Анна Благая -

Гамма

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Гамма
(англ. scale — т.е. «шкала»)

Когда мы произносим по порядку буквы — А Б В Г Д Е Ё Ж З — это алфавит.

Когда мы играем по порядку ноты — До Ре Ми Фа Соль Ля Си — это гамма.

Гаммы можно начинать играть  с любой ноты, в отличие от алфавита.

На гаммах тренируются начинающие скрипачи*** (и иногда их продолжают играть скрипачи продвинутые), из подобия гамм (или из их фрагментов) часто сотканы виртуозные пассажи.

Можно ли гаммы считать музыкой — вопрос спорный. Здесь музыканты разделились на два лагеря. Лагерь сторонников гамм (к которому я не принадлежу) имеет, к сожалению, мощный козырь: божественный концерт Бетховена почти полностью состоит из гамм.

И все-таки те, кто не испытывает от звуков обыкновенных гамм приливов нечеловеческого вдохновенья, во многом правы. Опасно чрезмерно увлекаться гаммами.

Когда-то  я писала по этому поводу в другом месте:

«В долбежке гамм (тупо выставленных по линейке нот) так же мало смысла, как в простом произнесении букв алфавита. Ведь логопеды не алфавит заставляют детей произносить, а слоги или слова — именно так отрабатываются сочетания звуков. И актеры, и журналисты, когда им ставят речь, тоже не буквы алфавита гоняют в быстром темпе, а учатся на скороговорках — каких-нибудь «Шла Саша по шоссе…» или «На дворе трава…».

Представим себе абсурдную картину: актер, прежде чем выйти на сцену с монологом «Быть или не быть…», вдруг начнет упражняться за кулисами — сначала в медленном темпе: АБВГДЕЁЖЗ…, потом побыстрее — абвгдеёжзиклмн, и потом совсем быстро — абвгдеёжзиклмнопрст… Или — еще того хлеще — начнет гонять алфавит и в обратную сторону (!) — Яюэьыъщшчцх…

Глупость какая-то, правда?

А вот некоторых музыкантов каждый день заставляют вот так: доремифасольляси… А ведь это почти то же самое — просто музыкальный алфавит. И заниматься его озвучиванием долгое время — вместо произнесения музыкальных слов — не сильно полезное занятие.

Существует тьма интересных и полезных музыкальных скороговорок, которые лично я предпочитаю гаммам. Это всевозможные упражнения Шрадика, Шевчика, этюды Крейцера и т.д. Их, кстати, можно очень интересно играть — совсем не скучным звуком».

Я и сейчас так считаю. (Хотя понимаю, что понемногу включать гаммы в рацион, конечно, не вредно).

Более того: я теперь знаю, что именно гаммы прививают выровненный по линеечке, равномерно окрашенный звук (и такую же, «темперированную» интонацию), а иногда это мешает в художественной интерпретации, потому что если ты действительно творчески подходишь к исполнению музыки, а не просто перебираешь ноты, как мог бы сделать любой компьютер, и если ты подчиняешь музыкальную фразу тем или иным художественным задачам - нужно, чтобы в твоем распоряжении была более богатая в тембровом и интонационном отношении палитра. А вот с ней-то и могут быть проблемы, если целыми днями вот так  мазать чистыми несмешанными красками — До Ре Ми Фа Соль…

P.S. А впрочем, не обязательно только «чистыми и несмешанными». См.: Хроматическая гамма

-

*** Гаммы играют в школе на зачетах по специальности; обычно это не только простые гаммы, но и гаммы двойными нотами, а также арпеджио.

-

См. также: Упражнения

  1. Тут я с Вами не согдасен. Гаммы вовсе не скучные, если играть их с умом. Возьмите хотя бы книгу «Современная скрипичная техника» Ивана Галамяна (учителя Майкла Рабина, Ицхака Перлмана и др.), там буквально сотни разных вариантов исполнения гамм. Кстати, Хейфец и Коган на протяжении всей жизни ежедневно играли гаммы.

    Comment by Скрипач — 10/03/2017 @ 15:00

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>