Анна Благая -

Эфы, эсы… и усы!

Скрипичная азбука

Эфы, эсы и усы

«Эфами» называют эти красивые вырезы на скрипке, конечно, потому, что они напоминают букву «эф»  (f). Но… это очень скучное объяснение.

Если бы мы хотели нагнать нашему короткому рассказу атмосферности (а мы хотели бы),
то мы бы обмолвились невзначай, что некоторые физики задаются вопросом: а не имеют ли, случайно, »эфы» какого-нибудь отношения к знаку интеграла?

знак интеграла

знак интеграла

Или, точнее, не имеет ли, случайно, знак интеграла какого-нибудь отношения — к эфам?

И если имеет, то не зарыта ли здесь глубокая метафора?..
…Увы! Мы не будем нагонять атмосферности нашему рассказу, потому что другие физики, — и, кажется, их больше, чем наших физиков, — убеждены, что знак интеграла произошел всего лишь от буквы S (и слова summa).
Что ж… Иногда мир бывает полон скучных объяснений.
На скрипке, кстати, есть еще и «эсы». Они произошли (как уже нетрудно догадаться) от русской буквы «с». Это второе (не поэтическое) название скрипичной талии.
А еще на скрипке есть усы!!!
Да-да, а точнее один ус, тянущийся у скрипки вдоль тела. Так называется тончайшая (шириной примерно в 2—3 миллиметра) полоска дерева, повторяющая изгибы скрипичной фигуры.
Почему ус?
Ну… не всему ещё пока есть скучные объяснения.

-

См. также: «Скрипка Энгра»

- -

P.S.

В интернете иногда путают эфы с эсами.

Для ясности — см. Музыкальную энциклопедию:

Эфы - два резонаторных отверстия на верхней деке струн. смычковых муз. инструментов, имеющие форму строчной лат. буквы f («эф», отсюда назв.). Общие контуры Э. и угол их среза по отношению к своду и его основанию несколько различаются у инструментов итал., франц. и тирольских мастеров. Ширина прорези влияет на характер тона инструмента. По деталям отделки Э. определяется принадлежность мастера к той или иной школе. Красотой Э. славились инструменты работы виднейших итал. мастеров. Мастера 16 — нач. 17 вв. А. Амати, Г. да Сало и Дж. П. Маджини располагали Э. почти параллельно; Э. были длинные, прямые, готич. стиля очертаний. Позднее мастера семьи Амати делали их более узкими; славились Э. в работах Н. Амати (сер. 17 в.). Близки к ним Э. инструментов А. Страдивари. Э. на инструментах Дж. (И.) Гварнери дель Джезу (1-я пол. 18 в.) — не совсем правильной формы, более длинные и угловатые; П. Гварнери (сер. 17 — нач. 18 вв.) делал их округлыми. Совершенством исполнения отличались также Э. франц. мастеров Ф. Л. Люпо и Ж. Б. Вильома.

- -

Эсы - 2) боковые выемки в корпусе инструментов скр. семейства (см. Скрипка), которые облегчают ведение смычка при игре на нижней и верхней струнах, позволяя для избежания задевания средних струн наклонять его на значит. угол по отношению к плоскости инструмента.

-

Скрипка (схема)

  1. Ус- потому, что изначально вставляли китовый ус, вместо полоски дерева. (предвидя ваш возможный вопрос отвечу: могу дать авторов и имена мастеров)). Так, просто из честности заметила.

    Comment by Анастасия — 11/10/2012 @ 23:23
  2. Спасибо за комментарий, Анастасия!
    Почему вы упоминаете честность, я Вас не вполне поняла?

    Погодите… А, так ведь судя по Вашему ip адресу Вы та самая Анастасия, с кем мы общались месяц тому назад в теме о моих записях — вы тогда начали с неправдоподобного комплимента, призывали меня «быть великой», попутно выражая опасения за мою судьбу, и помню, я еще тогда заподозрила вас в мнимом доброжелательстве, ответила вам едко и вас понесло…
    Уязвленная, вы тогда пустились на поиски «мелких ошыбок» (как вы тогда выразились) в моей игре, отображая весь ход своей мысли на моем сайте и в конце концов придя к выводу, что теперь «я для вас потеряна» и что больше вы поэтому никогда на моем сайте не появитесь.

    Так что же вас заставило вернуться?
    Что заставило вас продолжить поиск «мелких ошыбок»?

    Впрочем, каковы бы ни были причины, сейчас вы (возможно сами того не желая) принесли мне пользу.

    Я очень хорошо отношусь к дополнениям от читателей, касающимся фактов. Одна голова хорошо, а несколько — лучше, и если мне кто-то говорит о том, что я где-то допустила неточность (так было к настоящему моменту, кажется, два или три раза, из них один раз была опечатка) — я всегда готова вернуться к этому моменту и перепроверить текст. Тем более что это всегда очень увлекательно: в процессе проверки можно набрести еще на что-нибудь интересное, появляются новые темы для размышления и обсуждения. Вот поэтому и в оглавлении Азбуки изначально было написано: «статьи будут постоянно совершенствоваться и дополняться».
    Так что я обращу внимание и на фразу «почему ус? ну, не всему пока есть скучные объяснения», которой сейчас заканчивается эта страница)))

    А на будущее вам, Анастасия, бан.
    Чтобы в следующий раз вы не появлялись здесь со своими обидками, провокациями, манипуляциями, шантажами («больше никогда к вам не приду, вы для меня потеряны»). Играйте в эти штучки со своими близкими и знакомыми, а не со мной — я вас вообще не знаю и в какие-либо отношения вступать с вами не собираюсь.

    Comment by annablagaya — 12/10/2012 @ 13:14
  3. Повспоминала, проверила. Ну, правильно. Как я и писала — «не всему есть пока скучные объяснения»)) Скоро напишу подробности.

    Comment by annablagaya — 12/10/2012 @ 15:44
  4. По-английски то, что мы называем усом, зовется purfling, это понятие в т.ч. из мира мебели и «малых архитектурных форм», как говорит один из словарей, и имеется в виду под purfling декоративная отделка, окантовка (по краю стола, например, или деки струнного инструмента).
    Со ссылкой на источник /Faber Toby — Stradivari’s Genius/ вот здесь говорится, что первоначально делали этот самый purfling, если говорить о скрипках, из дерева; самый первый известный в истории пример (на скрипке А. Амати, 1564) был из груши и тополя:

    «Purfling was originally made of laminated strips of wood, often contrasting in color as a visual accent. The earliest known example of purfling is on a violin made by Andrea Amati in 1564, now on display in the Ashmolean Museum at Oxford University. It consists of two outer strips of pearwood stained black and an inner strip of poplar.[1]
    (…) [1] Faber, Toby, Stradivari’s Genius, Random House, 2004; ISBN 0-375-76085-7″

    Далее. В основном для «уса» в разном время использовали полоски дерева, хотя в дело шли самые разнообразные материалы.

    Мастер Michael Doran пишет на своем сайте http://www.doranviolins.com:

    «Материалы для окантовки варьируются от мастера к мастеру, что может быть подспорьем для определения старых инструментов. У Страдивари, как и у большинства мастеров из Кремоны, это были грушевое дерево (…) и тополь (..). У немцев, как правило, клен (…). У некоторых французских мастеров — черное дерево (…). Иногда помимо древесины некоторые мастера пользовались и другими материалами: семейство Тесторе, видимо, использовало шелуху кукурузы или какой-то род бумаги, голландская школа скрипичных мастеров — китовый ус, а один римский мастер использовал даже серебро (…)»

    («Materials for purfling vary widely among makers and can be a useful way to identify older instruments. Stradivari, and most everyone in Cremona, used pearwood that was dyed black for the two outer strips and poplar for the white center strip. German makers tended to use maple for both black and white. Some French makers used ebony for the blacks, as it does not need any dying, but ebony is notoriously brittle and hard to bend into shape.

    Sometimes materials other than wood were used, such as the Testore family, who apparently used corn husks or some kind of paper, or the Dutch school of violin makers who used whale baleen. One Roman maker even used silver for his “blacks”.
    http://www.doranviolins.com/workbench/making-purfling/ )
    -
    См. тж. обсуждения среди мастеров здесь и здесь.
    -
    Так что то, что я в свое время не стала писать однозначно про слово «ус» на этой странице (хотя соблазн, безусловно, существует) было верно. По крайней мере до тех пор, пока я не наткнусь еще на какой-нибудь источник, который заставит меня принять иное решение.

    Comment by annablagaya — 12/10/2012 @ 17:22
  5. Геометрия эфов может иметь принцип геометрического построения, который может быть основан, например на развертке какой-нибудь сложной геометрической фигуры? Сергей.

    Comment by Сергей — 23/12/2012 @ 13:58
  6. Сергей, к сожалению мало что смыслю в геометрии, но уверена, что те, кто в ней понимает, смогут что-то интересное сказать про эфы. Если вдруг забредет сюда такой человек, будет интересно его послушать.

    Comment by annablagaya — 26/12/2012 @ 16:38
  7. Автор, спасибо вам за познавательную статью. Скажите: боковые вырезы у скрипки, альта, виолончели и котнрабаса называются эсы, так? А в единичном количестве? Эса? Эс? И еще: есть ли у вас статьи о строении смычковых инструментов?

    Comment by Олеся — 20/01/2014 @ 22:01
  8. Эс. См. здесь

    Немного о строении скрипки есть здесь

    Более развернуто — тут

    Comment by annablagaya — 21/01/2014 @ 00:09

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>