Анна Благая -

Флажолеты

Скрипичная азбука

 

Флажолеты

 

Когда мы хотим, чтобы скрипка звучала как флейта или дудочка (или даже как ансамбль флейт или дудочек), мы используем хитрый технический прием — игру флажолетами.

Слово «флажолет», собственно, и представляет собой название старинного флейтоподобного инструмента.

Флажолеты бывают натуральными (их играют, положив палец — чаще четвертый - на струну, но не прижимая его) и искусственными (в этом случае для извлечения одного звука используется два пальца: один, например первый, прижат к струне, т.е. поставлен на нее обычным образом, а другой — третий или четвертый - легко положен на ее поверхность без нажатия).

Высший пилотаж — двойные флажолеты. В этом случае на скрипке звучит как бы дуэт двух флейт. Этот эффект достигается с помощью трех — или, чаще — всех четырех пальцев, выполняющих последовательности из парных искусственных флажолетов, в которые часто вкраплены  и флажолеты натуральные. Прием этот очень хрупкий и нежный, может при исполнении на сцене сорваться (о чем писал еще Ауэр), причем виноват в этом может быть не исполнитель, а, скажем, слегка «поплывшая» настройка струн, которая в других случаях может и не быть особенно заметной. Зато если двойные флажолеты получаются — это бывает очень красиво: настоящая музыка сфер.

Встречается этот прием редко и исключительно в виртуозных произведениях. Примеры — в финалах Первого и Второго скрипичного концертов Паганини.

См.: статья о флажолетах из Музыкальной энциклопедии.

См. также: flautato;
двойные ноты

 

вернуться в Азбуку

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>