Фуга
В отличие от предельно свободных по форме рапсодий и фантазий, фуга — это прежде всего изощренная логическая интеллектуальная игра, и правила этой игры (чрезвычайно строгие) исполнителю приходится соблюдать неукоснительно.
Особенно глубоко влезать в строение фуг мы здесь не будем, отошлём интересующихся к Музыкальной энциклопедии. Скажем о нём лишь в двух словах.
Фуга — это конструкция из следующих элементов: тема (когда-то ее именовали «вождём», в немецком языке соответственно встречалось обозначение «фюрер»), ответ (устаревшее наименование — «спутник»), противосложение (контрапункт к ответу), интермедия (срединный эпизод, оттеняющий тему), стретта (разнообразные преобразования темы).
Чтобы конструкция не рушилась, исполнитель должен ясно «видеть» сам и не менее ясно «показывать» слушателям (рельефно выделять звуком) все эти элементы, а также все те сложные отношения, в которые они вступают. Комбинаторика — наука хитрая, всего из нескольких элементов можно создавать целые миры, так что простор для умственной работы при интерпретации (исполнении, слушании…) такого произведения — соответствующий.
Задача усложняется тем, что фуги приходится играть, как правило, трёх- или четырёхголосные, а потому тема и всё прочее последовательно будет возникать то в одном, то в другом голосе. Исполнитель должен держать в уме каждый из голосов, исполняя их все одновременно.
Но и это еще не всё. В фугах рассыпаны так называемые «фигуры», за которыми закреплено соответствующее образное, символическое значение. (См. об этом подробнее: звуковые символы Баха).
Фуги И. С. Баха в обязательном порядке играют и сдают на экзаменах студенты консерваторий и ученики специальных музыкальных школ. Фуга требует от исполнителя сильного левополушарного мышления, математических и инженерных способностей — собственно, это и есть что-то среднее между высшей математикой и сопроматом, только в музыке. (Впрочем, посредством всех этих интеллектуальных сложностей нужно ещё и передавать некие философские мысли и эмоции, а для этого надо их иметь/испытывать/осознавать, так что сводить фуги к точным наукам все-таки не приходится — это сплав гуманитарных и точных наук).
Ценное (и забавное) наглядное пособие для тех немузыкантов, кто хочет лучше уяснить для себя природу фуги, создал и поместил в youtube.com пользователь lenzorg.
Перед вами До-мажорная фуга из второго тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Экран разделен на три «этажа», в которых бегают (fuga дословно и значит «бег») три человечка = три голоса фуги. Смотрите: