Анна Благая -

Этикет на концерте

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Этикет на концерте классической музыки
(краткое руководство для потенциального слушателя,
который на таких концертах никогда не был
и боится ощутить там себя как на минном поле) 

 

Черновик статьи для Азбуки

Многие из тех, кто не был на классических концертах (но хотели бы), всё равно никогда туда не пойдут. Ни за что. Ни в жизни. Потому что «правил поведения» на таких мероприятиях им никто не объяснял. А меж тем люди чувствуют, что эти правила (негласные) там есть. Не попасть бы в дурацкое положение! Не влипнуть бы!

На самом деле всё не так страшно. Прежде всего потому, что остальные слушатели придут смотреть на артиста, а не на вас. Это уже дает слушателю (даже самому неопытному) некоторое преимущество перед артистом.

К тому же (для многих это окажется сюрпризом) концерт классической музыки – это вовсе не мероприятие в жанре «куда ты денешься с подводной лодки». Если вам будет дискомфортно, вполне можете удрать. Как это сделать технично, я расскажу на этой страничке.

 

Лирическое отступление:

Вообще-то я против этого сложившегося этикета, считаю, что концерты надо проводить где-нибудь в горах под звёздным небом и забыть уже о том кодексе поведения, который был у наших предков в 18-19 веках. (Именно тогда в высшем обществе стало модно устраивать концерты, и манеры тогдашних дам и кавалеров – а заодно и одежда артистов — почему-то намертво прилипли к самому музыкальному мероприятию и так и остались без изменений, хотя воды-то с тех пор утекло — …).

Но в любом случае: пока существуют концерты классической музыки во всяких особняках, музеях, консерваториях и концертных залах, ничего не поделаешь, приходится на время принимать «правила игры».

 

…Итак, краткое описание того, что обычно происходит на концертах. 

Начинается концерт, как правило, вечером, часов в шесть-семь, длится час-полтора (два, в крайнем случае), начинается иногда с небольшим опозданием, минут на пять-десять.

Если опоздал не концерт, а слушатель, ему лучше проникнуть в зал в перерыве между пьесами, во время аплодисментов. Сесть при этом желательно на ближайшее подвернувшееся место, стараясь не особенно привлекать к себе внимание.

Если слушателю нужно с концерта уйти, это тоже нужно будет сделать как можно более незаметно. Если вы просто демонстративно встанете с первого ряда во время игры и шумно утопаете по проходу между креслами – вы не только причините тяжкую душевную травму артисту, но и сами заполучите репутацию хама. Лучше заранее сесть куда-нибудь в такое место, откуда можно незаметно улизнуть – опять-таки между произведениями, «под шумок» аплодисментов. Идеальный вариант – прийти только на первое или только на второе отделение концерта, тогда ваше появление или исчезновение не будет замечено вовсе.

Разумеется, приходы-уходы людей во время концерта — исключение, а не правило. Странно выглядело бы, если бы ряды слушателей в процессе то пополнялись бы, то редели. И вообще, если вдруг из зала сбежит бОльшая часть слушателей, т.е. концерт начнется в полном зале, а закончится в полупустом, артист опять-таки получит тяжкую душевную травму, т.к. это будет значить одно: он играет так плохо, что никто не захотел остаться его дослушать даже из сострадания.

…О тишине. Телефоны, конечно, на время концертов надо отключать, чтобы не мешать одним людям играть, а другим – слушать. По той же причине во время концерта нельзя громко разговаривать (вполголоса перекинуться парой слов с соседом во время аплодисментов — можно). Нельзя также громко шуршать пакетами, демонстративно что-то грызть или жевать (а также призывно сморкаться, лающе кашлять, исступленно в голос зевать … впишите недостающее =))).

…Про аплодисменты. Тут множество условностей. Когда артист выходит на сцену, публика хлопает из вежливости, просто подбадривая, авансом (хотя, если артист знаменитый и публика его уже знает, то это хлопки не авансом, а за прошлые заслуги: бедняге артисту придётся потом весь вечер оправдывать доверие). Если артист капризничает (вариант: застрял в пробке) и долго не выходит, а время всё идет и идет, публика может периодически начинать хлопать и сама по себе – но это проявление нетерпения ничего особенно хорошего для артиста не означает.

Будем считать, что до этого дело не дошло, артист появился на сцене вовремя. Первым делом он кланяется – тоже из вежливости, приветствуя публику, а также в благодарность за аплодисменты. Возможно, потом он откроет рот и простым человеческим голосом расскажет, чего от него стоит ждать на концерте (либо за него программу вечера объявит специальный человек). Если этого не произойдет, в руках у слушателей должны быть программки, где будут напечатаны (в строгой последовательности) названия тех произведений, что сыграет артист. Если в программе вечера произойдут изменения, публику об этом должны уведомить устно.

Да, ещё: перед игрой артист, вероятно, слегка настроит скрипку, но публика, конечно, сделает вид, что не слышит этого)). (Я же говорила, масса условностей…) Ну, конечно, злоупотреблять этим артист не должен, он должен иметь совесть и не завывать часами перед публикой, сладострастно ворочая колком.

По окончании каждой пьесы публика хлопает – тем громче и продолжительнее, чем больше понравилось и чем ближе к концу концерта. Тут есть сложность: в середине произведений, например между частями какой-нибудь сонаты, концерта, симфонии, аплодировать категорически воспрещается. Если кто-то нерешительно захлопает во время высокохудожественной паузы, снобы, сидящие на соседних рядах, непременно будут иронически оглядываться на этого человека. (Снобы неправы, но мы с этим ничего не можем поделать). Поэтому, пока у слушателя нет опыта и знания классического репертуара, лучше по своей инициативе вообще ничего не предпринимать, пока не убедишься, что хлопают все вокруг и (!) артист не против.

…В благодарность за аплодисменты артист снова, как правило, кланяется (это если у него нет бунтарских настроений, мыслей «упразднить аплодисменты» вместе с поклонами). Новая условность: кланяться он будет вынужден всё время, пока ему хлопают. (Это невыносимо скучно… и даже как-то обидно на это тратить время. Лично я обычно стараюсь это остановить).

…Собственно говоря, публика не обязана хлопать. Но если она не хлопает вообще после исполнения произведения и в зале висит напряженная тишина, это событие нехорошее. Это значит, что артист играл из рук вон плохо (тишина – худшее, чем современный русский слушатель может наказать артиста, поскольку свистки и метание помидоров, а также выкрикивание непристойностей с галёрки больше не применяются). Кстати, этот абзац чисто теоретический, на практике обычно не наблюдается.

…Цветы. Их покупать не обязательно. Ну да, знакомые артистов часто приходят на концерт с цветами – кто из лицемерной вежливости, а кто из искренней симпатии. Но даже знакомым можно прийти и без цветов. А тем более остальной публике. Разумеется, артист все равно будет цветам очень рад)), поскольку артисты подвержены такой особой болезни – они склонны измерять успех выступления количеством полученных букетов, а также продолжительностью и громкостью хлопков. (Мы-то с вами знаем, что это ерунда, но что поделаешь – болезнь есть болезнь).

Если уж пришли с букетом – будьте готовы к тому, что большая часть слушателей намерена дарить свои цветы ближе к концу концерта, начиная с конца первого отделения или, быть может, с середины второго. Количество дарителей будет неуклонно возрастать по мере приближения финала, особенно много людей с букетами направится к сцене после бравурных пьес. Но можно дарить цветы и после того произведения, которое вам в исполнении этого артиста очень сильно понравилось, даже если оно стоит первым в программе.

В любом случае цветы надо дарить тогда, когда артист всё еще находится на сцене и публика хлопает. Если вы пришли с букетом, но вместо артиста дарите этот букет соседке по креслу в первом ряду, артист опять-таки решит, что играет хуже всех и, чего доброго, прямо со сцены побежит вешаться.

…Если артист совсем уж вас привел в восторг, можете крикнуть браво. Чаще всего такое делается опять-таки после бравурных (быстрых, блестящих, громких, выигрышных) пьес. Но это опция для продвинутых пользователей, потому что и тут есть тонкости. Нельзя этого делать (так же как и хлопать) где-нибудь в середине произведения, приняв паузу за конец пьесы. И вообще тут надо тонко чувствовать момент. Люди, которые кричат браво хорошо поставленным голосом в самые удачные моменты – это профессионалы (они имеют очень большой опыт слушания концертов, а иногда, что уж греха таить, артисты сами заботятся о том, чтоб посадить в зал такого человека). Не стоит с ними тягаться. Кстати, некоторые из них кричат браво из чистого лицемерия, чего по их бодрому голосу и не поймешь.

…О лицемерии. В конце концерта дается еще некоторое время для аплодисментов; артист будет кокетничать, несколько раз уходить со сцены и возвращаться. Если ему по-прежнему хлопают, то он должен сыграть бис (при этом все отлично понимают, что это тоже кокетство: хочет того публика или нет, артист ей бис впарит в любом случае). Дверь, закрывшаяся в артистическую после продолжительных аплодисментов и нескольких бисов, означает финита ла коммедиа, можно расходиться. Впрочем, начать расходиться можно и до того, например если аплодисменты, недолго продержавшись, робко стихают, как грибной дождик в летний день.

…Да, еще чуть-чуть об аплодисментах. Сильно довольная публика иногда (в конце концерта, как правило), не сговариваясь, начинает аплодировать чуть медленнее, в определенном ритме, словно скандируя (такие аплодисменты – своеобразный ритмический аналог выкрикам спортивных болельщиков: «мо-лод-цы!», только публика на классических концертах ограничивается собственными ладонями и ничего не кричит). Это чревато для артиста многочисленными выходами «на поклон» и, вероятно, настоящим, не предусмотренным в программе бисом.

…Овации и рёв публики (а также когда публика хлопает стоя) – пункт в программе необязательный. С молодыми талантливыми артистами, не имеющими пока веса в классическом муз. мире, это случается редко, что позволяет предположить, что здесь публика тратит силы на артиста не столько за то, что он дал ей на этом конкретном концерте, сколько воздавая ему должное за все его предыдущие заслуги и – чего уж греха таить — за те звания, которые присвоили ему чиновники. Нет, публика не дура (вопреки обидной поговорке, которая давно уже в ходу у музыкантов), но, наверное, человеческая психология устроена так, что известному музыканту все-таки хочется похлопать подольше, чем неизвестному, знаменитому подольше, чем не знаменитому, а перед совсем знаменитым и маститым можно и встать.

Артистическая. Это то место, где находится артист до, после концерта и во время антрактов. Как правило, артистическая примыкает к сцене, непосредственно оттуда выходит и туда уходит артист.

После концерта некоторые люди из публики (продвинутые) совершают рейды в артистическую, так что это помещение превращается в подобие великосветского салона. Возле артиста может образоваться очередь из желающих его поздравить и сказать ему (в прямом смысле, разумеется) пару ласковых.

Артисты люди мнительные (ну, это вы, наверное, уже поняли, раз дочитали досюда); они, конечно, будут ждать комплиментов, если уж вы подойдете к ним после удачного концерта. (Между прочим: удачный был концерт или неудачный – это сразу понимают все: и разбирающаяся в классике публика, и не разбирающаяся, а лучше всех сам артист). Но можно и не подходить, даже если вы полны радостных чувств: расскажете о них артисту позже, на следующий день по телефону. Причем не важно, что именно вы скажете – главное, чтобы это было искренне.

А вот если вам не понравилось – не пытайтесь изо всех сил уверить артиста (и себя) в обратном, стоя перед ним с лицом as long as a fiddle. Вообще вам вполне может не понравиться, даже если артист чистой воды гений (см.: Особенности восприятия). А фальшь в ваших словах музыкант распознает сразу – он только что играл на сцене и все его чувства, вместе с интуицией, все еще обострены до предела. Просто поздравьте/поблагодарите человека в общих словах. Если концерт прошел неважно (что тоже бывает, даже с великими музыкантами), так и тем более не надо устраивать цирковых номеров с комплиментами и ложью во спасение, не мучайте ни себя, ни других.

Ну и напоследок две вещи. Какого-то специального дресс-кода для концертов более не существует. В наши дни от публики не ждут маленьких черных платьев и смокингов. Можно одеться слегка элегантнее, чем обычно, но и джинсы в большей части случаев вполне сойдут. (Званых приемов, маскирующихся под концерты классической музыки, специальных сессий для новых русских в Большом зале, посещения персональных лож на открытии сезона в Ла Скала и прочих мероприятий мы не касаемся, поскольку туда приходят не столько слушать музыку, сколько себя показать).

…А вообще, лучше и не думайте ни про какой этикет. Если вам симпатичен артист и интересно то, что он делает, вы автоматически будете «правильно» себя вести. И даже если «неправильно», ничего страшного, ваша искренность ценнее правил. А вот если артист вам несимпатичен (в чем вы уже имели возможность убедиться), да и вообще вы с детства ненавидите музыку (…) – тогда другое дело. Тогда всё просто: не надо ходить на концерты. И никакого этикета.

-

См. также: Концерт
Скучно
Этикет (внутри скрипки)

  1. Спасибо большое за данный блог и данную статью в частности. Всегда было интересно понять артистическую «кухню».

    Comment by Daniel — 14/05/2013 @ 14:10
  2. Да, и мне самой тоже интересно «кухню» узнавать из других областей — недавно, например, мне попался блог о классическом балете, там интересно было смотреть на наброски, которые делала какая-то балерина, готовясь к роли

    Comment by annablagaya — 15/05/2013 @ 11:35

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>