Анна Благая -

Фуга

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Фуга

Фуги Баха часто сравнивают с готическими соборами. И правда: играя фугу, музыкант как бы "строит" незримое здание: арку за аркой, колонну за колонной, перекрытие за перекрытием. Малейшая смысловая ошибка - и форма, с таким трудом выстроенная, развалится.

Фуги Баха часто сравнивают с готическими соборами. И правда: играя фугу, музыкант как бы "строит" незримое здание - арку за аркой, колонну за колонной, перекрытие за перекрытием. Малейшая смысловая ошибка - и форма, с таким трудом выстроенная, развалится.

 

В отличие от предельно свободных по форме рапсодий и фантазий, фуга — это прежде всего изощренная логическая интеллектуальная игра, и правила этой игры (чрезвычайно строгие) исполнителю приходится соблюдать неукоснительно.

Особенно глубоко влезать в строение фуг мы здесь не будем, отошлём интересующихся к Музыкальной энциклопедии. Скажем о нём лишь в двух словах.

Кельнский собор

 

Фуга — это конструкция из следующих элементов:  тема (когда-то ее именовали «вождём», в немецком языке соответственно встречалось обозначение «фюрер»), ответ (устаревшее наименование — «спутник»), противосложение (контрапункт к ответу), интермедия (срединный эпизод, оттеняющий тему), стретта (разнообразные преобразования темы).

Чтобы конструкция не рушилась, исполнитель должен  ясно «видеть» сам и не менее ясно «показывать» слушателям (рельефно выделять звуком) все эти элементы, а также все те сложные отношения, в которые они вступают. Комбинаторика — наука хитрая, всего из нескольких элементов можно создавать целые миры, так что простор для умственной работы при интерпретации (исполнении, слушании…) такого произведения — соответствующий.

Задача усложняется тем, что  фуги приходится играть, как правило, трёх- или четырёхголосные, а потому тема и всё прочее последовательно будет возникать то в одном, то в другом голосе. Исполнитель должен держать в уме  каждый из голосов, исполняя их все одновременно.

Но и это еще не всё. В фугах рассыпаны так называемые «фигуры», за которыми закреплено соответствующее образное, символическое значение. (См. об этом подробнее: звуковые символы Баха).

Фуги И. С. Баха в обязательном порядке играют и сдают на экзаменах студенты консерваторий и ученики специальных музыкальных школ. Фуга требует от исполнителя сильного левополушарного мышления, математических и инженерных способностей — собственно, это и есть что-то среднее между высшей математикой и сопроматом, только в музыке. (Впрочем, посредством всех этих интеллектуальных сложностей нужно ещё и передавать некие философские мысли и эмоции, а для этого надо их иметь/испытывать/осознавать, так что сводить фуги к точным наукам все-таки не приходится — это сплав гуманитарных и точных наук).

Ценное (и забавное) наглядное пособие для тех немузыкантов, кто хочет лучше уяснить для себя природу фуги, создал и поместил в youtube.com пользователь lenzorg.

Перед вами До-мажорная фуга из второго тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Экран разделен на три «этажа», в которых бегают (fuga дословно и значит «бег») три человечка = три голоса фуги. Смотрите:

 

 

 

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>