей выразительности, становится однобокой. Наглядно чтоб понять о чем я говорю надо взять и изучить инструмент данный Птолемеем под названием геликон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.