Перейти к содержимому

Эмоциональное выгорание

Скрипка | Скрипичная азбука | Психологические ловушки

 

Черновик статьи для Азбуки

 

Эмоциональное выгорание

Эта страничка не связана исключительно со скрипкой. Здесь идет речь об опасности, с которой время от времени сталкиваются творческие люди всех профессий: только что вроде ты был полон вдохновенья и прекрасных идей, горел, напряженно и с энтузиазмом трудился, и вдруг хлоп — ты понимаешь, что тебе больше ничего не хочется, все в твоих глазах обесценивается и обессмысливается, тебе кажется, что все то, что ты способен произвести прекрасного в этом мире, на самом деле никому не нужно (а может оно и не так прекрасно?), а раз так — зачем вообще что-то делать! В таком состоянии редко кто натурально залегает на диван и начинает плевать в потолок; большинство людей продолжает лихорадочно трудиться, что усугубляет проблему.

У нас это называется творческой апатией и множеством других имен. А на самом деле речь об опасности, общей для людей всех профессий, связанных с эмоциями. Она подстерегает, в том числе, учителей, врачей и психологов, и называется синдромом эмоционального выгорания. По непонятным причинам я не нашла пока ни одного упоминания о синдроме эмоционального выгорания среди музыкантов, хотя знаю вполне реальные примеры; очевидно, что тут и  симптомы общие, и  причина: ты затрачиваешь огромное количество душевной энергии, мало отдыхаешь, не восполняешь энергию, а если твой труд еще и плохо оплачивается (а в творческом мире бывает и так, что совсем не оплачивается) и невысоко ценится обществом, в котором ты живешь — тогда вероятность того, что ты скоро скопытишься, совсем велика.

Кстати, в точности то же самое описано в в знаменитом романе Джека Лондона «Мартин Иден».

Вроде как в психологии принято называть  «синдромом Мартина Идена» не то, о чем мы сейчас говорим, а депрессию, связанную с достижением успеха.  Я с этим совершенно не согласна. Думаю, Мартин Иден не столь остро реагировал бы на свой случайный успех и на открывшуюся ему несправедливость общества, не будь он так смертельно переутомлен, не израсходуй он предварительно такое колоссальное количество творческой энергии (он ведь напряженно работал, в ущерб сну и еде, сочиняя взахлеб свои произведения при полном отвержении его обществом). 

Так что в творческой среде я бы назвала «синдромом Мартина Идена» именно эмоциональное выгорание. К слову сказать, кроме Мартина в этом романе был жертвой синдрома и другой герой — Бриссенден.

Кстати,  у эмоционального выгорания и переигрывания рук суть общая: природа не терпит, когда мы напряженно и однопланово расходуем все силы, забывая себя. Если мы не внимаем никаким предупреждениям и продолжаем себя разрушать,  она делает дальнейшую деятельность невозможной (как в случае с руками) или безрадостной, бесцветной и неинтересной (как  в случае с душой).

В общем, надо время от времени переключаться и не допускать таких состояний, а если уж настигло — срочно откладывать творчество в сторону. Тем более что в таком жалком виде все равно ничего хорошего не натворишь.

См.: «Переиграть руки»

6 комментариев для “Эмоциональное выгорание”

  1. Конечно, насиловать себя не стоит. Думаю, чем более вооружён творец знаниями, тем менее причин говорить о ЭВ. И.С. Бах был чрезвычайно любознательным человеком и прожил интересную, плодотворную жизнь.
    У Вас замечательный сайт!

  2. Ну если под насилием подразумевать ежедневное тупое ебашилово в симф./оперном оркестре за мелкий прайс на протяжении скажем,лет 15-20-ти — то тут не только выгоранием,а предсуицидальным состоянием попахивает.
    Можно вообще всё возненавидеть;ибо труд оркестранта в Незалежний тяжёл,неблагодарен и вдобавок ещё и невыгоден.
    Слава Украине!

  3. Jaster, думаю, то же самое, что и Вы, могли бы сказать артисты многих оркестров в России, особенно в небольших городах. А может, и мира…
    Что-то я сейчас вспоминаю — кажется, у Гиляровского было что-то (?) на эту тему. Надо поискать…

  4. И кстати, да. Забыла я главную сложность оркестровой игры, когда писала соответствующую страничку. Именно эту монотонную повторяемость.

  5. Я скрипкой лишь балуюсь, в память детства, а до конца вкладывают в комиксы с серьёзными сюжетами. Которые безусловно проигрывают по популярности «коротким-комедийным», какая бы красивая графика и какие бы интересные сюжеты в них не были, сколько бы денег я в них не вкладывал, это просто работает так — смешнявки люди кидают друг другу охотнее.
    И вот раз в три месяца у меня стабильно симптомы СЭВ на этой почве, при появлении которых я делаю паузу и занимаюсь каким-нибудь шлаком, вроде марафона фильмов.
    Не знал о подобном, думал, что это моя личная апатия-депрессия, с которой я так справляюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *