Анна Благая -

Интонация

Скрипка | Скрипичная азбука

Интонация

Под словом интонация скрипачи имеют  в виду совершенно не то, что основная масса людей.

Раскроем БСЭ и вспомним, что имеется в виду под интонацией у большинства людей, а также у всех, кто работает со словом:

Интонация(от лат. intono — громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки — синтагмы; б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетические средства И. (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе — экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.
(…) На письме И. в известной мере выражается посредством знаков препинания и другими графическими средствами (например, членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов).

В музыке (в том числе и скрипичной) то, что описано в этой статье БСЭ,  тоже существует, но называется совершенно по-другому: фразировка.

А интонация  - это более узкое явление, касающееся того, фальшиво или чисто (то есть с чистой интонацией) играет скрипач (виолончелист, альтист, контрабасист…)

Формально говоря, чистая интонация - это когда музыкант просто воспроизводит на скрипке ноты, соответствующие определенному числу герц (см. «Правильное» Ля и немного о настройке). Учитывая, что на скрипке нет ладов, даже это уже достаточно трудно. Но в действительности  всё куда сложнее и тоньше.  На скрипке вообще всё не так просто!***

Формальное соблюдение кол-ва герц в нотах, когда речь идет о ярко эмоциональных скрипичных мелодиях, сделает исполнение скучным и невыразительным. И поскольку в  действительности перед нами стоят художественные, артистические, а не математические задачи, мы часто должны «заострить» интонацию (делается это чисто интуитивно). Небольшие отклонения от математических рамок темперированного строя, когда та или иная нота подчинена законам «музыкально-смыслового тяготения», делают игру по-настоящему выразительной, художественной и проникновенной, и — как это ни парадоксально - еще более «чистой».

Единственный способ играть чисто - оттачивать свой слух и развить в себе дар предслышания того, что ты сейчас сыграешь. Речь идет о долях секунд, потому что времени на размышления, когда ты уже стоишь на сцене и играешь пьесу, нет. Все детали этого сложного и тонкого процесса подробно расписаны в книге Мостраса «Интонация на скрипке». Скачать и прочитать ее можно здесь на сайте.

См. также статью из Музыкальной энциклопедии «Высота звука» и особенно про зонную природу звуковысотного слуха.

- — - — - — - — - — - — - — - -

*** Хотя нам, скрипачам, еще грех жаловаться. Есть инструмент, у которого не то что ладов, но и струн, и грифа, и вообще ничего нет, и все звуки рождаются от движения пальцев в воздухе. Он называется терменвокс. И это не мешало бывшей скрипачке Кларе Рокмор гениально играть на нем, и при этом не просто чисто интонировать, но делать интонацию столь выразительной, что она действительно приближалась к интонациям живой человеческой речи.

-

Позже здесь будут цитаты из В.Григорьева и Мостраса. Продолжение следует

См. также: Вот в чем вся Соль! или Как неверно поняли Моисея

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>