Анна Благая -

Дирижер

Скрипка | Скрипичная азбука

 

Дирижер

levaya-web

(Иллюстрации из кн.:
М. Багриновский, Дирижерская техника рук. М., 1947)

levaya2-web

(Скачать больше примеров из книги /rar-архив, 4,56 Мб./)

-

Продолжаем тему движений/жестов в музыке (проклюнувшуюся в конце странички Танцы).

Если на сцене играет оркестр, тогда теми тонкими художественными материями, о которых уже была речь здесь в Азбуке (интерпретация музыки; колористика/звуковые краски; фразировка; форма; динамика и т.д.) занимается не каждый музыкант в отдельности, а один за всех — дирижёр. Именно он пытается проникнуть в замысел композитора, вживается в образ, выстраивает в уме форму, продумывает оттенки, а затем словно «играет» эту музыку на огромном «человеческом оргАне», на оркестре, где каждая группа инструментов — особая «краска».

Передает свой замысел музыкантам оркестра  дирижёр с помощью особого, довольно изощренного языка жестов: получается, он буквально «лепит» форму музыкального произведения, «рисует» прямо на глазах у слушателей некие грандиозные звуковые картины.

Причем за всю художественную часть отвечает левая рука дирижера, а правая - тактирует, то есть задает темп, скорость, с которой «звуковая картина» (или лучше назвать ее звуковой «кинолентой»?) будет разворачиваться перед внутренним взором публики и музыкантов.

Тут есть один смешной нюанс.  Будущих дирижеров, когда они занимаются в академиях и консерваториях, учат в совершенстве владеть языком жеста, достигать большой выразительности в движении рук. Это здорово. На это приятно смотреть. Но… при этом будущим музыкантам оркестра никто не объясняет, что бы эти жесты (к ним обращенные) могли означать. И правда, зачем объяснять? Придется, чего доброго, учить музыкантов-исполнителей азам дирижерского искусства, нарушать принцип узкой специализации труда.
Как же договориться, как же понять друг друга двум сторонам — жертвам эпохи узкой специализации?.. А никак. Как-нибудь сами допетрят.

И ведь действительно допетривают! Если на первых порах студенческие оркестры порождают некую страшную, токсичную звуковую массу (производимую оттого, что каждый, не зная, что конкретно надо делать и на всякий случай перестраховываясь, играет и не тихо и не громко, и не с такой интонацией и не с этакой, вроде вступает и вроде не вступает…), то со временем оркестранты действительно научаются определенным образом реагировать на телодвижения дирижеров, а дирижеры начинают эти телодвижения снабжать всякими красивыми подробностями, добирая недостаток понимания кровожадными или, наоборот, любовными взглядами, посылаемыми в самую гущу коллектива. «И корабль плывет»!

-

N.B. Кстати, бывает и зеркальная ситуация. Допустим, оркестранты уже опытные, они уже выучили, что же значит тот или иной жест. Но вот беда: дирижер непонятно показывает, потому что сам никогда не обучался дирижерскому ремеслу…))

- -

См.: Концерт для скрипки с оркестром

- -

См. также:
Сайт автора книг по искусству дирижирования, дирижёра, профессора Вячеслава Валерьевича Чистякова

Левая рука дирижера (текст с сайта)

  1. я то думал, вы о практике солиста-оркестра будете говорить! Как часто даже опытные скрипачи и виолончелисты не умеют настраиваться с оркестром! А этот эффект применял Паганини! Чтобы звук солирующей скрипки не сливался с оркестром. Так вот, звук солирующего инструмента опытные музыканты настраивают любо на 135, либо на 145Hz. То есть разница получается небольшая, но зато ваш даже блестящий инструмент не сливается с 40 скрипками оркестра!

    Comment by Алиби — 02/05/2011 @ 18:32
  2. > я то думал, вы о практике солиста-оркестра будете говорить!

    Так страница-то про дирижеров :)

    Паганини не мог применять этот эффект в таком виде, как Вы говорите, т.к. единица измерения частоты герц (Hz) была вообще принята в 1933 году, когда Паганини очень давно уже не было на свете.

    Тем не менее, если мы говорим про сам принцип в целом, то да, про незначительную разницу в настройке ин-тов в различных ансамблях писал Григорьев (см. кн. «Методика обучения игре на скрипке», которую я здесь часто рекламирую).

    Comment by annablagaya — 03/05/2011 @ 10:54

Оставить комментарий

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

XHTML tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>