Перейти к содержимому

Игры со временем

Скрипка | Скрипичная азбука

Черновик статьи для Азбуки

Игры со временем

(Прикреплено к страничке «Так не играли» )

Продолжение темы про уходящее время.

Есть каста современных музыкантов, которые играют в увлекательные интеллектуальные игры. Помните исторические реконструкции, когда люди в соответствии с современным представлением о старых эпохах мастерят себе такие же доспехи, как у рыцарей тех или иных орденов, берут в руки такое же оружие и флаги и пытаются воссоздать те или иные знаменитые сражения прошлого? Есть нечто подобное и в музыкальном исполнительстве. Вооружаясь такими же инструментами, смычками, струнами, нотами, какие были, скажем, в эпоху барокко (т.е. отвергнув смычок-»шпагу» и едва ли не вернувшись к смычку-»луку»), запретив себе приемы игры, каких не было в исполняемую эпоху, энтузиасты совершают «исторические реконструкции» в музыке.

Называется это чаще всего «аутентичным исполнительством». (Другое название — «исторически информированное исполнительство», калька с англ. historically informed performance. В сокращении получается забавное HIP, хотя к хиппи эта культура, естественно, никакого отношения не имеет).

Слово «аутентичное», конечно, нравится не всем — уж больно утопично звучит. Ведь чтоб понять, действительно ли люди прошлого признали бы такую игру за свою, надо придумать машину времени, сгонять в 18 век, — или в средневековье, — взять оттуда аборигена и привезти к нам на концерт. Ну или наоборот — организовать гастроли современного «аутентичного» коллектива в прошлое. (Второе предпочительней, ведь концерты — процесс двусторонний, и для полноценной обратной связи не только музыканты, но и слушатели должны быть людьми из 18 века, — или из средневековья. Вот тогда все было бы и правда аутентично).

В общем, если всерьез, то вопросы есть. И любят это направление не все. Кому-то «исторически информированная» игра кажется суховатой, кому-то — тускловатой и вообще фальшивой. Но, как бы то ни было, когда за такое дело берутся талантливые люди, то это увлекательно и мило.

И это красиво! Очень красиво. Воистину «путешествие сквозь века и страны», как гласило приглашение на один концерт.

Средневековая музыка средневековыми средствами, погружение в куртуазные эпохи и мир миниатюр…

Барочная музыка барочными средствами, все эти виоль-д’амуры, приглушенные чувства…

Почему бы и не поучиться истории играя? Когда такая модель музыкального искусства не провозглашается единственно правильной (с запретом всех иных), вреда она любознательному человеку не нанесет.

У hip’повцев есть свои фестивали, свои прославленные коллективы и артисты, своя публика. И есть масса нюансов, касающихся их игры, о которых они, конечно, лучше всех расскажут сами.

…Другая крайность — полная вседозволенность.

Тут уже никакой красоты, а одно безобразие. Уже упомянутый современный режиссерский театр, его худшие образцы: по сценам бегают голые писающие певицы, изображающие валькирий, а действие переносится из мест и эпох, заданных автором, куда ни попадя (и желательно поскандальней:  из античности — в бухенвальды и освенцимы Второй мировой).

Тоже игра, но… специфическая. Откровенное насилие над произведением и автором и — что уж говорить — над артистами и зрителями-слушателями тоже.

Хотя кому-то нравится.

Золотая середина

Если говорить о «классике», то считается, что надо знать и чувствовать эпоху и понимать, где можно отступить от канонов и внести что-то свое, а где нельзя. Тут  приходится учиться. И не одному, а под руководством профессора, и не просто профессора, а настоящего хорошего музыканта.

См. тж.: Долгая жизнь скрипичной пьесы

==

См. тж.: http://www.backtomusic.ru/Stepichev/Pollens.htm

10 комментариев для “Игры со временем”

  1. По-поводу «аутентичности», и, вообще, «погружение в…» то тут есть, по-моему вот какой момент, когда они жили в своей эпохе они искали среди наличного ЛУЧШЕЕ и возможно (подсознательно) мечтали о «следующей» эпохе (хотя это отдельная большая тема, о том, о чём люди мечтают, и что из этого получается…)
    А когда МЫ пытаемся копировать их эпоху мы можем копировать всё, кроме вот этого стремления… А любое стремление (как мне кажется) неуловимо влияет и на игру. По сути мы «играем» в эпоху, хорошо ли это или нет — зависит от того помогает ли нам эта игра понять их стремления (!), ведь, по сути, вся классическая музыка это взгляд и соприкосновение современного человека с европейской музыкальной культурой четырёх столетий и поиск в ней (для себя) источников вдохновения.
    Что касается вседозволенности, когда мы говорим о творческом поиске, то, как и любой тонкий процесс, он довольно болезненно относится к любому грубому влиянию (извне) и потому, в некотором роде «не мешайте нам пробовать» понять можно, даже если он приобретает некоторый характер «лёгкой истерии»… 🙂 Но, не смотря на то, что грань между «творческими поискам» и брождением по лабиринтам собственных теней, довольно тонкая, всё же, мне представляется, что человек в состоянии её увидеть — действительно ли он всё ещё на пути в поисках прекрасного или «уже заплутал» и ему, возможно, следует критически отнестись к тем идеям, которые завели его в этой тёмный угол и попытаться разглядеть «свет в конце туннеля» пусть этот свет будет совсем не там где он ожидал и звучать будет не совсем так как ему хочется… И голос этот, как известно, называется С-О-Вестью.
    И вседозволенность выглядит как пренебрежение этими источниками света и попытка спекулировать на вот этом «творческом порыве» вне зависимости от результата, мол, «прёт» и ладно… Эдакие светлячки… Но тут вопрос: кого мы можем обмануть?
    Что же касается учителей, то тема это для меня тонкая, найти баланс между чужим мнением и собственным ощущением (благого) и прекрасного, довольно сложно, и уж тем более найти людей, которым можно доверять (сложные вопросы) — ещё сложнее. Надеюсь со временем научусь это делать — настраиваться с людьми на одну волну и видеть кому что можно сказать и чему из услышанного можно верить. Музыки это касается в очень большой степени, ведь, наверное, научить (достойной) манере игры можно, а вот научить человека слышать… Есть на эту тему одно хорошее восточное выражение: «хороший учитель учит изнутри».

  2. Алексей, спасибо за интересный комментарий!
    Про стремление очень понравилось! Я думаю, человечество в каких-то базовых вещах не сильно изменилось, и стремление к творчеству вряд ли за несколько веков приобрело какие-то совершенно иные черты. Вот мы живем с вами и если что-то делаем творческое, нам меньше всего приходит в голову согласовать свои творческие порывы с тем, «в каком стиле все вокруг делают» или думать о том, достаточно ли хорошо и полно отражается в продуктах нашего творческого труда эпоха. Наоборот — мы отталкиваемся от этого мира и нашей реальности к миру лучшему, пускай воображаемому… И если удается сделать что-то настоящее, то это всегда больше имеет отношение к чему-то вне времени.
    Но, действительно, тут начинаются всякие тонкие моменты, когда речь идет об исполнении такого произведения (если это музыка) в будущем.
    Согласна и про путеводные огни-светлячки! (Ну, это та тема, о которой мы с вами здесь говорили, кажется, в мае)..
    А про учителей знаете наверняка восточную пословицу? О том, что учитель приходит, когда готов ученик. Кстати, мне кажется, что можно учителя не очень-то слушаться и во многом ему перечить и противоречить, и все равно, если это хороший учитель и ему есть что дать ученику, в результате диалога появится нечто ценное. Это даже лучше, чем пассивное усвоение. И еще. Эти хорошие учителя иногда всем своим обликом, силой личности как бы подают пример, задают планку. Даже просто человеческое общение с ними может быть полезно, даже беседы на отвлеченные темы. Жаль, таких становится меньше и меньше.

  3. Анна, спасибо за интересный ответ! Про стремление я с самого начала чувствовал, но сформулировать чуть позже…
    Думаю что человечество меняется довольно не быстро, наука и технический прогресс шагнули последние несколько веков довольно далеко, но насколько технические достижения далеки от совершенства самого человека (как, впрочем, и от остальной живой природы)? И сильно ли, всё это развило самого человека? Ну, в некотором смысле, дало, стало безопаснее, сытнее, больше возможностей… Но САМ человек сильно изменился, облагородился, стал ли он в большей степени человеком? Думаю, нам ещё предстоит освоить и осмыслить опыт веков, вобрать в себя крупицы их мудрости… Это задача, видимо, не абстрактная человечества, а каждого конкретного человека, хочет ли он развиваться и каким он видит свой пути развития, насколько он сознателен в своём выборе и понимает ли, что от миллионов таких выборов, как и его, формируют общий вектор развития, и нам от этого никуда не деться…
    Согласен с тем, что настоящая ценность, отражается там, где черпают знания и понимание жизни люди разных веков и поколений.
    Не совсем понял: «действительно, тут начинаются всякие тонкие моменты, когда речь идет об исполнении такого произведения (если это музыка) в будущем.» — не могли бы немного пояснить про будущее?
    О том, что учитель приходит, когда готов ученик — знаю 🙂 Но, как и любую мудрость, её, наверное, не стоит трактовать слишком буквально, думаю, если чувствуется потребность, надо искать… Подобные высказывания многогранны, и можно над ними помедетировать… То, что Вы пишите про диалог, лично мне кажется очень и очень важным — именно в нём можно многое и понять и постичь, и, в нём, пожалуй, нередко рождается, какое-то движение.
    А почему, кстати, становится меньше? Может мы просто, с Вами, не там ищем? 🙂

  4. > А почему, кстати, становится меньше? Может мы просто, с Вами, не там ищем?

    Если говорить о музыке, то мне в свое время очень повезло с учителями.(Я застала еще «старую гвардию», людей совершенно иной формации, нежели мы, современные люди, и учеников таких профессоров. К счастью, кто-то из них преподает и сейчас. Но многих уже нет с нами). В целом, боюсь, что в тех пластах, что связаны с искусствами, с глубиной и объемностью художественного мышления и эмоций, человечество потихоньку (а кто-то считает, что даже стремительными темпами) мельчает.

    Если говорить просто о жизни, то, кажется, мне и тут повезло: в моем распоряжении книги, события и удивительные совпадения, все это дает помощь, которую я иногда довольно явственно ощущаю. По кр. мере так оно сейчас — не знаю, как будет дальше, зарекаться не буду.

    Про «действительно, тут начинаются всякие тонкие моменты, когда речь идет об исполнении такого произведения (если это музыка) в будущем» — ничего нового, это я так неудачно принялась разжевывать все то, что уже было написано 🙂
    Можно посочувствовать авторам, которые написали музыку, а потом лет через двести (если она еще к тому времени сохранится) она, возможно, будет играться так, что им бы совсем не понравилось, если б они могли услышать… Но что поделаешь.
    P.S. А может как раз и очень понравилось бы. Как знать! Опять не хватает машины времени)

  5. Еще забыла написать, что мне очень нравится Ваше, Алексей, про голос совести (из первого коммента, где про вседозволенность, плутание в лабиринтах и про свет в конце тоннеля)!
    Я бы про то же сказала еще, что гм… нужно что-то вроде хорошо настроенного чистого камертона где-то в глубинных слоях души. И что его еще надо слышать.
    На Ваше письмо тоже скоро отвечу.

  6. Нужен и чисто настроенный камертон и что-то, что периодически будет его очищать… По идее, одним из основных таких «очистителей» является хорошая музыка и хорошее общение. Ну и, конечно, тишина, в которой человек может встретится с собой… Возможно, тишина, приправленная тихим шумом ветра…

  7. Да! Но очистители у каждого (и в каждый период, наверное) — свои. Для меня это книги, идеи, зрительные образы, что-то вдруг открывшееся в путешествии или в повседневной жизни. Вчера это была дивная статуя.

  8. Т.е.,получается, не музыка. Музыка (но какая-то неслышимая и несуществующая) начинает у меня вырабатываться в душе, если я напиталась этими идеями и образами — как деревья вырабатывают кислород

Добавить комментарий для annablagaya Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *