Перейти к содержимому

Хорошая скрипка

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Хорошая скрипка

 

Черновик статьи для Азбуки

 

Мы вот считаем, что скрипка по-английски будет непременно violin. А ведь это не так. На самом деле у англоговорящих есть разделение — fiddle  и violin. Со словом fiddle связаны всякие презрительные поговорки, согласно которым скрипача считают бездельником, ни на что не пригодным типом. И вообще  fiddle — это такая… дешевка, в общем. Что же до violin, то тут дело совсем другое: короли и королевы, ученые и аристократы, победители конкурса имени Паганини играют, безусловно, на violin.

В чем же разница между ними? Это дело темное и запутанное. Есть такая поговорка, согласно которой violin — это тот же самый fiddle, только он в десять раз больше стоит.

В общем, видимо, тут какой-то рудимент прошлого, когда разделяли аристократов и простонародье, уличных и придворных музыкантов.

За подробностями лучше обратиться к носителям английского, а  мы с вами лучше сделаем для начала самое простейшее разделение.

Пусть наша классификация звучит просто и звучно: скрипка <-> дрова.

Что такое скрипка, здесь объяснять, думаю, уже не надо, а дрова — это наидешевейшая фабричная поделка, неграмотно сделанная и жутко звучащая. Кстати, если вы счастливый обладатель дров, вы даже имеете некоторое преимущество. Можно не мучиться вопросами, которые разбираются здесь в Азбуке: условиями хранения инструмента, поисками хорошего скрипичного мастера, покупкой дорогих аксессуаров и т.д.

Если же вы хотите сильно осложнить себе жизнь и приобрести хорошую скрипку, все становится куда более запутанно.

Прежде всего, есть два подхода к тому, что считать хорошей скрипкой. Первый и общепринято главный — рыночная табель о рангах, согласно которой

…на рынке муз инструментов приоритеты расставлены в следующем порядке: имя мастера, подлинность, сохранность и только потом звук

То есть с самого начала — если мастер занимает не самое высокое место в табели о рангах  (вне зависимости от степени его таланта), или происхождение инструмента вызывает сомнения у экспертов, то скрипка будет стоить значительно дешевле. Поэтому какой-нибудь даже не самый удачный экземпляр скрипки Страдивари, Гварнери, Амати будет стоить больше, чем гениально сделанная скрипка не с таким звучным именем. А «лучше» в массовом сознании будет все равно та, которая дороже.

Важна и «национальность» скрипки. Скрипки бывают разных национальных школ. Дороже всего ценятся старинные итальянские скрипки. Затем старинные французские, немецкие, чешские, польские**.

Помимо старинных, есть еще и современные или относительно современные скрипки. С ними тоже полно всяких нюансов.

Конечно, если вы собираетесь покупать скрипку как вложение денег, можете смело погружаться в истории торгов на Кристис и Сотбис, изучать сайт лондонского скрипичного эксперта Бира, консультироваться со скрипичными мастерами  и предпринимать прочие в высшей степени практичные шаги. В этом случае я вас оставляю в начале этого зыбкого пути, потому как в финансах и инвестициях смыслю мало. Могу только сказать, что стоимость хорошей скрипки может доходить до нескольких миллионов долларов. (Кстати, даже когда скрипку покупают не с «игровыми» целями, все равно очень желательно, чтобы на ней играл хороший скрипач, потому что от длительного молчания скрипки начинают глохнуть).

Мы же с вами в продолжение этой страницы давайте посмотрим на ситуацию немного под другим углом…

Своя скрипка

Вам с шашечками или покататься? Для чего вам скрипка? Чтобы играть на ней или чтобы она висела на стене, а под ней неспешно прогуливался автоматчик?

Знаете, как бывает в жизни: бывают твои вещи, люди, события, места. Они дают тебе спокойствие, чувство комфорта, ощущение собственных сил.  А бывают не твои — вроде и хорошие, но что-то с ними  никак не клеится. Твоя вещь всегда дождется в магазине и будет по карману. Твой человек вовремя появится на пути… И т.д. Ну а твоя скрипка будет хорошо звучать, причем именно в твоих руках.

С этой точки зрения главное — не родословная, а талант мастера, красивый и нравящийся самому музыканту звук скрипки, и ее здоровое, не «аварийное» состояние (гарантирующее, что инструмент однажды не посыпется под пальцами).

А вот истории, связанные со скрипкой — это совсем другое дело. Это по-настоящему интересно. У каждого старого инструмента есть своя история, знаем мы о ней или нет. Иногда это и не истории даже, а самые настоящие легенды.

Но… тут можно ого-го до чего договориться, об этом как-нибудь в другой раз.

— — —

См. сайт J & A Bear (Beare’s) — знаменитая лондонская  фирма в области оценки и продажи баснословно дорогих скрипок.

См. также:

«Что-то у меня плохая скрипка…» или «Не имей Амати, а умей играти»

— —

** Сведения о рангах взяты из кн. Горонка «Советы скрипичного мастера».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *