Анна Благая -

Душа

Скрипка | Скрипичная азбука

Черновик статьи для Азбуки

Душа
(главный инструмент музыканта,
даже важнее, чем Страдивари. В идеале с возрастом становится
всё более чутким и драгоценным)

-

Путешествия, созерцание красоты нашего мира, искусство, книги… всё это — пища для развития души.

К сожалению, бывают и другие стороны жизни и другие события, и мы не всегда можем их предотвратить*.

Но это тоже — пища для развития души, если использовать ее правильно. Причем творческие люди здесь в привилегированном положении. Ведь они без всякой алхимии могут превратить даже самые тяжелые, мрачные или уже откровенно «мусорные», казалось бы, «дары» судьбы в легчайшую, драгоценную, исцеляющую ткань художественного произведения.

Музыканты-исполнители делают это, погружаясь в мир той или иной музыкальной пьесы. (И пусть она уже написана — но, как мы уже говорили, с каждым исполнением рождается заново).

.

Правда, в музыке, поскольку надо начинать очень рано, а вкус желательно формировать тоже сразу и очень рано, — а делается это на лучших образцах музыкального искусства, — получился парадокс.

Мы все проходим великие музыкальные произведения, еще только начиная жить. Совсем еще детьми, которым надо играть в куклы, мы играем мелодию из «Орфея и Эвридики», хотя чтобы сыграть эту страничку невинного текста, надо сначала спуститься в Аид и пройти его.**

Чуть постарше, находясь на заре расцветающей юности, смутно предощущая те прекрасные и трогательные события, которые еще должны с нами произойти, мы играем «Покинутую Дидону»***.

Немного погодя, студентами, беремся за Иоганна Себастьяна Баха — за Чакону!****.

В этом есть свое обаяние. Но, получается, мы перепрыгиваем через естественную смену событий и уже в юности проходим периоды, больше свойственные зрелости и даже старости.

Читаем жизнь нелинейно, перелистываем страницы и возвращаемся.

И что самое интересное  — в итоге не дряхлеем, а до глубокой старости в душе остаемся детьми.

.

Конечно, это верно, когда мы говорим про настоящих артистов, а до них дорастают не все. Многие остаются на уровне игры нот и того, что написано под ними (форте-пьяно, крещендо-диминуэндо…), стараясь прежде всего проработать всё «технически» и облечь в выигрышную «упаковку». Некоторые играют «с выражением», правда не до конца ясно, с каким. У кого-то и вовсе нет времени приобретать жизненный опыт, заниматься душой: уже в юности надо делать карьеру, играть на конкурсах. А потом концерты расписаны по часам. И всё это понятно. Жаль только, если вдруг нематериальный, духовный смысл музыки открепляется в сознании музыкантов от своей материальной оболочки. Вот тогда и начинается демагогия: это «в стиле», а это нет, тут «правильный темп«, а тут неправильный, «так играют», а так нет… и т.д. и т.п., в бесчисленных сочетаниях и вариациях.

Даже и маститые профессора нет-нет да впадут в такой соблазн. Как будто у нас комбинаторика или управление автомобилем и можно задать на панели управления (или в каком-нибудь gps-навигаторе) «правильный темп», «верный стиль», и получить живое произведение искусства, не задействовав при этом душу.

-

См. тж.: Душа инструмента (душка)

-

Прим.:

*(Да, я верю, что всё не просто так: годами строится человеческая душа, испытания идут ей на пользу. Или не идут. Удивительно хорошо сказал о смысле испытаний доктор Франкл в «Сказать жизни «Да»! См. тж. «О человеческих судьбах» Николая Сербского)

** Сюжет из этой оперы Глюка таков: певец Орфей не смог смириться со смертью горячо любимой жены Эвридики. Он спустился в потусторонний мир, чтобы выпросить жену обратно в мир живых. Он пел и играл так, что сжалились даже камни. Эвридику отпустили, но с одним условием: она будет скользить за ним неслышно, словно тень (хотя почему «словно»… тенью она тогда и была!) до самого выхода в мир живых, а Орфей должен идти и не оглядываться. Орфей так любил жену, так боялся, что его обманули (и так хотел ее увидеть), что не выдержал и оглянулся. После чего Эвридика была для него потеряна навсегда.

*** Сюжет этой сонаты Тартини прост и сложен: царственная и гордая царица Карфагена, покинутая своим возлюбленным, оплакивает боль утраты.

**** В «Чаконе» Баха, как вообще в музыке этого великого мастера, заключен глубокий религиозный смысл. Наивно требовать столь интенсивных духовных поисков от студента: не каждый из нас Владимир Соловьев или Павел Флоренский, чтобы с юности разбираться в таких материях.

  1. Это, пожалуй, харрактерно вообще для современной системы образования — в тебя втюхивают «знания», не осознавая важности хотя бы незначительно ответить на вопрос зачем они, причём «зачем» не утилитарном смысле, а именно в самом простом житейском смысле, без привязки к чему-то живому знание не живёт… Ну то есть человек должен понимать что это и что ему с этим делать, какой смысл во всём этом. Это свойственно человеческой природе, и то, что этот глобальный вопрос зачастую, обходят стороной, по-моему, довольно странно…

    Comment by Алексей — 16/08/2014 @ 04:26
  2. В тоже время открытая душа ребёнка может намного более непосредственно ощущать вечные темы каких-то великих произведений…

    Comment by Алексей — 16/08/2014 @ 04:30
  3. Алексей, да! В школах, например, странно проходят литературу, берут порой такие произведения, которые дети понять не могут в принципе… И еще и рассусоливают эти непонятные темы. Итог — здоровая ненависть к Толстому с Достоевским! (Я читала всё очень рано, но — дома, а как только это стало школьной обязаловкой, отношение к русской классике было надолго испорчено).
    Но о парадокс — со вторым Вашим комментом тоже согласна)

    Comment by annablagaya — 20/08/2014 @ 12:55
  4. :)

    Comment by Алексей — 22/08/2014 @ 00:22

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>