Аккорды
Черновик статьи для Азбуки
Все знают, что аккорды — это когда одновременно звучит целая гроздь нот. Пианисты просто нажимают сразу несколько клавиш, и получается аккорд. Но на скрипке всё не так, как кажется. На скрипке аккорды если и звучат слитно, то благодарить за это нужно разве что чудеса восприятия и ловкость рук скрипачей. А в действительности, если мы скрипичный аккорд рассмотрим «под микроскопом» (а точнее — в замедленной съемке), то окажется, что там верхние ноты там начинают звучать все-таки позже, чем нижние.
По-настоящему слитные аккорды с тех пор, как классические скрипачи отказались от смычка в форме лука, стали утопией. И не надо быть великим геометром, чтобы понять, в чем тут фокус.
Дело в том, что у нас струны натянуты по принципу арки — две струны в середине расположены несколько выше, чем две крайние. Получается такой горбатый мостик. (Видимо, именно поэтому то, что мы называем подставкой, у англичан зовется bridge — то есть «мост»). А поскольку смычок у нас не дугообразный, а прямой, да с хорошо натянутым волосом — становится ясно, что этим двум столь разным плоскостям никак не совпасть: нельзя провести таким смычком одновременно по всем струнам. Ну, может быть, какой-нибудь великий математик когда-нибудь и решит эту задачу (не раньше, чем разберется с квадратурой круга и вечным двигателем!), а пока скрипачи придумали собственное решение.
Они аккорды попросту делят.
Четырезвучный аккорд «раскладывается» пополам по схеме 2+2, то есть (даю русские/латинские обозначения струн): {Соль+Ре | Ля+Ми} (G+D | A+E).
Трезвучный — {Соль+Ре_Ре+Ля} или {Ре+Ля_Ля+Ми} (G+D_D+A или D+A_A+E). Средняя струна здесь — как бы перевалочный пункт, связующее звено между двумя крайними струнами.
Чтобы места «сгиба» в аккордах не были слишком видны, всё это проделать придётся довольно быстро и ловко. В этом случае быстрые трезвучные аккорды могут восприниматься со стороны цельными, а четырезвучные сохраняют концертный дух, не застопориваются, не застревают в самом неподходящем месте.
Продолжение (и видеопримеры) — следуют
ЗдОрово! Когда моей маленькой Ляльке дали разучивать песенку с аккордом в 3 ноты (двойные мы уже освоили), я никак не могла взять в толк, как же сыграть эти три ноты вместе? Учительница показала, и Лялька довольно легко освоила — и главное, ей самой нравится, как у нее лихо получается! 🙂
Ну видите как хорошо 🙂
Уважаемая Анна!
Я уже однажды обратился к Вам за помощью ( по поводу значения термина segue в концерте Виотти ) и получил исчерпывающее разъяснение, за которое хочу ещё раз выразить Вам свою искреннюю благодарность.
Сегодня я вновь прошу о помощи.
Очень часто у меня появляется необходимость найти в интернете ноты какой-либо песни. К моему сожалению, мелодия иногда представлена в виде аккордов для гитары, баяна (аккордеона ). Мой вопрос заключается в следующем: имеется ли алгоритм (метод, способ, чёткая последовательность шагов ) получить из этих аккордов мелодию в виде обычной последовательности нот?
Видимо, гитаристы и баянисты легко записывают мелодию в виде аккордов. Меня же интересует обратный процесс.
Может быть, такой метод является частью музыкальной грамоты, изучаемой в высших музыкальных организациях, но неизвестной мне из-за недостаточного моего музыкального образования?
Заранее благодарю за ответ.
Зиновий.
Добрый вечер.
Мне кажется я могу вам помочь.
Способ 1: играть только басы аккордов (к примеру Am играть просто как ля)
Способ 2: играть арпеджио (Am превращается в ля -до -ми, по порядку)
Можно экспериментировать: например в нео-классике часто используются «Альбертовы басы» — сначала играем тонику аккорда, потом по очереди, терция и квинта (ля -до -ми -до -ми -до -ми)
Способ 3: если вас всё же устраивают двойные ноты, могу рекомендовать вам децимы.
Децима — это, если быть простым, октава с прибавленной к ней большой или малой терцией.
Например Am — ля + до (на октаву выше), а A — ля + до# (аналогично)
На этом у меня все.
Зиновий, не стоит благодарности.
Аккорды — это только аккомпанемент к мелодии.