Азбука | Родственники скрипки в разных странах
—
О любви и о виоле д’Амур
Любовь слепа. Это знали мастера-лютьеры, когда делали фигурную головку инструмента под названием виоль д’амур («виола любви») в виде головки Купидона с завязанными глазами.
Любовь полна и совершенна, когда твои чувства и мысли откликаются в чьем-то сердце — и это тоже знали лютьеры, которые дали виоле любви резонирующие (симпатические) струны, делающие звук объемным и сияющим.
.
Виоль д’амур (или виола д’аморе) — представитель блистательного семейства виол, аристократической ветви европейских смычковых. В каких точно отношениях это семейство находится со скрипичным семейством, нам знать сейчас не обязательно (хотя «Музыкальная энциклопедия» упоминает как одну из версий, что скрипка могла развиться и от виол, а про сами виолы пишет, что они произошли от средневекового смычкового инструмента фиделя/виелы/виолы, вобрав в себя к тому же черты лютни).
Как бы то ни было, виолы когда-то считались драгоценными музыкальными инструментами для чутких ушей и изысканного общества, а скрипки — их грубоватыми, нагловатыми соперниками с улиц. И вот возникла «виола любви». «Британника» прямо называет эту виолу с резонансовыми струнами гибридом виолы и скрипки. «Музыкальная энциклопедия» пишет, что виола д’амур наряду с виолой-бастардой (да-да, есть и такой инструмент!) возникла «в процессе «борьбы» виол и скрипок». (Или — в результате кровосмесительной страсти?)
…Вот тут-то самое время вспомнить про violin и fiddle.
Помните, что это два имени скрипки, отражающие ее двойственность: одно уважительное, другое не очень?
Есть шутливое обозначение, как отличить «виолин» от «фиддла»: на «фиддл» не жалко пинту пива пролить. Fiddle — вообще слово с подмоченной репутацией. Мошенничество или надувательство — это в основном про «фиддл», даже глагол такой есть. (Подробнее).
Так вот, в каких бы ни были отношениях виолы и скрипки, факт в том, что сейчас в слове violin отчетливо слышно «viol». (А «большая скрипка» из семейства скрипичных — альт — так и называется сейчас: viola). Ну а fiddle — он и есть fiddle… только слово перенеслось со средневековой бродячей на классическую скрипку. (Кстати: пословица про «face as long as a fiddle» — «лицо вытянувшееся, как скрипка» — это, конечно, про вытянутую физиономию древних народных «пра-скрипок» — про какую-нибудь понтийскую лиру, очевидно? — но никак не про наш инструмент).
В общем, путаница. И получается, что в скрипке заложена двойственность: в ней видят сразу и бродячий простонародный фидель (та часть ее природы, которая связана с искусством улиц!), и благородство утонченных виол.
В игре это, кстати, очень даже проявляется. Чем лучше ты научился играть, тем звук получается более «округлый», благородный, глубокий… Чем хуже — тем он более скрипучий, резкий и плоский, или даже гнусавый, как у некоторых народных скрипок.
Правда, вне зависимости от уровня игры, «простонародность» иногда нужна как особая краска. И вообще если ты только и умеешь, что нежно петь — ты так долго не проживешь! Иногда нужно и ответить, и за себя постоять.
— В нашем деле надо рубать! — задумчиво сказала как-то одна известная профессор.
Кто смотрит со стороны на нежного скрипача, никогда бы не подумал. Очередной парадокс…
— —
P.S.
В связи с виолой д’аморе некоторые усматривают какие-то сюжеты, ведущие опять к Востоку. То в резонаторных отверстиях на верхней деке (затейливые вырезы вместо эфов) видят какой-то исламский символ, то вспоминают о резонирующих струнах на восточных инструментах — напр., на индийском саранги (см. видео о виоле д’амур выше на этой странице). А есть еще версия, что якобы и само название виоль д’амур на самом деле восходит не к амурам вовсе, а к маврам! (Viola d’Amore = Viola da More). Что якобы кто-то когда-то ослышался.
Чего только не бывает! Как знать =)
=
Из Музыкальной энциклопедии:
1) «Особой разновидностью В. были виолы с резонансовыми струнами: виоль d’амур, виола да бардоне или баритон, виола-бастарда. Резонансовые струны, располож. под грифом над верхней декой, своими обертонами придавали звучанию нежный, приятный оттенок. Эти инструменты, возникшие в процессе «борьбы» виол и скрипок, со временем также были вытеснены инструментами скрипичного семейства».
(отсюда)
2) «Виоль д’амур, виола даморе (франц. — viole damour, итал. — viola damore, букв. — виола любви), либесгайге (нем. Liebesgeige), — смычковый инструмент виольного семейства (см. Виолы). Появился ок. 2-й пол. 17 в.; первое упоминание о В. да. относится к 1679 (Evelin, Memoirs, v. 1, p. 514). Корпус той же величины, что у большого альта, с более высокими обечайками и очертаниями, типичными для виол, головка инструмента — длинная, фигурная, с большим количеством колков. Имеет 5-7, чаще 6-7 жильных игровых струн и столько же или более (до 14) резонансовых металлич., протянутых под подставкой. Строй исполнитель мог менять по своему усмотрению. Чаще всего В. да. настраивалась по звукам мажорного или минорного трезвучия в зависимости от тональности исполняемого произведения.
Звук В. да. — нежного, мягкого, серебристого тембра. В отличие от виолы и др. её разновидностей, В. да. держат как скрипку — на плече (a braccio). Расцвет иск-ва сольной и ансамблевой игры на В. да. относится к 18 в. (во Франции и Германии — ко 2-й пол. 18 в.). В этот период создаётся обширная лит-ра для В. да.: сонаты А. Ариости, концерты А. Вивальди, сонаты и концерты К. Стамица (последний был выдающимся виртуозом на В. да.). Для В. да. писали также И. С. Бах, Г. И. Ф. Бибер, И. X. Граупнер, И. И. Кванц, Г. Ф. Телеман, Ф. В. Руст и др. К концу 18 в. популярность В. да. резко падает. Интерес к В. да. возрождается в 19 в., что связано с успешными выступлениями в качестве исполнителя на В. да. франц. альтиста К. Урана. Под влиянием его игры Дж. Мейербер применил В. да. как солирующий инструмент для муз.-поэтич. характеристики драматич. действия в опере «Гугеноты» (1836, романс Рауля). Вслед за Мейербером мн. композиторы в своих оперных и орк. соч. использовали В. да.: Ш. М. Лёфлер (драм. поэма для В. да. и орк. «Смерть Тентажиля», 1897), Г. Шарпантье («Луиза», 1900), Ж. Массне («Жонглёр Нотр-Дам», 1902), Дж. Пуччини («Мадам Баттерфлай», 1904) и др. В. да. изредка встречается в современной конц. практике. Выдающимися исполнителями на В. да. были франц. альтист А. Г. Казадезюс и сов. альтист В. В. Борисовский. Среди композиторов 19-20 вв., писавших для В. да.: Н. Я. Афанасьев (сюита для В. да. и фп.), П. Хиндемит (соната ор. 25 No 2 и концерт ор. 46 No 1), Ф. Мартен (церковная соната для В. да. и органа). Имеются многочисленные школы игры на В. да. — от созданных ещё в 18 в. (Л. Т. Миландра, 1771) и до современных (К. Штумпфа, 1961).
Литература: Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Zц11ег К., The viol damour, its origin and history, L., 1885; Briequeville E. de, La viole damour, P., 1908; Lesser E., Zur Scordatura der Streichinstrumente, mit besonderer Berьcksichtigung der Viola damore, «Acta musicologica», Lpz., 1932, v. 4, fasc. 3-4; A1tmann W. und Borissowsky W., Literaturverzeichnis fьr Bratsche und Viole damour, Wolfenbьttel, 1937; Kцhler W., Beitrдge zur Geschichte und Literatur der Viola damour, В., 1938 (Diss.); Boyden D. D., Ariosti’s lessons tor viola damore, «MQ», 1946, v. XXXIII.
И. М. Ямпольский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.»
— —
Множество виол в изобразительном искусстве: The Cipher for Viola da Gamba and Lute и еще немного тут
—
P.S. Картинки на этой странице взяты из открытых источников, мне неизвестен их автор. Пожалуйста, если их размещение здесь нарушает чьи-то авторские права, дайте мне знать.