Акустика

Скрипка | Скрипичная азбука

Акустика 

То, как звучит скрипка, зависит еще и от пространства, в котором льется звук.

Своды готических соборов; бальная зала в дворянском особняке; каждая комната в доме, включая кухню и ванную; чердаки и лестничные пролёты; консерваторские классы; концертные залы (выстроенные по всем правилам науки архитектурной акустики); улицы города; леса, поля и горы, – все они отзываются на звук по-разному.

Масса факторов может повлиять на акустику. Большие пустые помещения, как правило, звучат более гулко и «глянцево»; они же, заставленные вещами, завешанные тяжелыми портьерными тканями, застланные коврами, звучат глухо, почти «ватно».

Пустой концертный зал, в котором утром перед концертом проходит репетиция, будет звучать не так, как тот же самый зал, битком набитый публикой. Звучание зависит даже от того, в каждой точке пространства стоит музыкант!

И опять, – поскольку у скрипача нет времени проводить научные исследования и рассчитывать формулы, когда он уже вышел на сцену, — к особенностям акустики того или иного помещения ему приходится адаптироваться прямо «на лету», используя художественное чутье. (И то, что такой метод работает – лишнее доказательство того, что не стоит разделять человечество на «технарей» и гуманитариев и недооценивать последних: интуиция артиста зачастую – не что иное, как сверхбыстрое мышление).

P.S. Перечисляя особенности звучания в разных помещениях, мы не упомянули звукозаписывающую студию. И вовсе не случайно: ведь это практически глухая комната, никак не отзывающаяся на звук. Она построена для того, чтобы писать звук всухую, «как есть». К тому же она полностью изолирована от внешнего мира, в ней царит сплошная, неестественная тишина.

Играть в таких помещениях (да и вообще в них находиться) не очень-то интересно. Многим это даже доставляет ощутимый психологический дискомфорт. И это понятно: на нашей планете, где всё живет, дышит и звучит, так не бывает. Так бывает разве что в космосе; космонавтов перед тем, как допустить к полетам, обязательно тренируют и испытывают в специальных глухих комнатах — сурдокамерах.

И хотя звукозаписывающие студии, как ясно из названия, строили специально для записи звука, все-таки скрипку далеко не всегда пишут именно там. Природа скрипки такова, что к ней просто просится реверберация акустического зала, а скрипачу для того, чтобы раскрыться  полностью, желательно слышать отраженный звук.

См.: Специфика звукоизвлечения в зале и учет психофизиологических механизмов эстрадного состояния (В. Григорьев)

Игра в классе, зале или студии?

Запись

Ссылки по теме:

Основы акустики, архитектурная акустика

См. тж.: Тайна акустики яичных лотков

P.P.S.

Станислав Ежи Лец сказал когда-то: «каждый зритель приносит в театр свою собственную акустику». Но это уже совсем другая история.

3 комментария

  • Евгения

    Здравствуйте, Анна. Очень рада что случайным образом нашла Ваш сайт. Прочитала многие Ваши статьи и во многом получила психологическую и духовную поддержку!

    Меня всегда волновал вопрос акустики. Я не так давно начала заниматься скрипкой, а до этого взяла в руки флейту. Флейта довольно капризный инструмент и без акустики нюансы и выразительность на этом инструменте слишком скудные. Как оказалось в таком положении находятся все музыкальные инструменты, когда начинаешь вникать в тонкости.

    Сейчас у меня есть возможность заниматься на скрипке только дома, где акустика очень резкая и глухая. В звуке скрипки я всё время слышу очень явный призвук (шипение) канифоли и трение волоса о струну. Никак не могу привыкнуть к этим звуковым качествам и многие мои идеи по поводу занятий остаются нереализованными. Иногда начинаю терзать себя за всяческие «отмазки» в сторону акустики, но всё же, каждый день часть работы, которая касается звука и выразительности остаётся в тени. Инстремнт звучит слишком прямолинейно, есть огромный призвук от канифоли, а сама скрипка малочувствительна. Хотела с Вами по этому поводу посоветоваться и услышать Ваше мнение. Мне кажется, что ощущения и восприятие очень меняется от акустики, в которой себя слышишь. Если акустика глухая и резкая, то не услышишь никакой тонкости. Это сковывает даже на начальном уровне (может дальше больше чем на более продвинутом, хотя с флейтой в плохой акустике мне также некомфортно, хотя работаю уже на более высоком уровне). На днях поменяла канифоль Пирастро Пиранито и струны Пирастро Тоника(стояли несколько месяцев), думала это поможет, но к сожалению результат тот же. Сейчас стоят струны Томастик Доминант, использую канифоль Бернандель от фирмы Саварез.

    Мне кажется что акустика во многом решает тот подход с которым ты будешь заниматься,я за собой это замечала. Со сменой акустики в лучшую сторону начинаешь замечать больше нюансов, возникает больше мыслей, а вот неточности и погрешности, они же слышны всегда, если ты уделяешь внимание всему что делаешь. Мне кажется, заниматься всё время в плохой акустике не очень хорошо и даже в некоторых случаях это может наносить вред, даже на начальном этапе занятий (но осмысленных занятий!). Особенно это сказывается на ощущении инструмента и психологическом восприятии себя с инструментом. Кажется что он всегда звучит грубо и прямолинейно. Из-за звука сковывается и техника. Возможно не все чувствуют такой дискомфорт занимаясь в не очень музыкальной акустике, но для меня это всегда имело огромное значение.

    К сожалению сколько бы я не старалась об этом с кем-то поговорить или же найти что-то в интернете, в книгах, нигде не нахожу подобных мыслей. Я понимаю что оказаться в хорошей акустике порой бывает непросто, но это не значит что от этой мысли нужно совсем отказаться. Никто и нигде об этом не говорит. Первый раз читаю подобные мысли у Вас на сайте. Впрочем и многие другие Ваши мысли очень уникальны и об этом либо говорят мало, либо не говорят совсем.

    Спасибо Вам за внимание. Очень хочется услышать Ваши мысли по этому поводу, так как разделяю очень многие Ваши идеи и взгляды, но со скрипкой у меня ещё не много опыта. Хочется в этом разобраться.

    Заранее Вам спасибо!

    • annablagaya

      Дорогая Евгения, простите, что отвечаю поздно. Акустика, конечно, влияет и на звук, и на самоощущение во время игры, и на мотивацию. И действительно об этом не особенно говорят, не особенно пишут. Но если говорить об обучении, то все-таки считается, что играть и заниматься надо уметь в любой акустике. Т.е. надо стараться, чтобы звук был хороший в любом помещении (сипа, шипа, хрипа и прочего не должно быть нигде — ни в зале, ни в классе, ни в комнате). До какой-то степени неблагодарная акустика помогает совершенствоваться, потому что ошибки слышны. А в некоторых помещениях они и правда не так заметны. С детства помню, как моя педагог ругала учеников, которые смекнули, что лучшая для них акустика — в туалете (не шучу!), потому что она гулкая, скрадывает ошибки, и занимались там:) Педагог это дело им запрещала.
      Хотя бывают и другие крайности. Правда, известный мне пример относится к уже сложившемуся профессиональному музыканту. Несколько лет назад на моем сайте появился собеседник — очень умный, при этом фанатично преданный необычной идее заниматься лишь в совершенно лишенных резонанса, глухих помещениях наподобие звукозаписывающей студии. Правда, сам он своим рекомендациям не следовал, потому что, как я поняла, давно оставил музыку. Но, по его словам, так любит заниматься его друг, прекрасный скрипач. Мой собеседник очень активно убеждал меня, что лишь так сложившийся музыкант может услышать свои ошибки: если он начнет так заниматься (либо арендуя студию, либо устроив «глухую» комнату у себя дома), класс его игры взмоет вверх.
      Он, правда, признавал, что такие занятия — мазохизм (по типу «мыши кололись, плакали, но продолжали есть кактус»), но считал, что здесь важно не «хочу», а «надо».
      Я тогда не спешила с ним соглашаться (хотела набрать информации — для меня это была совершенно новая тема), а сегодня отношусь к такой идее критически, считаю, что красота скрипичного звука нуждается в резонансе, что дыхание скрипичной фразы невозможно в помещении без резонанса, как наше собственное дыхание немыслимо в безвоздушном пространстве. Правда, у всех свои подходы к занятиям, все индивидуальны, и если другу моего собеседника действительно помогают именно такие занятия, то это его личный подход, его право.

      Но… Это уже почти философское отступление. И ведь это крайности, акустика в вашей квартире никак не может быть такой, как в студиях. А вот если все-таки говорить о самом начале обучения, то остается заниматься там, где есть возможность. При этом гулкими помещениями прикрываться неполезно, к сожалению. (Конечно, даже дома есть места, где лучше звучит и где хуже — совсем не преступление заниматься там, где это комфортнее. Помещение, где занимались хитрые ученики, которых ругала моя педагог — не в счет!)
      Как добиваться хорошего звука? Ответ лежит на поверхности. Ведь Ваш следующий комментарий про то, что у вас недорогой смычок, что вы в нем не меняли волос и он играет только если жирно наканифолить (причем канифоли хватает только на 2-3 минуты), — это логическое продолжение этого комментария про акустику. Сначала решите вопрос со смычком и добивайтесь хорошего звучания в тех помещениях, что вам доступны сейчас. Увы, не могу Вам подсказать, какой смычок выбрать — во-первых, у меня нет особого опыта в подборе именно ученических смычков такого плана, поэтому мои коллеги, которые активно занимаются педагогикой, здесь вам лучше подскажут; а во-вторых и в главных, ведь по интернету совершенно невозможно этот смычок потрогать, им поиграть (а это и нужно делать при выборе: от смычка очень сильно зависит звук! Про штрихи, про его эластичность и прыгучесть даже не говорим…) Так что все-таки это вопрос к педагогу и к мастеру, к тем, кто рядом с вами.
      Удачи!

  • Евгения

    Спасибо большое Вам за Ваше внимание и полезные советы. Я как раз занялась подбором смычка для себя, так как пришла, в итоге, к мысли, что именно смычок так значительно портит звук. Надеюсь что этот вопрос решиться как можно раньше, хочу сообщить Вам свои впечатления, как только удасться сменить смычок.

Добавить комментарий для Евгения Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.