Хор ангелов
— так итальянские мастера описывали звук скрипки, сделанной профессионалом.
Об этом упоминает скрипичный мастер В. Калашников в своем очень интересном интервью.
Но почему «хор»? Ведь речь идет об одной скрипке, а на ней одновременно слышен один, два, ну с оговорками — три или четыре голоса.
…Может, потому, что в музыке есть и неслышимая часть, а кроме того — есть еще та, которую мы слышим, но этого не осознаем. См.: Обертоны.
—
Цитата из интервью:
Тогда Денис стал учеником друга отца, скрипичного мастера Джузеппе Фиорини из Болоньи, который принадлежал к линии мастеров, восходящей к лучшему ученику Страдивари — Джузеппе Гварнери. Потом Денис с родителями переехал в СССР и специально окончил физический факультет МГУ, чтобы перевести на научный язык знания об изготовлении музыкальных инструментов, которые передали ему итальянские мастера.
У них было знаменитое понятие «хор ангелов», которое применяли для описания звука скрипки, сделанной профессионалом. Денис объяснил, что это термин, которым описывали частотные характеристики инструмента.