Перейти к содержимому

Обучение скрипке (где и как учатся скрипке)

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Где и как учатся скрипке

(Черновик статьи для Азбуки. Будет дополняться и улучшаться)

 

Учиться музыке, чтобы

• стать профессиональным скрипачом/пианистом/виолончелистом и т.п.

• либо чтобы просто быть гармонично развитой личностью, образованным человеком

— это совершенно разные вещи. Как спорт и физкультура. Первое требует сверхнагрузок, тончайшего подхода в воспитании спортсменов (и специального отбора талантов — почти селекции). Второе необходимо каждому, кто хочет быть здоровым. Чтобы пойти по первому пути, начинать нужно с самого нежного возраста, бесконечно тренироваться, пройти через жестокие испытания… Результат при этом неизвестен, и как подобные перегрузки отразятся на личности и здоровье, еще вопрос. Второй путь доступен и взрослым: принцип «лучше поздно, чем никогда» придуман как раз по этому поводу. Любое движение полезно, и лучше хоть как-то приобщаться к здоровому образу жизни, чем никак.

Так же и с музыкой.

Обучение скрипке для собственного развития лучше тоже, конечно, начинать в самом раннем детстве, пока мышцы и связки еще мягкие и податливые, как пластилин, а мышление преимущественно образное, не испорченное социумом и современной школой.  Но даже если этот период упущен, попробовать приобщиться к музыке можно и в сознательном возрасте. В этом случае вы, конечно, не будете играть Паганини (ну и что! Паганини не все профессионалы играют). Зато такие занятия обогатят личность, дадут новые краски жизни, более глубокое понимание музыки и природы творчества – в конечном счете принесут радость и пользу даже в совершенно далеких от музыки областях деятельности. Несомненный плюс обучения скрипача-любителя в том, что не обязательно столько времени уделять вопросам постановки рук, можно больше заниматься общемузыкальными, общетворческими темами. При условии, конечно, что педагог творчески мыслящий.

Обратите внимание, что в детские музыкальные школы (ДМШ) и в детские школы искусств (ДШИ) — именно в них в основном дают дополнительное музыкальное образование  — нужно поступать в детстве, обучение ведется сразу с 1 класса. Там учат не только игре на инструменте (или на нескольких), но и нотной грамоте, сольфеджио, музыкальной литературе и т.д. Взрослых туда не берут, поэтому если вы уже вышли из школьного возраста, придется искать частного педагога. (Теоретически есть и другая возможность: раньше существовали вечерние музыкальные школы, где принимали в 1 класс детей, которым, скажем, по 9-10 лет и больше, а также взрослых. Но на практике подобные школы найти очень сложно. Существуют ли они и сейчас? — этот вопрос требует уточнения. В Москве есть вечерняя школа при секторе педагогической практики Московской консерватории, но это другой случай, взрослых «с нуля» там не учат).

Обучение профессионального скрипача— совсем другая история.

Во-первых, профессионал должен начать учиться игре на скрипке с самого раннего возраста. Даже 5 лет бывает поздновато, потому что к 6-7, когда ты будешь поступать в специальную музыкальную школу, ты уже должен уметь играть. Многие начинают заниматься в 4 или даже в 3 года.

Во-вторых, у него должны быть настоящие музыкальные способности, причем одного музыкального слуха (пусть даже и абсолютного) тут недостаточно. Нужно еще чувство ритма,  умение схватывать то, что говорит и показывает педагог, образное мышление, творческие способности, тяга к музыке.

Причем эти способности должны быть настолько сильными, чтобы выбор этого пути (одного из сложнейших на нашей планете и тем более в нашей стране сегодня) был оправдан. Будущего музыканта ждет действительно тяжелая жизнь. Нормального человеческого детства у него практически не будет: каждый день надо будет по много часов заниматься (вдобавок к  общеобразовательной школе, которую никто не отменял), выдерживать серьезные нагрузки, выступать на ответственных концертах и конкурсах. Испытаний будет тем больше, чем ты взрослее. Этот путь зачастую приносит немало горя; только чрезвычайно сильная потребность в музыкальном творчестве  может хоть как-то оправдать все эти потери.

Двадцать и более лет нужно, чтобы человек получил музыкальную специальность, десятки тысяч часов будут проведены за инструментом, сотни или даже тысячи раз музыкант будет доказывать себе и другим свое право заниматься искусством, после чего он станет специалистом высокого класса, получит солидный диплом и… И дальше ему придется совсем туго. (См.: А скрипач не нужен, родной! и А скрипач не нужен, родной-2).

Словом, перефразируя известное изречение, «можешь не играть — не играй». Ну а если не можешь не играть  — тогда…

Где учат профессиональных музыкантов

Информация, которую можно узнать ниже, собрана для немузыкантов, желающих узнать немного больше о нашем профессиональном мире. Музыканты все это прекрасно знают и так, хотя, пожалуй, это скорее «устные» знания, в справочниках так подробно обо всем этом не пишут.

(Ниже будет изложена система, сложившаяся в нашей стране на протяжении многих десятилетий прошлого века. Некоторые вещи могут слегка варьироваться, в зависимости от качества новых кадров в том или ином учебном заведении сегодня).

Как уже говорилось, музыкант начинает обучаться своему искусству еще в самом раннем детстве. Существуют школы разного уровня, от статусных специальных школ для одаренных детей до обычных ДМШ (в лучших из них, естественно, тоже могут учиться талантливые будущие музыканты, но им придется проделать более длинный путь до консерватории).

В музыкальные школы принимают по результатам вступительного экзамена — тем более строгого, чем престижней школа.

Предположим, что 6- или 7-летний музыкант поступил в первый класс ЦМШ при Московской консерватории (исторически считается самой статусной из специальных музыкальных школ в нашей стране и на территории бывшего СССР), или в подобную же школу при питерской консерватории, или в  «гнесинскую десятилетку» при Гнесинской академии. Он будет учиться 10-11 лет, потом отправляется на экзамены непосредственно в вуз (консерваторию или академию), минуя училище. Учатся в подобных школах сильно перегруженные «вундеры», гастролирующие по всему миру, общеобразовательные предметы здесь объединены с музыкальными.

Существуют и другие пути в музыку — есть школы при училищах, после которых ученик идет плавно «по вертикали» — сдает экзамены в училище, в вуз.  В принципе путь в музыке можно продолжить и после ДМШ (желательно той, которая на хорошем счету и «с именем», и при условии, что у тебя хороший педагог). В этом случае опять-таки надо будет сначала поступить в училище (сразу или очень скоро после окончания ДМШ), а уже потом в вуз.

Исторически сложившаяся слегка «кастовая» система музыкальных школ привела к некоторым психологическим нюансам: некоторые музыканты, не окончившие считающуюся элитной ЦМШ,  относятся к «цээмшовцам» с легким раздражением, объясняя свою нелюбовь тем, что выпускники этой школы играют как-то слишком «с нахрапом». Действительно, сольная манера, блеск и яркость исполнения в ЦМШ приветствуются, а дух состязания (к сожалению или к счастью) буквально витает в ее стенах. Это ее особенности. Не знаю как про вторую, но первая — определенно к лучшему.

Еще один нюанс: специальные школы несколько отличаются друг от друга подходом к обучению. Нечто подобное существует в мире английских, к примеру, высших школ (Оксфорд vs  Кембридж?). Это отражено даже в книжках про Гарри Поттера: вспомните, какое соперничество существует там между факультетами школы Хогвартс — Гриффиндором и Слизерином. Есть нечто подобное и на уровне специальных школ, и консерваторий (Московская vs Санкт-петербургская консерватория?)

В хорошую школу попасть мало, нужно еще попасть в хорошую «школу» в более общем смысле этого слова. Существуют разные школы скрипичного мастерства (это как «школы» в философии, науке, боевых искусствах), восходящие к тем или иным выдающимся скрипачам. Их представители — разнообразные скрипачи-педагоги, среди которых есть и маститые профессора. Скрипачи, конечно же, стремятся попасть в класс к самому маститому из маститых, чтобы к нему же потом поступать в консерваторию, но это сложно: маститые из маститых стараются брать к себе в класс только талантливых из талантливых. А это значит, что помимо обычного приемного экзамена  надо будет еще предварительно прослушаться лично у профессора, он и решит, возьмется ли он тебя учить.

Вообще — мир профессионального музыкального образования не слишком демократичен, как, собственно, и сама природа, либо давшая, либо не давшая человеку талант в той или иной сфере. Другое дело, что даже лучшие педагоги могут вовремя не распознать сильный и самобытный музыкальный дар, а члены экзаменационных комиссий бывают пристрастны. В истории бывали случаи, когда профнепригодными считали будущих великих скрипачей, певцов и т.д. Некоторые музыканты поступали в те или иные музыкальные заведения не с первого раза, и это не должно считаться показателем их якобы низкого уровня.

Тем не менее, несмотря на все уважение к  каждой творческой личности, на признание уникальности творческого пути каждого человека,  немузыкантам стоит знать: между статусными учебными заведениями (такими, как московская или питерская консерватория) и, скажем, музыкальным отделением института культуры  — огромная разница. Эти учебные заведения готовят разных специалистов.

Перечислим музыкальные учебные заведения, начиная «сверху».  Московская консерватория , на сленге музыкантов «конса» (при которой с советского времени существует Центральная музыкальная школа, ЦМШ, а также училище с собственной школой), vs Санкт-Петербургская консерватория с подобной же специальной школой при ней. Далее — Академия им. Гнесиных, она же Гнесинка  (в советское время у нее была не столько артистическая, сколько педагогическая направленность; в последнее время там многое изменилось, Гнесинка прекратилась из педагогического муз.института в академию, стала выпускать больше сильных исполнителей. Того, что там превосходный отдел народных инструментов, мы в данном случае не касаемся, так как говорим о классике). При Академии есть своя школа-десятилетка, школа-семилетка и училище.

Если мы далее сконцентрируемся на Москве**, то  надо назвать и другие музыкальные вузы. Определить их точное местоположение в профессиональной системе координат довольно сложно, потому что одни из них появились сравнительно недавно, другие сильно эволюционировали с советских времен, т.к. по экономическим причинам с ними стали сотрудничать консерваторские и гнесинские профессора. В Академии им. Маймонида (появилась сравнительно недавно, около 10 лет назад)  – гнесинские и консерваторские педагоги и близкая консерваторской программа обучения (принимают туда, несмотря на укрепившееся в просторечье название «Еврейская академия», безотносительно к национальности). Есть Институт Ипполитова-Иванова, он же «Ипполитовка» (музыкально-педагогический институт, созданный на базе муз. училища и, по рассказам, весьма неплохо эволюционировавший с тех пор), Институт им. Шнитке (в советское время он был музыкальным училищем им. Октябрьской революции, но тоже подвергся сильным эволюционным изменениям: теперь это вуз, и при нем школа и колледж).

Среднее музыкальное образование теперь можно получить не только в училище при Московской консерватории или при Гнесинской академии, но еще и в сравнительно недавно образовавшемся  колледже им.Шопена или в Колледже им. Галины Вишневской (при них есть собственные школы, а организаторы последнего планируют создать собственную Академию).

Еще немного про высшее образование. Музыкальное отделение есть в стоящем отдельно от любых классификаций специализированном институте искусств (для одаренных молодых людей, имеющих инвалидность; там тоже  преподают педагоги из Гнесинки и консерватории).

А также в Педагогическом университете и в уже упомянутом институте культуры.

В советское время чаще всего  путь музыканта был более-менее сконструирован еще с детства, было как бы несколько «вертикалей»: после ЦМШ обычно шли в консерваторию, после гнесинской десятилетки  — чаще  в Гнесинку (в последние десятилетия это стало меняться). Судя по всему, в последнее время границы несколько размываются, люди меняют школы, училища, иногда даже вузы. Музыканты чаще ориентируются на педагога, и из-за этого могут переходить из одной «вертикали» в другую.

Как учат музыкантов

Вопреки сложившемуся у некоторых далеких от музыки людей мнению, получить  диплом музыкального вуза сложнее, чем большинство других.
Прежде всего, туда надо еще поступить. Как уже говорилось, зачисление в любое из учебных заведений, а тем более в высшее  — на жесткой конкурсной основе.

Но и попав в ту или иную специальную школу или вуз, ты постоянно должен демонстрировать высокий уровень игры и быстрый профессиональный рост. Поэтому сдача каждого экзамена по специальности, даже в конце года или полугодия – это целое событие, значение которого школьники из общеобразовательных школ и выпускники немузыкальных вузов вряд ли могут себе представить.

Студент-экономист, менеджер, строитель и даже медик в принципе может себе позволить сдать экзамен на тройку (или даже на двойку – а потом пересдать), музыкант же, если речь идет об экзамене по специальности – чаще всего нет. В ряде случаев и пять с минусом – трагедия, поскольку в этом случае ты теряешь возможность получить квалификацию солиста, концертного исполнителя. Четыре и даже четыре  с плюсом — почти катастрофа.

Одна музыкант старшего поколения рассказывала, что в первые годы после основания ЦМШ подготовка там вундеркиндов считалась делом государственной важности, поэтому некоторые экзамены по специальности прослушивал лично… Сталин! (Детям, которым приходилось сдавать экзамен перед «вождем», надо полагать, нужна была самая бронебойная стрессоустойчивость).

Но в  музыкальных учебных заведениях учат не только игре на музыкальных инструментах. Кроме специальности (в нашем случае скрипки)*** существует куча музыкальных предметов, усложняющихся по мере взросления ученика: от азов музыкальной грамоты — к сольфеджио со сложными диктантами, затем к гармонии, для некоторых специальностей — полифонии (что-то типа высшей математики в музыке), к анализу музыкальной формы, плюс музыкальная литература всех времен и народов, оркестр, ансамбль и обязательное «общее фортепиано».

Ну и никто не отменял общеобразовательные предметы. Справедливости ради надо сказать, что в специальных музыкальных школах детей ими не перегружают. Без высшей математики музыкант вполне может обойтись, потратив это время на занятия по специальности. Тем не менее в обязательном для всех граждан страны объеме школьные знания сдаются везде.

Вузовская музыкальная программа — проработка уже имеющихся знаний, но на более высоком творческом уровне, более детализированная. Плюс (по-прежнему) — многочасовые занятия по специальности, экзамены и концерты. А, да, и конечно — конкурсы.

После вузов существует еще один уровень «селекции» учеников — некоторые получают рекомендацию к поступлению в аспирантуру (или в т.н. «ассистентуру-стажировку»). Надо будет играть сольные концерты, писать диссер, а если все складывается совсем хорошо — помогать профессору в работе со студентами, становиться его ассистентом, в перспективе можно получить собственный класс.

По крайней мере так было раньше. В наше время, по уже упомянутым социально-экономическим причинам, «селекция» в этом месте многотрудного музыкального пути дает сбой. Есть выпускники консерватории, причем весьма сильные, которые понимают, что не согласны получать зарплату в четыре раза меньше уборщиц, меняют профессию и начинают все сначала.

Учитывая, что им уже к 25 годам пришлось прожить целую жизнь, полную испытаний, а креативность и стрессоустойчивость за это время они натренировали как никто, в новых областях эти люди часто добиваются успеха.

P.S.

В мире

музыкальное образование и сейчас считается необычайно престижным — таким же, каким оно считалось у нас в советское время. Один из самых статусных музыкальных вузов в мире — Джульярдская школа музыки (до перестройки наша Московская консерватория не уступала ей по статусу). Музыкальные отделения есть в первоклассных западных университетах, например, в Гарварде.

Игре на скрипке несколько по-разному учат в разных странах. К примеру, в Германии упор делается не на яркие сольные качества, а больше на копирование и оркестровую игру.

См.: Профессор, мастер. Он же Шеф

Скрипичные школы (дальнейшее развитие темы про «скрипичных дедушек»)

— —

** Прим.: Помимо Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, есть консерватории в некоторых других городах России, например в Нижнем Новгороде или Саратове, а также в столицах других стран бывшего СССР — Тбилиси, Киеве  и др.

*** Кстати, обучение игре на инструменте происходит всегда «из рук в руки» — во время индивидуальных занятий с педагогом.

См. также: Наизусть

57 комментариев для “Обучение скрипке (где и как учатся скрипке)”

  1. Эльгевина

    > «В ряде случаев и пять с минусом – трагедия, поскольку в этом случае ты теряешь возможность получить квалификацию солиста, концертного исполнителя. »

    Никогда бы не подумала, что там всё так строго…

  2. Да-да, строго — это не то слово… Причем чтобы получить отметку — это надо сыграть большую программу перед строгой экзаменационной комиссией. Это выглядит примерно так: пустой полутемный зал, напряженная атмосфера, в зале стоит длиннейший стол, покрытый зеленым сукном. За ним сидят профессора с мировым именем. Если в обычном (не музыкальном) вузе чаще всего педагоги заинтересованы, чтобы ученики получили нормальные и высокие оценки, то здесь это далеко не всегда так. Когда ты отыграл, чей-то голос из полутьмы зала тебе сухо говорит «спасибо».

    ..А вообще я потому и написала эту страничку, что много раз замечала по своим друзьям и знакомым — большинство людей просто не представляют, насколько напряженно учатся музыканты. Со стороны все это, если не вдаваться в подробности, выглядит очень мило — попиликал человек на скрипочке для своего удовольствия — вот и всё образование… Но это совершенно не так.

    1. Хороший материал. А если бы Вы писали для общества, далекого от мира музыки, про путь подготовки теоретиков, то наверняка бы читатели вообще «умерли» после первых двух абзацев)))))

  3. Катарина

    Да уж! как часто я слышала от людей, которые далеки от музыкальных инструментов и даже не понимают ценности музыки — «Что это за профессия, что за образование — музыкант? это же раздолбайство, безделье…» И тому подобные неуважительные к этому адскому труду высказывания. А тем временем музыканты-профессионалы, для которых — музыка — это работа и жизнь, действительно проходят огонь, воду и медные трубы. Хотя мне музыкальной школы хватило, представляю, что там муз.ВУЗах…

  4. уважаемая Анна!
    вы замечательно описали систему музыкального образования,основной чертой которой должен быть в хорошем смысле консерватизм.единственно что вы упустили это необходимость принадлежать к музыкальной династии иначе обычному человеку там не разобраться никогда.
    удивительно что при таком обилии музыкальных заведений такие низкие результаты на международном уровне,я думаю что это потому что талантливые люди не попадают в систему,одно дело обученность приемам которые годами собирались у так называемой музыкальной элиты,а другое дело талант от природы который требует другого подхода.

  5. > единственно что вы упустили это необходимость принадлежать к >музыкальной династии иначе обычному человеку там не разобраться >никогда.

    =
    (А.Б. Сентябрь 2015 — этот коммент поправлен. Благодарю Komist за замеченную ошибку: я написала тогда в 2012 г., что Ойстрах происходил не из семьи музыкантов. Но поскольку его мама работала в Оперном театре, правильно будет- «не из семьи профессиональных скрипачей». Суть коммента от этого не меняется («династии» тут еще не было), но мне надо на будущее быть поаккуратней.
    Пользуясь случаем, прошу читателей сообщать мне о замеченных опечатках или неточностях.
    А коммент я расширила и перекинула мостик к музыкальным «династиям» по линии педагогов, так что все к лучшему.
    =
    Уважаемая Юлия, не соглашусь с Вами: такой необходимости нет. Даже наоборот, иногда лучше бы и не принадлежать к династии, чтобы не страдать от мифов и заблуждений, которые иногда переходят от предков вместе с ремеслом (необходимость «оправдывать ожидания» и прочее). Некоторые величайшие скрипачи родились вовсе не в семьях музыкантов или по крайней мере не в семьях профессиональных скрипачей: насколько мне известно, Леонид Коган родился не в семье музыкантов, Давид Ойстрах — не в семье профессиональных скрипачей. Что не помешало им стать великими, непревзойденными скрипачами.
    Если бы принадлежность к муз. династии давала какие-то особенно явные привилегии в становлении человека как музыканта, то потомки великих музыкантов всегда или почти всегда были бы «еще более великими» (хотя это неправильный ход мысли — сравнивать личности не стоит), чем их предки. Но такой закономерности нет. (Но это не значит, что природа на детях великих отдыхает).
    Примеров можно найти немало.
    Среди предков Корелли — ни одного музыканта. Родители Тартини не были музыкантами, готовили сына к духовной карьере. Виотти родился в семье кузнеца, умевшего играть на валторне. Отец Паганини — лавочник (играл как любитель на мандолине, но не блестяще). Список можно продолжать.
    С другой стороны — у Вивальди, Сарасате родители были музыкантами (смотрите книгу Л. Раабена «Жизнь замечательных скрипачей»). В общем, может быть и так, и так.

    А в роли «родителей» для скрипачей — педагоги. И в роли «династии» — музыкальные «предки» и «родственники» этих педагогов, то есть «школа».
    Хотя роль самих родителей сейчас тоже очень велика — это героические личности с невозможным терпением. Конечно, неплохо, если они сами музыканты, понимают, чего добивается от ребенка педагог, и действуют в связке с ним.

  6. Кстати, не соглашусь с Вами и в том, что талантливые люди якобы не попадают в систему. Знаю очень, очень много талантливых коллег.

  7. Если кто ищет куда пойти учиться не ломайте голову…, всем давно известно, что гнесинка, то место которое становится домом для многих талантов!!!!
    Если не в Москве, то есть и филиалы…, в Ханты-мансийске точно)))
    gnesin-hanty.ru

    Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» в городе Ханты-Мансийске

  8. Дык а педагог какой был у Ойстраха, Кагана… Столярский, который преподавал в школе «имени мене», не получил высшего музыкального образования ни разу, закончил Киевское училище, вроде бы и все. Его фраза,- не волнуйтесь мамаша у вас обычный гениальный ребенок, спустя много лет вдохновляет такую мамашу, как я. 🙂
    Так что систему иногда можно пробить.

    http://www.odessa.ua/ru/news/16650/

  9. Кстати, в Киевское его не приняли, сказали,- ваша игра делетанская, а вот Одесское закончил.
    ЗЫ это о Столярском, педагоге Ойстраха и плеяды исполнителей с мировым именем.

  10. Прочитала Вашу статью и осознала, насколько Вы правы.
    Приведу пример из моей жизни.
    Дочка училась в обычной музыкальной школе. Училась хорошо, c удовольствием и мечтала стать музыкантом. За время учебы педагоги скрипки менялись, но все хвалили и рассказывали мне какая моя девочка талантливая. И вот однажды… У дочки поменялся педагог. Пожилая дама (преподаватель музыкального училища) согласилась работать с моим ребенком. И тут выяснилось:
    — руки поставлены неправильно
    — скрипку держит неправильно
    — смычок держит тоже не правильно
    — интонацию улавливает нечетко
    К учителю претензий нет. Она права. Зато у учителя есть много претензий к моей дочери. Теперь боремся с проблемами. Хорошо что эта история случилась с моим ребенком в 11 лет. Желание стать музыкантом не покидает мою дочку. А вот я глубоко задумалась. Как взрослый человек я понимаю, что при переходе на следующий уровень обучения нас ждет такая же встряска. A когда дойдет до консерватории, нужна ли будет там моя дочь? Как выдержать конкуренцию с учениками специализированных школ?
    Я не музыкант. Мне сложно это понять. А ребенку помочь хочется.
    Спасибо за честную статью.

    1. Александр

      Ирина. Путь музыканта — тяжёлый путь. Я бы советовал его немного упростить. Добавить электроники. т.к. классика — скрипка/контрабас/фортепиано — путь долгий, тернистиый, и не всегда успешный, в плане финансового результата — материальной отдачи от творчества. Я сам закончил музыкальную школу баян/балалайка (5 лет с отличием), собственная оценка скиллов следующая: сольфеджио слух/диктанты/грамотность 4+, специальность 4. просто хорошо. муз. литература — 5, оркестр — 5 (балалайка).. самооценка жёсткая. понимаю,что \»отличие\» мне \»натянули за уши\». как, зачастую и бывает в музыкальных школах. да, вы столкнулись с шоком — куча всего неправильного — очень даже может быть, учитывая то, как преподавалели могут \»нахваливать\» своих учеников. впрочем, я не желаю тяжёлой жизни музыканта вам и вашим детям, но желаю, чтобы в вашей Жизни всё-таки нашлось место для музыки. я вот dj теперь. свожу треки, делаю миксы. для себя. музыка для меня — хобби. просто что как получилось, я вовремя сменил музыкальную школу на кружок информатики — и, в итоге, обрёл специальность, изучив персональный компьютер. музыкантам очень. очень тяжело. пока не поздно, задумайтесь о смене профессии. т.к. дальше будет сложнее, тяжелее и больнее. как в плане обучения, так и вообще. (я про этап смены преподавателя после 4х или 5 лет занятий). изучите компьютер. сейчас — век компьютерных технологий. музыкальные школы — устарели. музыка пишется в аудио-редакторах. на компьютерах. необходимые инструменты синтезируются синтезатором. далее всё сводится воедино, накладывается вокал, и получается какой-нибудь очередной хит. ради всевышнего. не томите своего ребёнка музыкой. пусть она будет в хобби. обучите чему-то. сейчас можно очень легко заработать, создав какое-нибудь оригинальное приложение для мобильного телефона, привлекайте ребёнка к бизнесу, настраивайте на финансовый успех, потому что \»музыкой\» он себе очень маловероятно, что заработает. слух есть — хорошо. музыкальное образование — отлично. умеете играть на каком-либо муз. инструменте — супер. но для того, чтобы создать что-то своё — вам потребуется компьютер. я начинал писать музыку в программе e-jay, это 2004й год. написал 11 или 12 треков (выпустил компакт-диск). далее у меня случилась неприятность — я потерял данные, и после этого писать музыку у меня желание вообще отпало. но, тем не менее, я создал свой аудио-трек. музыку для меня пишут черкасские ребята cyberbrothers, а голос мой. наложение — любой подходящий аудиоредактор.
      просто что я к чему это всё — ребята — музыка, это серъёзно. и, если ваш ребёнок ходит в муз. школу и думает, что с него получится отличный музыкант — я спешу вас расстроить — возможно. но не через игру на музыкальном инструменте.
      надо быть современным. понимать, что современная, электронная музыка — очень далека от классики. надо изучить стили, научиться разбираться в них. пройти определённый путь клубного развития. ради бога, умоляю — обучите своего ребёнка компьютерам — даже если это будет даваться не так легко — помните — тяжело в ученье — легко в бою — в будущем, ему эти знания, возможно, пригодятся. я не имею в виду заниматься этим профессионально, но хотя бы привить понимание того, что В ВАШЕМ СЛУЧАЕ ВСЯ МУЗЫКА ПИШЕТСЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ. а заучивание композиций для игры на классическом музыкальном инструменте — путь тупиковый, тяжёлый и сложный. тяжело и сложно пробиться. попасть в оркестр. сложно учить сложные композиции. не надо так. не мучайтесь. всё, что вам понадобится — компьютер, синтезатор, и несколько программ типа frooty.loops. пробуйте. там дальше сами увидите, получается у вас или нет. даже если вы изучите компьютер и аудиопрограммы — создать шедевр, это надо постараться. музыканты, зачастую, бедные. исключение — знаменитости, добившиеся успеха типа Tiesto или deadmau5. Я советую — музыку — оставить в своей жизни, но даваться она должна легче. (не по тяжёлой). пусть Ваш ребёнок станет Диджеем. это модно, актуально, круто, перспективно. но упор в жизни пусть делает на какой-то бизнес, не важно, семейный он, или это будет какая-то новая реализованная идея в виде какой-то уникальной программы — будьте современны. я желаю искренне счастья Вам и Вашим детям. прошу, услышьте меня — не будете расстроены и разочарованы в будущем.
      с Уважением, теплом, добротой и пониманием — dj entrancer (Александр.)

      1. Надежда

        Как и где лучше обучать ребенка компьютеру? Хочется, чтобы и музыкальное развитие было, и чтобы воедино это соединить, как у Вас- например, зарабатывать созданием музыки, сведением и т.п…🙏

  11. Ирина, может быть педагог права, а может быть и нет… Всё очень сложно в этом лучшем из миров, а когда дело касается игры на скрипке — так тем более. См.: https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/perestanovka/
    Насчет конкуренции с учениками специализированных школ — и всё-таки я должна сказать, что всё зависит от ситуации и от способностей. Путь через школу/а потом училище не зря тоже существует. На определенном этапе может оказаться, что ученики специализированных школ останутся и позади. Зависит от способностей, от педагогов и от того, как сложатся звезды!
    Удачи вам всяческой! С ужасом вспоминаю момент из своего детства, когда руки пытались переставлять мне (абсолютно немотивированно), и с облегчением и радостью — что этот проект почил в бозе и я все-таки сохранила способность переставлять пальцы на грифе:)
    А с другой стороны — может и зря? Так путь из скрипачей в писатели оказался бы куда короче:)
    P.S. Попавшаяся вам учительница теоретически может быть из той же ветви скрипичных школ, представители которой любят руки переставлять всему, что движется! Сохраняйте бдительность!

  12. Алексей

    У меня кстати такая же ситуация была что и у Елены. Всё не так 🙂 Всё не правильно… И ведь благими намерениями! В результате почти два года потрачены зря и интерес как к скрипке, так и к классической музыке на тот момент был похоронен… Слава Богу не навсегда!

  13. Алексей, два года потеряны — на протяжении этих двух лет вам говорили, что все неправильно? Или после двух лет кто-то послушал и сказал, что все неправильно?

  14. Елена, кстати, забыла вам написать: ученики школ при консерваториях часто курируются (что ли) — не знаю, как точней сказать — профессорами самих этих консерваторий. Или прямо у них же и занимаются, или, например, профессор может послушать талантливого ребенка и посоветовать, куда двигаться дальше, у какого заниматься педагога, чтобы движение происходило в правильном русле. Это всё, конечно, индивидуально — но вот такое более плавное движение бывает, чтобы при переходе с этапа на этап не было таких жестких встрясок. Мамы талантливых детей в этом смысле несчастные люди — им надо искать таких профессоров, разбираться в них, искать к ним подход и т.п.

  15. Алексей

    Не, четыре года я играл — горя не знал, мне нравилось, как-то получалось, было стремление, видел хорошие примеры, хотелось повышать уровень, отчасти из-за амбиций, но в основном, потому что мне было интересно. а тут пришёл в «хорошую школу» и мне сказали это не правильно, то не так… И почти два года меня «переучивали».
    Причём, поскольку я был ребёнком увлекающимся, мне важно было, как бы «уловить музыку», а когда тебя всё время останавливают, как только что-то «не так», так и не поймёшь как это играть, не почувствуешь как подскажет музыка… (если можно так сказать) Ну и постепенно, интерес пропал… Да и время было тогда, такое «крутое»… Хотя это, в общем, не так важно…
    Самое неприятное в этом лично для меня, что я как-то на платформе встретил старую учительницу и даже не поздоровался (сделал вид что не заметил) — посчитал что именно она «меня испортила», точнее такое мнение мне транслировалось, а я, дурак поверил :((( до сих пор стыдно.
    А ведь именно благодаря ей я узнал этот удивительный музыкальный мир, раскрывающий какие-то вечные измерения жизни…

  16. Алексей, угу. Бывает, что фундамент, заложенный до того хорошим педагогом, разрушают (или пытаются разрушить) до основанья, чтобы потом построить своё — а оправданно это или нет, еще вопрос…

  17. Александр

    Почитал статью и задумался:стоит ли продолжать муз. образование?
    Есть желание, но в муз. школу пошел в 11 лет,первые 3года — играл абы как,начиная с 4-го года обучения начал усердно заниматься.С чувством ритма туговато,да и слух тоже не блеск.
    Думаю,после получения муз. образования мало кто хочет сидеть по кабинетам ,за не такую уж и большую зарплату тратить свои нервы — и со мной тоже.Но неужели уже поздно продолжать занятия музыкой и после муз. училища/консерватории и меня ждет такое мрачное будущее, каким мне описывает его учительница по сольфеджио(сидение по кабинетам,работа с неблагодарными учениками,мизерная зарплата)?

  18. Александр, я не гуру и не пророк, да и ситуацию вашу знаю только с ваших слов, но я думаю, что продолжать муз. образование для собственного развития всегда хорошо, а если говорить про большее — то всегда в любой творческой профессии нужно очень большое желание посвятить этому жизнь, способности, призвание… Когда всё вместе сходится, ты понимаешь, что не делать это ты просто не можешь. И тогда и отдаешь этому кучу времени и сил, а потом зачастую миришься низкой оплатой и пр. (кстати, управленцы порой этим и пользуются). Я не совсем поняла, на каком отрезке этого пути сейчас вы. В любом случае, удачи! P.S. Да, кстати: в последнее время я узнаю истории про студентов, которые умудряются одновременно учиться в двух вузах — в музыкальном и в каком-нибудь, к примеру, техническом. Не знаю, как они успевают, но такая идея мне кажется неплохой.

  19. Александр

    Анна,я в следующем году заканчиваю муз. школу и думаю о поступлении в муз. училище.Прочитав много неприятного о жизни музыканта(и спросив у учителей)задумался над всем этим.
    Интересует специальность композитора,аранжировщика(спрашивал у учительницы — нужно знание фортепиано),солиста(читал на Вашем сайте что для этого должны быть одни пятерки) и скрипичного мастера.
    Про скрипичного мастера мало информации и единственное что я узнал из нее — в России нет школы мастеров, все мастера — самоучки и научиться этому можно только пойдя к ним в подмастерье.Правда ли это?Просто мне кажется кто-то же должен был учиться у специалистов иностранных школ.

  20. Александр, дело не в одних пятерках, а в том, что (как мне представляется) если вообще выбирать творческую профессию, то только в том случае, если есть очень сильное желание делать именно это, и этому желанию соответствуют способности. В музыке обычно способности определяются рано, учителя обычно советуют талантливым ученикам продолжать и часто сами подсказывают, куда идти потом; соответственно и готовят учеников заранее. Для всех поступлений нужен определенный уровень подготовки. В училище поступают не все, не говоря о консерватории. Все три специальности, которые Вы упомянули — это не просто специальности, это действительно образ жизни. Про мастеров подробнее подсказать не берусь.

  21. Александр

    Анна, просто я занялся музыкой в 11 лет и не с должным усердием — а все ( или многие) знаменитые или обеспеченные музыканты ходили в муз. школу уже в 5-6 лет и занимались очень прилежно.Я же в противоположность усердно начал заниматься только в последние несколько лет( появился какой-то неутомимый , хотя иногда я о нем и забываю, интерес). Поэтому сомневаюсь — следует ли идти в муз . училище? Один учитель по музыке мне говорил примерно следующее — «Разве это работа?Низкая зарплата и при том , что тебе еще не всегда гарантировано место труда.Потом у тебя появится семья и тебе надо будет ее содержать,а на такую зарплату это сделать нелегко» — сам он человек женатый и подрабатывает где может. Просто если не музыка — то куда?А если музыка — не буду ли я жалеть?

  22. Александр

    Все-таки в конечном итоге каждый делает свой выбор сам. У меня появился другой вопрос — сколько стоит скрипка для окончания муз. школы/училища?

  23. Александр, вот Вы сами ответили на свой вопрос. Действительно, каждый делает выбор сам. К сожалению, никому из нас не дано предугадать, какой путь окажется верным, а какой нет — только время покажет. Постарайтесь услышать свою интуицию…А скрипка стоить может по-разному. Несколько тысяч долларов/евро, например. (Что не означает, что у всех скрипки дорогие и что все скрипачи и их родители богаты).

  24. Добрый день, Анна,

    не посоветуете ли Вы где и у кого в Москве можно проконсультироваться относительно раннего обучения игре на скрипке (с 3 лет). есть ли такие педагоги и как к ним попасть?
    Буду признательна за ответ.
    С уважением, Диана.

  25. Анна, добрый день,
    я мама девочки-начинающей скрипачки, разговорилась с такой же мамой по поводу участия детей в конкурсе, пообсуждали современное обучение музыке и пришли к неожиданному выводу, что музыка сегодня это спорт. Вы пишете, что чемпионов готовят только в ЦМШ, Мерзляковке и Гнесинке, а на самом деле гонка идет во всех ДМШ, как только оказывается, что ребенок подает хоть какие-то надежды. «Что бы даже оставаться на месте нужно очень быстро идти» — как у Кэрролла, чтобы оставаться в этой музыкальной среде нужно соответствовать определенному уровню. И темп обучения постепенно ускоряется. Вам так не кажется? И это не только скрипки касается, посмотрите репертуарные требования любого фортепьянного конкурса, там дети Рахманинова и Скрябина наяривают даже не понимая этой музыки. Зато у них получаются быстрые и сложные места. Интересно, что Вы думаете по этому поводу, спасибо

    1. Ирина, добрый день!
      Простите за запоздание с ответом. Увидела я Ваш коммент и поняла: ой!! ЩАС СПОЮ!
      А потом не было интернета два дня. И сейчас не могу сесть подробно Вам ответить.
      Чуть попозже, ок?

  26. Ирина, чуть не забыла, что собиралась Вам «спеть» Печальную Песнь про то, как в погоне за карьерой (педагогов или учеников) порой забывают про искусство…=)
    Конечно, я к описанному Вами отношусь отрицательно. (Хотя в музыке действительно есть элемент спорта, но когда это так гипертрофировано, непонятно, зачем это нужно). Мои ворчания по этому поводу нет-нет да и прорываются то там, то здесь в этой Азбуке. Да и мой отказ самой играть по таким правилам, и то, что я построила этот сайт, в том числе и с тем же связаны.
    Думаю, впрочем, что дело не в музыке как таковой. Дело в целом в современной нашей цивилизации, в том, что критерий некоего внешнего «успеха» (связанного у немузыкантов с должностями, зарплатами, машинами, шмотками, а у музыкантов — с конкурсами, техническими достижениями) заслонил какую-то душевную/духовную работу, смысл, глубину.
    Кстати, о спорте. Мне что-то кажется, что и в нем — в фигурном катании, например, — техника в последнее время сильно развилась, а артистизм — да особенно нет. Прежние поколения фигуристов катались душевнее. Или мне кажется? Да, наверное, кажется — это ностальгия в стиле «раньше деревья были зеленее»))))
    Про ДМШ в целом — вижу со стороны, что действительно какие-то внешние «результаты» стали там важней, чем раньше. И про конкурсы для учеников ДМШ слышу все чаще и чаще. (Может быть, однажды придется переписывать эту страничку, созданную несколько лет назад, и вписывать туда уже новые «ворчания» — что больше нигде не осталось обучения для развития души?) Думаю, это идет от самого положения дел: бедные-несчастные педагоги, чтобы получать зарплату, должны иметь высокий «разряд», а его надо подтверждать некими успехами учеников, ну а успехи учеников для вышестоящих бюрократов измеряются не тем ведь, что дети у такого-то педагога глубоко понимают музыку, а какими-то более понятными для бюрократов вещами.
    Но все равно я верю, что в таких школах пока есть педагоги, которые еще помнят, что занимаются музыкой, а не забиванием футбольных голов (даже знаю некоторых).
    А недавно я еще узнала, что есть некая вальдорфская школа (или вальдорфские школы?). Правда, истоки этого дела находятся где-то в области теософии, к которой отношусь с глухой тревогой, но, возможно, стоит все-таки к таким школам присмотреться. Музыку там тоже преподают. И, кажется, и правда для души, без карьерных игрищ. Знаю одну замечательную девушку-скрипачку оттуда. Хотя пока у меня насчет этого мало подробностей.

  27. Еще хотела сказать. Старая школа (музыкальная) меньше делала упор на технике, точнее там не было упора на «технике как самоцели». Итог — более объемное звучание пьес. Этот объем, глубина (смысловая) — это то, к чему надо стремиться, по моему глубокому убеждению. Достигается он вовсе не игрой на инструменте, а совершенствованием души. (Тут другие инструменты — их дает сама жизнь, подарки судьбы и испытания).
    Мне бы очень хотелось, чтобы не только в музыке, но вообще в искусстве началась другая эпоха — возвращение к смысловой глубине. То есть почему «мне бы хотелось»? Я уверена, что так и будет: ведь смена эпох — как маятник. Сегодня люди чрезмерно озабочены техникой и внешними показателями, завтра родится новое движение — в пику этому.
    Я бы очень хотела всем, что я делаю, как-то приблизить это время.
    Хотя понимаю, что и в нем могут быть свои перегибы.

  28. В статье затронута только тема элитного музыкального образования в Москве/Питере. К подавляющему большинству музыкантов это отношение не имеет.
    И учиться скрипке с 5 лет — это, на мой взгляд, перебор. Что в этом возрасте можно сыграть? Просто смычком водить по струнам? Это можно и с 7 лет делать, а есть и такие, кто в 15 лет начинает учиться.

    1. Центральная музыкальная школа при Московской консерватории (1985-1996), Московская консерватория (1996-2001), концертный исполнитель, красный диплом.
      Вас демотивирует вот этот https://blagaya.ru/skripka/ раздел о скрипке? Что ж, люди-то разные. Бывает!
      Всего доброго)

  29. P.S. Стало интересно, откуда вы пришли — и вот я посмотрела по написанному вами тут мэйлу, Натая. Почему же вы, усомнившись в моем образовании, не подписались своим именем? Судя по тому, где еще встречался ваш мэйл, вас зовут Надежда Левкина, вы интересуетесь прозой писателей-фантастов, идеями В.А. Чудинова, присылали ему для прочтения какие-то надписи на камнях. (Ого! я тут прочитала о нем. Какая прикольная история!). Не знаю, какое образование у вас, но вот с музыкой вы, судя по всему, не связаны.
    Вы все-таки лучше подумайте в следующий раз, прежде чем войти в чужой дом и плюнуть.

  30. Поправила и расширила свой коммент от 04/01/2012 (16:46)
    Спасибо Komist за замеченную неточность.

  31. Моя дочь 8 лет учится во 2-м классе ЦМШ по классу скрипки — одно сплошное разочарование. Сильных учителей там просто не найти, если не считать старушки Турчаниновой, но ей уже 85 лет, и она постепенно отходит от активной преподавательской деятельности. Проблема вот в чем: есть хорошие скрипачи, которые сами еще участвуют в концертной деятельности, поэтому пропускают много занятий, редко бывают в школе, и мало кто может толково объяснить разные штрихи маленькому ребенку, правильно поставить руки, совершенно нет никакой системы в преподавании. Репертуар мы по большей части сами подбираем, концертмейстер появляется только перед зачетом. С другой стороны там есть неплохие преподаватели-методисты, но они не чистят интонацию и сами не могут показать, как нужно играть сложное произведение. Как я себе представляю хорошего препода? Это что-то вроде Валерия Пясецкого — учителя по фортепиано. Он тренирует с учеником отдельные трудные места, играет вместе с ним (на двух роялях), быстро ведет ученика по репертуару, продвигает на большую сцену. То есть, что ожидается от преподавателя по скрипке? Он(а) должен быть, прежде всего, заинтересованным в талантливом ученике, который должен быть его (ее) проектом. Он должен играть вместе с юным скрипачом, ставить ему (ей) руки (особенно правую), давать амбициозный репертуар, стимулировать и мотивировать, обеспечивать ученика концертмейстером каждую неделю, планировать продвижение ученика на большую сцену, то есть планировать участие в конкурсах, фестивалях, концертах (в том числе организовывать сольные или отчетные концерты ученика), уметь объяснить и показать, как правильно делать вибрато, трель, рикошет (и полурикошет), деташе, стаккато всех видов, спикато и пиццикато, иметь четкую программу по развитию техники (гаммы, этюды, арпеджио, разные Шрадики), быть готовым заниматься дополнительно, капитально чистить интонацию, улучшать звукоизвлечение, учить играть выразительно и артистично, вкладывать душу в ученика, записывать в разные фонды, помогать в подборе скрипки, то есть быть не только учителем и тренером, но и промоутером и импрессарио. Могу сразу сказать, что таких педагогов в современной ЦМШ нет — по крайней мере, мне они не известны. Буду признателен, если кто-то подскажет. Да, дочка моя получает дежурные пятерки на зачетах, но там пятерки ставят почти всем, хотя я бы, например, многим поставил тройки и четверки. Так что не стоит обольщаться. Пятерки ставят, как я понимаю, чтобы не обидеть учителя и самого ученика, больше из тактичности. В итоге и посредственные ученики, и по-настоящему талантливые получают одинаковые оценки, хотя между их игрой может быть пропасть.

  32. Добрый день. Есть малыш 3 года) Любит слушать классическую музыку, поет. Хотим отдать его на скрипку, но не знаем с чего начать и куда обратится (живем в Москве). Помогите советом. Спасибо

  33. Здравствуйте! Мне кажется, Вам стоит спросить Студию семейного концерта, они делают концерты для малышей и с этой темой на «ты»: http://www.baby-concert.ru/ https://www.facebook.com/goncharovmartynova/
    На странице «контакт» речь идет и об уроках игры на скрипке: http://www.baby-concert.ru/kontakty
    Удачи!)

  34. Добрый , у нас другая проблема — педагог именно такой , каким представляет себе для своей дочери Игорь -в музыкальной школе Красноргорска ( и шрадики , и конкурсы , и выбор скрипки ). Но моей ребенок 12 лет никак не может научится самостоятельно заниматься : сама не будет . Либо ждёт напоминания — которое всегда воспринимается отрицательно и если начнёт заниматься , то все сделает так( занимаемся прогоном , трудные мечта не повторяет. ), что приходится все бросать и сидеть с ней. причём первые 1,5 часа все на негативе проходит ( не буду , не хочу , достали ), когда выведет меня из себя , получит свою порцию и как ни в чем не бывало продолжает спокойно играть ещё часа 2-3 . Девочка не Глупая , что то есть , не гениальность , конечно . До того бывает подкатит , что самой домой страшно идти — песня одна и та же . Говорю бросай — отвечает нет . У кого — нибудь есть такая проблема . Поделитесь опытом

  35. Доброй ночи. Так как семья не очень-то и творческая, то задумалась о своих, так сказать, «музыкальных желаниях» поздновато, из чего следует вопрос: возможно ли научиться играть на уровне любителя в 13-14 лет? Стоит ли за сие дело вообще браться? (Слух/ритм сама нормально не оценю, но где-то вроде быыыл…) Заранее благодарю, если мне кто-то ответит ^^

  36. Алексей

    ИМХО то, что пишет Игорь, это что-то вроде того, чтоб из ребёнка делать проект и хотеть чтоб в нём были искренне заинтересованны чужие люди. Это, конечно, может быть, да и, наверное, бывает, но хотеть этого всенепременно, странно… Тем более, ребёнок сам должен захотеть и не просто захотеть, а внутренняя тяга должна возникнуть, в виду соприкосновения склонностей со способностями. Мне кажется, талантливый педагог может это увидеть и развить, и только через какое-то время, можно говорить уже о «привлечении» ребёнка в какую-то исполнительскую деятельность… Опять же, может быть разная склонность к выступлениям и к высокому ритму.
    Вообще, три раза ИМХО, один из самых верных способов уничтожить что-то хорошее, считать, что это что-то хорошее обязано быть. Работать надо с «имеющимся материалом»…

  37. Девушке, спрятавшейся за иероглифами: считаю, что да, возможно.
    PS Конечно, не могла не попытаться перевести иероглифы через яндекс.переводчик и, конечно, улыбнулась))

  38. Анна, благодарствую. Если честно, просто тыкнула первые попавшиеся символы. Ноо. Но. После ваших слов самой стало интересно.*утопала в обьятия переводчика*

  39. Автор лишь вскользь отметила или вовсе не отметила, что все по-настоящему классные педагоги, хоть большинство их выходцы из той же советской школы, сейчас работают в Европе и Америке. Последнее поколение великих российских педагогов уходит. Это такие личности как Грач, Глезарова, Кравченко, Виницкий и др. Когда эта когорта уйдет, замены им пока не видно, а с маленькими детьми вообще мало кто умеет работать, практически никто. Так что те, кто хочет выучить ребенка игре на скрипке на мировой уровне, должны присмотреться к европейской стране — прежде всего, Германии, Австрии, Швейцарии, Испании — там много хороших преподавателей, в том числе выходцев из России и из Консы.

  40. Я вообще не согласна со статьёй. Я сама играю на скрипке. И я не согласна с тем что ребёнок в шесть уже должен играть как профи, этому его будут учить в музыкальной школе, а дальше он уже сам будет решать идти ему дальше по скрипке или нет.
    Но это лично моё мнение. Поэтому прошу меня сторого не критиковать. Так как может я ещё не много знаю. Но я уже играю седьмой год и получаю первые места на республиканских,городских и международных конкурсах.

  41. Я вообще не согласна со статьёй. Я сама играю на скрипке. И я не согласна с тем что ребёнок в шесть уже должен играть как профи, этому его будут учить в музыкальной школе, а дальше он уже сам будет решать идти ему дальше по скрипке или нет.
    Но это лично моё мнение. Поэтому прошу меня сторого не критиковать. Так как может я ещё не много знаю. Но я уже играю седьмой год и получаю первые места на республиканских,городских и международных конкурсах.

  42. эдуардо

    как могла бы Россия помочь развивать мастерство игры на скрипке ребят развивающихся стран Лат.Америки, где музыкальная культура очень слабая? Мой сын из Панамы приехал в Москву в прошлом году. приняли в Гнесике. Вот закончил подфак на отл. С 9 лет занимается скрипкой, но у частных учителей, но получилось после прослушивания, что у него нет необходимого уровня, и парень разачерован. Что делать? Он не на нуле совсем, читает музыку, играет пьесы. Мы думали, что будут учить, чтобы соверщенствовать его мастерство, а не думали, что он должен быть уже готовым специалистом. Как быть сейчас с ним? Кто-нибудь мог бы посоветовать? Есть ли какое-нибудь учебное заведение, которое могло бы его принять? мой майл [email protected] Он получил квоту и не хотим, что он вернулся назад пустыми руками. Я его папа, и учился в Краснодаре 6 лет на филфаке, потому и владею р.яз. Посоветуйте, пожалуйста. Искал информацию и сталкнулся с этим сайтом, может Господь откроет возможности.

  43. >Действительно, сольная манера, блеск и яркость исполнения в ЦМШ приветствуются, а дух состязания (к сожалению или к счастью) буквально витает в ее стенах.

    Ох, помню как играли квартертом «от школы». Уже не помню что играли, не помню, как играли, помню лишь эту дружескую атмосферу четырёх детишек, с вызовом глазеющих друг на друга и не по-детски яростных, что ли. Когда кто-нибудь сбивается на репетициях, незаметно для других и все ищут глазами КТО, КТО ЗАТЕСАЛСЯ В НАШ ОТРЯД ГЕНИЕВ, ПУСТЬ ВЫЙДЕТ. Будто злобные волчата.

    Преподаватели не то чтобы науськивали своих протеже (ибо не так много было преподавателей на скрипку, от силы трое), но сама школа постоянно напоминала, что «у вас абсолютный слух, вы элита, вы наша честь, вы соль земли». И когда детям приходилось сотрудничать, репетиции всегда были болью для каждого участника.

  44. Силлхид

    >Действительно, сольная манера, блеск и яркость исполнения в ЦМШ приветствуются, а дух состязания (к сожалению или к счастью) буквально витает в ее стенах.

    Ох, помню как играли квартертом «от школы». Уже не помню что играли, не помню, как играли, помню лишь эту дружескую атмосферу четырёх детишек, с вызовом глазеющих друг на друга и не по-детски яростных, что ли. Когда кто-нибудь сбивается на репетициях, незаметно для других и все ищут глазами КТО, КТО ЗАТЕСАЛСЯ В НАШ ОТРЯД ГЕНИЕВ, ПУСТЬ ВЫЙДЕТ. Будто злобные волчата.

    Преподаватели не то чтобы науськивали своих протеже (ибо не так много было преподавателей на скрипку, от силы трое), но сама школа постоянно напоминала, что «у вас абсолютный слух, вы элита, вы наша честь, вы соль земли». И когда детям приходилось сотрудничать, репетиции всегда были болью для каждого участника.

  45. > и все ищут глазами…

    Справедливости ради, такое бывает еще в оркестрах, а ведь работают там музыканты, окончившие разные школы и вузы…
    Наверное, вообще часто сотрудничество уступает конкуренции в творческих профессиях.

  46. > Взрослые не то чтобы сильно отличаются от детей.

    Сергей, очень точно подмечено!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *